Протоиерей Валерий Захаров



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы отмечаем великий, радостный и таинственный праздник - введение во храм Пресвятой Богородицы. Об этом событии свидетельствует Предание нашей Святой Церкви. Когда мы совершали праздник рождества Пресвятой Богородицы, мы вспоминали о том, что на протяжении многих лет совместной жизни у благочестивой четы Иоакима и Анны не было детей. Они дали обет Богу о том, что если у них родится долгожданное дитя, то этот ребенок будет посвящен на служение Богу. Когда Деве Марии исполнилось три года, пришло время исполнения этого обета. По-человечески Иоакиму и Анне не хотелось расставаться со своим возлюбленным ребенком, но они понимали, Кому они давали обещание, поэтому не исполнить его они не могли.

Мы знаем, что Дева Мария, встреченная у порога Иерусалимского храма первосвященником Захарией, на протяжении 10 лет воспитывалась в храме. Ежедневно Она не только молилась и читала Священное Писание, но и постоянно трудилась. Именно там в храме Она сподобилась стать Матерью Бога, к Которой мы постоянно прибегаем в своих молитвах, потому что верим, что Она является не только Матерью нашего Господа и Спасителя, но и постоянной молитвенницей, заступницей и ходатаицей за всех нас. Встреченная первосвященником Захарией, Дева Мария была введена не только во храм, но и во Святая святых, куда лишь один раз в год входил первосвященник.. Это событие было для людей непонятным и удивительным: как младенец, даже не мужского пола, входил туда, куда мог входить только первосвященник?

Этот праздник является для нас особенно радостным. Почему? Те, кто вчера были на Всенощном бдении, наверное, обратили внимание на то, что в церковных песнопениях уже слышится рождественская тема. Во время чтения праздничного канона пелись ирмосы, которые предваряют и завершают катавасией ту или иную песнь канона. Это были рождественские ирмосы: "Христос раждается, славите. Христос с Небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися".

Не случайно именно в праздник введения во храм Пресвятой Богородицы Святая Церковь установила петь эти рождественские песнопения. В тропаре события, которое мы сегодня отмечаем, мы слышим такие слова: "Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение". Введение Девы Марии в храм в Иерусалиме было предвозвестием пришествия в мир Мессии. Сегодняшнее событие можно сравнить с зарею, которая предшествует восходу солнца. Озарила заря землю - и за ней наступает восход. Этот праздник так радостен для всех нас, потому что мы знаем о том, что ради нас и нашего спасения на землю приходит Господь для того, чтобы всех нас вновь соединить с Самим Собою, для того, чтобы всем и каждому даровать спасение:.

Этот праздник напоминает нам и о том, что наша жизнь, также как и жизнь Пресвятой Девы Марии должна быть сопряжена с храмом Божиим. К сожалению, часто, когда нам предстоит идти в храм, нас посещает мысль: а может отложить это посещение? Эта мысль нам кажется своей собственной. Но не будем забывать, что есть мысли от Бога, а есть мысли от лукавого. Когда та или иная мысль побуждает нас к благому, возвышенному, святому, то есть ведет нас к Богу, а не отворачивает от Бога - это мысль от Бога. А если мысль ведет нас к совершению греха, к тому чтобы мы злились, ссорились, раздражались, обижались, в церковь не ходили - это мысль от лукавого. Это он не хочет, чтобы мы пошли в храм Божий. Почему? Потому что только здесь в храме мы имеем возможность, соучаствуя в таинствах церковных, проникнуться Божественной благодатью, которая необходима нам для нашего спасения. Совершая в храме Божием усердную молитву, мы имеем реальную возможность нашей встречи с Богом, нашей беседы с Ним. Вот почему дьявол внушает нам: "Не ходи в церковь - погода сегодня не соответствует. Останься дома, займись домашними делами, забудь о Боге, о своем высоком предназначении". Будем внимательны к мыслям, которые посещают нас. И если у нас возникла мысль не идти в храм - заставим себя пойти:.

Часто мне приходится слышать примерно такие слова: "Ходил бы в церковь, но как ни приду туда - мне становится как-то плохо. Вместо того, чтобы испытывать радостное состояние и облегчение, наоборот, наворачиваются слезы". Братья и сестры, это тоже мысль от лукавого. Это он старается привнести душевную смуту и дискомфорт, которые не естественны для человека, пришедшего в храм. Разве может быть плохо человеку, разве может он ощущать тяжесть в сердце и душе, если он встречается с Богом? И если кто-то испытывает страх или тяжесть, приходя сюда в храм, пусть он как можно чаще приходит в церковь, и с помощью Божественной благодати этот страх и эта тяжесть исчезнут. Облегчение и радость духовную почувствует человек, который будет стремиться как можно чаще приходить в храм Божий.

