Протоиерей Артемий Владимиров


Гюстав Доре. Нагорная проповедь

Проповедь за Литургией.
 
Мы слышали сегодня в Евангелии, как один из учеников Иисуса Христа приступил к Спасителю со смиренной просьбой научить их, последователей Господа, молиться. Ибо и Иоанн Креститель, которого поначалу многие иудеи почитали бóльшим Иисуса Христа, преподал какие-то молитвы своим ученикам. Спаситель не призрел этой просьбы апостолов будущих и даровал им ту великую, единственную, несравненную молитву, которая начинается сыновним обращением к Единому Богу: "Отче наш, иже еси на Небесех". После этой молитвы Спаситель счел необходимым присовокупить еще и притчу, в которой Он говорил о некоем человеке, поздней ночью пришедшим к дому друга своего с просьбой дать ему хлеба, ибо просивший не имел ничего для учреждения трапезы. К нему, в свою очередь, пришел друг, которого должно было угостить. "Я уже сплю и дети покоятся на ложе",-отвечал из-за двери хозяин дома. Христос, - если не ради дружбы, то ради настойчивости просителя даст ему хлеба, выполнит его безвременную просьбу. Так и вы,- заключает свою притчу Спаситель назиданием, - просите и дано будет вам, ищите и обрящете, найдете, толцыте – стучите – и отворят вам. Сказываю вам, что всякий просящий приемлет, всякий, кто просит, тому дано будет.”

Эта притча о ночном посетителе и непосредственно призыв Господа проявлять настойчивость, постоянство в молитве, указывает нам, как мы должны призывать имя Господне, как подобает употреблять молитву Господню. Т. е. с глубокой верой в Отеческую благость, со всегдашним смирением, с ощущением своего недостоинства мы должны припадать к величествию Божию, испрашивая милости, поверяя Господу сокровенные прошения нашего сердца. Не должно, убеждает нас Спаситель, смущаться, если мы тотчас не получаем просимого. Происходит это по многим причинам: по нашему маловерию и по невнимательности нашей молитвы, перемешанной с житейскими, а иногда – откровенно греховными помыслами, и потому, что иногда просим неразумно, того, что не соответствует нашему духовному возрасту. Скажем, просит человек у Бога дара слез, а сам при этом не прекратил осуждение ближних. Согрешает устами смертно, клевеща, наветуя, а при этом у Господа в молитве испрашивает каких-то высших, вовсе не понятных ему, человеку, просителю, состояний. Не дает иногда Господь нам сразу, потому что и принять-то мы не готовы, но тотчас бы потеряли, если бы Господь вложил в наше сердце просимое. Не дает сразу, потому что иногда мы оценить не способны как подобает дара Божия. Не дает сразу, потому что высшее благо для нас – всегда пребывать просящим. Ибо всякий, просящий у Бога, поневоле смиряется, чувствуя свою недостаточность, находясь в положении просителя, ничем не гордится, но, взывая к Богу, обретает незаметно высшее духовное благо – самое моление, самый союз с Господом, осуществляемый чрез всегдашнюю молитву, докучание, прошение у Господа того, что мы требуем. Итак, Евангельские слова: "Просите и дано будет вам",- утверждают никого не отчаиваться, тем паче не ожесточаться, если мы не видим в себе чаемых духовных благ, не замечаем в себе никаких добродетелей, но исповедуем свою нищету и окаянство.

Знаешь, что ты нищий, исповедуешь, что не имеешь ничего доброго, по той самой причине и проси, ибо Бог, бесконечно богатый в своей милости, независтно, без упреков подает тому, кто просит с верою, со смирением, с благоговением. Притом, что просить нужно не единожды, но постоянно. Если не дается нам искомое, тем паче должно усугублять наши молитвы, потому что постоянство в молитве свидетельствует о нашей готовности принять то, о чем просим. "Ищите и дано будет вам, ищите и обрящете”. Всегда мир во зле лежал. Всегда люди, идущие к Богу, находились во тьме собственных страстей. Ныне особенно усугубилась эта тьма, духовные сумерки покрыли вселенную. Ныне особенно оскудел преподобный. Оглядываемся вокруг себя – и не видим тех, с кого могли бы брать пример, кто бы мог поделиться с нами истинным духовным опытом. Мы подобны детям с повязкой на глазах, подобны путникам, сбившимся с дороги, идем ощупью, не можем и шагу единого сделать без руководствующей десницы Божией. Вот почему, ощущая и исповедуя собственное невежество, помраченность ума и сердца, мы призваны всегда, как малые дети, просить Небесного Отца, дабы Он не попустил нам совершенно сбиться с пути, сойти с дороги, ведущей в вечную жизнь. Должны всегда просить Господа, дабы Он не попустил нам быть пленниками лукавого, но всегда держал бы нас в поле Своего зрения, всегда призирал на наши воздыхания, всегда исправлял наши ошибки, дела рук наших исправлял к благим для нас последствиям. И тот, кто просит настойчиво, постоянно, со смирением, твердой верой в милость Божию, обязательно получит, - удостоверяет нас Господь Иисус Христос. Возведен будет на высоту нравственного совершенства, избавлен от сетей лукавого, обретет прощение всех грехов, только бы, и падая по немощи, тотчас бы вставал, открывал раны взору Божию, исповедовал свой грех и снова устремлялся в путь, как бы тяжело ему это не казалось.

"Ищите и обрящете, стучите и отворят вам.” Итак, по назиданию Евангельскому, Господу Богу весьма угодна наша благая настойчивость, неотступность в прошении о милости Божией. Не благоволит Господь к тем, кто, взявши, положивши руку на плуг благочестия, оборачивается вспять. Не благоволит душа Господня тому, кто сегодня молится, а завтра не хочет молиться, кто согрешает непостоянством. Но всего дороже в очах Божиих сознание нами нашей немощи и постоянство в прошениях. Вот почему святые Отцы говорят, что нет ничего дороже, нет ничего ценнее, чем жизнь со всякой умеренностию, но и с постоянством. Оставляют подвиг те, кто слишком много полагаются на себя самих. Оставляют подвиг веры и молитвы те, кто слишком много берут на себя. Терпят кораблекрушение те моряки, которые безрассудно отправляются в плавание, не запасшись грузом смирения, терпения, надежды на Бога.

Нет ничего выше, чем житие умеренное, с постоянством свершаемое. То есть, молитвы наши пусть будут кратки, но постоянны. Пусть подвиги будут умеренные, сообразные с нашей немощью. Пусть все внешнее в нашей жизни помогает нам свершать подвиг внутренний, который состоит в том, чтобы никого решительно не осуждать, никогда не унывать, за все благодарить Бога, проявлять крайнее внимание к своему сердцу, трезвиться в молитве, вовремя отгонять от сердца злые помыслы, всегда исповедывать свою слепоту и полностью доверяться Промыслу Божию, благодати Господней, который ведет нас к покаянию и спасению.

Да поможет нам Господь и Его Пречистая Матерь и все святые, познав свою немощь, идти ко Господу со всегдашним прошением, со всегдашним припаданием к Его стопам, дабы мы всегда стучали в дверь милосердия Божия, в надежде на то, что Господь скоро отворит нам и утвердит нас в жизни благочестивой, соделает нас неуязвляемыми от козней лукавого духа.

7 ноября 2000 г.