Священник Феодор Людоговский
О Закхее – Лк 19:1–10 (зач. 94):
…Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
В этом евангельском чтении, которое большинство из нас слышит и читает далеко не первый раз, сегодня хотелось бы обратить внимание на самые последние слова – они принадлежат самому Спасителю: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». В этой короткой фразе заключена вся, если так можно выразиться, программа Сына Божия: здесь мы видим Его цель и используемые для достижения этой цели средства.
Цель – отыскать и спасти погибшее, пропавшее. Речь идет, конечно, о человеке. Но использованный средний род (так и в греческом тексте) позволяет думать, что человек здесь рассматривается как Господне достояние, как Его неотъемлемая собственность – это подтверждают и другие притчи из Евангелия от Луки, например, о драхме и о потерянной овце в 15-й главе. И это Свое достояние Господь хочет вернуть назад.
Почему же погиб, пропал человек? Мы хорошо знаем это из Писания: это произошло по причине непослушания, гордости и нераскаянности наших прародителей. Однако всякий, кто размышлял о грехопадении Адама и Евы, наверное, задавался вопросом: зачем же Бог создал человека – и притом создал его именно таким – если Он знал (или, по меньшей мере, предполагал), что человек не устоит перед искушением и что прекрасное Божие творение будет искажено, искалечено грехом? Зачем Творец воззвал нас из небытия – неужели только для того, чтобы мы мучились на этой земле, а потом умирали? И не должен ли в таком случае Бог разделить с нами ответственность за наши грехи?
Конечно, здесь можно занять оборонительную позицию и начать всё раскладывать по полочкам: Бог хотел как лучше, Он сотворил человека свободным, человек свободно избрал грех – следовательно, сам и виноват, никто больше. И такое рассуждение, как будто бы, правильно и логично. Однако, во-первых, оно нимало не удовлетворяет вопрошающих. А во-вторых – священная история дает нам иной ответ. Бог, даже если и не несет ответственности за наши грехи, однако ж поступил так, как если бы Он был всему виной: Он сам стал человеком (со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями); более того, имея выбор, Он стал не царем и не князем – нет, Он родился в бедной семье, стал, как и его названный отец, плотником, затем – странствующим проповедником. И окончилась эта жизнь позорной и мучительной смертью на кресте. И всё это – для того, чтобы отыскать нас, погибших, и спасти. Такова была цель – и таково было средство.
Но, может быть, это была не единственная цель? Скажем, Сын Божий пришел в том числе и для того, чтобы восстановить Израильское царство? Или чтобы основать новую империю? Не для того ли Он проповедовал, чтобы заложить некие духовно-нравственные традиции? Или чтобы воспитать нас в военно-патриотичеком духе? Может быть, Он взошел на крест, имея в виду утвердить права человека? Или защитить угнетаемые национальные и прочие меньшинства? Как ни странно, ответ отрицательный: Христос родился, крестился, проповедовал, исцелял, воскрешал, а затем умер, воскрес, вознесся и ниспослал Святого Духа для того, чтобы нас спасти – т. е. даровать нам избавление от греха, открыть нам двери Царства Небесного.
Он снизошел до нас – в прямом и переносном смысле этого слова. Он снизошел до Закхея – так же как и до Матфея, и Савла и многих других. Жизнь и душа любого человека драгоценны в Его очах, они несравненно дороже любой идеологии, любой морально-этической системы. И если мы ученики Христа, то, думается, с нашей стороны было бы разумно и правильно брать пример с нашего Учителя: человек (равно как и Бог) не может быть средством – но только лишь целью. Никакая сиюминутная целесообразность, даже если она получает самые звучные наименования, никакие далекоидущие благие намерения не дожны и не могут быть оправданием для равнодушия и малодушия, для злобы и бессовестности, для принесения других людей в жертву якобы Богу – но на самом деле иным богам.
Христос пришел отыскать и спасти погибшее – постараемся стать для Него добрыми помощниками. А начать поиски, быть может, стоит с самих себя. Где мы? На этот вопрос мы будем давать ответ в течение всего Великого поста, приближение которого возвещает нам сегодняшнее евангельское чтение.
…Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
В этом евангельском чтении, которое большинство из нас слышит и читает далеко не первый раз, сегодня хотелось бы обратить внимание на самые последние слова – они принадлежат самому Спасителю: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». В этой короткой фразе заключена вся, если так можно выразиться, программа Сына Божия: здесь мы видим Его цель и используемые для достижения этой цели средства.
Цель – отыскать и спасти погибшее, пропавшее. Речь идет, конечно, о человеке. Но использованный средний род (так и в греческом тексте) позволяет думать, что человек здесь рассматривается как Господне достояние, как Его неотъемлемая собственность – это подтверждают и другие притчи из Евангелия от Луки, например, о драхме и о потерянной овце в 15-й главе. И это Свое достояние Господь хочет вернуть назад.
Почему же погиб, пропал человек? Мы хорошо знаем это из Писания: это произошло по причине непослушания, гордости и нераскаянности наших прародителей. Однако всякий, кто размышлял о грехопадении Адама и Евы, наверное, задавался вопросом: зачем же Бог создал человека – и притом создал его именно таким – если Он знал (или, по меньшей мере, предполагал), что человек не устоит перед искушением и что прекрасное Божие творение будет искажено, искалечено грехом? Зачем Творец воззвал нас из небытия – неужели только для того, чтобы мы мучились на этой земле, а потом умирали? И не должен ли в таком случае Бог разделить с нами ответственность за наши грехи?
Конечно, здесь можно занять оборонительную позицию и начать всё раскладывать по полочкам: Бог хотел как лучше, Он сотворил человека свободным, человек свободно избрал грех – следовательно, сам и виноват, никто больше. И такое рассуждение, как будто бы, правильно и логично. Однако, во-первых, оно нимало не удовлетворяет вопрошающих. А во-вторых – священная история дает нам иной ответ. Бог, даже если и не несет ответственности за наши грехи, однако ж поступил так, как если бы Он был всему виной: Он сам стал человеком (со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями); более того, имея выбор, Он стал не царем и не князем – нет, Он родился в бедной семье, стал, как и его названный отец, плотником, затем – странствующим проповедником. И окончилась эта жизнь позорной и мучительной смертью на кресте. И всё это – для того, чтобы отыскать нас, погибших, и спасти. Такова была цель – и таково было средство.
Но, может быть, это была не единственная цель? Скажем, Сын Божий пришел в том числе и для того, чтобы восстановить Израильское царство? Или чтобы основать новую империю? Не для того ли Он проповедовал, чтобы заложить некие духовно-нравственные традиции? Или чтобы воспитать нас в военно-патриотичеком духе? Может быть, Он взошел на крест, имея в виду утвердить права человека? Или защитить угнетаемые национальные и прочие меньшинства? Как ни странно, ответ отрицательный: Христос родился, крестился, проповедовал, исцелял, воскрешал, а затем умер, воскрес, вознесся и ниспослал Святого Духа для того, чтобы нас спасти – т. е. даровать нам избавление от греха, открыть нам двери Царства Небесного.
Он снизошел до нас – в прямом и переносном смысле этого слова. Он снизошел до Закхея – так же как и до Матфея, и Савла и многих других. Жизнь и душа любого человека драгоценны в Его очах, они несравненно дороже любой идеологии, любой морально-этической системы. И если мы ученики Христа, то, думается, с нашей стороны было бы разумно и правильно брать пример с нашего Учителя: человек (равно как и Бог) не может быть средством – но только лишь целью. Никакая сиюминутная целесообразность, даже если она получает самые звучные наименования, никакие далекоидущие благие намерения не дожны и не могут быть оправданием для равнодушия и малодушия, для злобы и бессовестности, для принесения других людей в жертву якобы Богу – но на самом деле иным богам.
Христос пришел отыскать и спасти погибшее – постараемся стать для Него добрыми помощниками. А начать поиски, быть может, стоит с самих себя. Где мы? На этот вопрос мы будем давать ответ в течение всего Великого поста, приближение которого возвещает нам сегодняшнее евангельское чтение.