Иногда рассуждают так: "Ну что идти в церковь? Богослужения повторяются, ничего нового нет". Мало того, песнопения церковные и чтения не проникают в наше ухо так, чтобы достичь самого сердца. То, что в храме поется и читается, остается для многих непонятным, поэтому незачем идти в церковь. Лучше остаться дома, почитать что-нибудь из молитвослова. А начнешь читать - и вот уже и устал.

Да, действительно, богослужение совершается не на русском, а на церковно-славянском языке. Те, кто когда-либо изучал иностранный язык, знают, что необходимо приложить много труда и стараний, чтобы освоить язык. Так и здесь: надо приложить труд и старания, чтобы церковно-славянский язык стал понятным. Если мы будем постоянно приходить на богослужения и слышать эти тексты, то они станут для нас родными и понятными. Непонятным богослужение может быть только для ленивого и нерадивого человека, но тот, кто старается разобраться, тому Господь обязательно откроет. Кроме того, сегодня доступно очень много пособий, дающих разъяснения и толкования богослужений. Кто-то может возразить: иностранный язык не всем дается? Но ведь богослужения совершаются не на иностранном языке, и большинство песнопений всё-таки понятны.

Некоторые говорят так: "Я бы и пошел в церковь, но как там меня встретят и как ко мне отнесутся? Сколько раз я приходил в храм с самыми благими побуждениями, хотел помолиться, но вместо того, чтобы в глазах находящихся там людей увидеть любовь и уважение, , я увидел равнодушие, а иногда и раздражение и злобу". Да, братья и сестры, к сожалению, это имеет место в наших храмах. Поэтому мы должны встречать всякого переступающего порог храма как самого близкого, дорогого и родного человека, без осуждения, без раздражения, а со смирением, любовью и кротостью. И давайте помнить, что люди, какие бы они ни были, сюда приходят не к нам, а к Богу. Мы должны не мешать, а помочь им, чтобы встреча с Богом и для них состоялась. Представим себе: если бы в храм пришли мой сын или моя дочь, которые никогда в храм не ходили, то увидев их, стал(а) бы я раздражаться, ругаться на них за то, что они, может быть, пришли в несоответствующей для храма одежде? Наверное, мы бы обратились к Богу с благодарностью: "Слава Богу! Наконец-то мой заблудший сын или моя заблудшая дочь пришли в храм!" Давайте так относиться к каждому входящему в храм:.

Храм это Небо на земле, храм это кусочек Рая, который Господь дарует нам еще живущим на земле людям для того, чтобы мы могли вкусить этот благодатный воздух Рая. И, вкусив его здесь на земле, во всей полноте сподобились бы этого Рая там, в Жизни Будущего Века. Храм это место, где мы встречаемся с Богом, потому что храм это дом Божий.

В начале праздничного тропаря мы слышим слова: "Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание:" О чем говорят нам эти слова? На русский язык их можно перевести примерно так: "Сегодня приоткрывается некая Божественная тайна, которая была предрешена Святой Троицей еще на Предвечном Совете относительно спасения людей". В обычной жизни Господь также хочет что-то нам открыть, к чему-то призвать, но, к сожалению, мы бываем глухи к этим Божиим призывам. Посетила нас болезнь, какая-то неприятность случилась, - нам бы задуматься: "Почему так случилось, в чем причина? Наверное, причина во мне. Бог хочет мне что-то сказать, Он меня о чём-то предупреждает". А мы начинаем о другом думать, искать другие выходы, поэтому так и совершается наша жизнь, как она совершается. А Господь желает, чтобы никто из нас не погиб, чтобы все мы имели Жизнь Вечную - в этом Божественный Промысел о каждом человеке. Дай Бог, братья и сестры, чтобы мы научились читать эти Божественные знаки для того, чтобы делать правильные выводы и правильные шаги, для того чтобы прекратить совершать грех, чтобы изменить свою жизнь и встать на путь праведной и богоугодной жизни.

Дай Бог, братья и сестры, чтобы все эти уроки, которые в этот праздничный день вновь и вновь преподает нам Святая Церковь, мы обратили на пользу себе, а эта польза заключается в нашем спасении. Ради этого спасения сегодня Дева Мария входит в храм Господень. Аминь.