Протоиерей Евгений Халимонов
Господь Бог, в Которого мы веруем, есть Господь всемогущий. Это означает, что Он может все, что для Него нет ничего невозможного. Он легко может помочь в любых трудных обстоятельствах, решить любую проблему, найти выход из любой самой безвыходной ситуации. Однако для того, чтобы Он вмешался в нашу жизнь и помог нам, необходимо одно непременное условие — мы должны иметь веру.
Если мы не верим или наша вера слабая и колеблющаяся, то Господь не дает нам Своей помощи и оставляет любую ситуацию развиваться по естественным законам. Если же мы имеем веру и просим о чем-либо Бога, то Господь быстро слышит, и Его всемогущая сила легко приходит и помогает даже в самых трудных случаях, когда человеческими средствами помочь бывает невозможно. Эту истину подтверждает нам сегодняшнее Евангелие — о воскрешении Христом дочери Иаира.
Иаир был начальником синагоги. Это приблизительно как у нас протоиерей, настоятель храма. У Иаира была дочь, которую он любил и которая заболела какой-то тяжкой болезнью. Врачи не могли ничего сделать, и она стояла уже на пороге смерти. По-человечески помочь ей было нельзя, и вот в своем горе, в безвыходной ситуации несчастный отец решил обратиться за помощью ко Христу, о Котором слышал, что Он исцеляет больных. Находясь в великой скорби, он пришел к Иисусу, со смирением поклонился до земли и просил Его прийти и помочь умирающей дочери. И Христос сразу пошел с ним.
Остановимся здесь, братия и сестры, и вдумаемся в эти простые слова Евангелия: «Иисус пошел с ним». Какая радость заключена в них! Ведь эти слова означают, что Всемогущий Бог, сотворивший человека, землю, солнце и звездные миры, непостижимый в Своей бесконечной славе, неприступный в Своем величестве, страшный в Своем всемогуществе и всеведении, — что Он есть Бог добрый и благой, что Он есть любящий Отец и что истинно говорит Писание: Бог благ и милость Его вечна.
Христос явил неведомый человечеству лик Бога, Творца вселенной, и вот Он оказался не страшным властелином, не строгим беспощадным судией, как часто представляли себе люди, но любящим Отцом, доступным для земных детей, готовым слушать их, говорить с ними, утешать и помогать. Вдумаемся: Христос шел с учениками, их окружали толпы людей, они были обременены множеством забот, шли своим намеченным путем, и вот, услышав просьбу страдающего человека, всемогущий Господь сразу же изменяет Свой путь и идет за Иаиром, чтобы ему помочь…
Однако, чтобы помочь Иаиру, нужно было сотворить великое чудо, а для этого нужна была великая вера. Без веры Господь не совершает чудес. Какая-то вера у Иаира, конечно, была, иначе он не пришел бы ко Христу за помощью. Но, видимо, эта вера была недостаточной, и потому Христос, чтобы ее укрепить, на пути в дом Иаира совершает чудо исцеления женщины, страдавшей долгие годы кровотечением. За эти годы она истратила все свои деньги на врачей, но не получила от них никакой пользы. И вот она, услышав о Христе и имея веру в Него, потихоньку в толпе приблизилась и прикоснулась к Нему. И как только она это сделала, то сразу же по вере ее совершилось чудо — она исцелилась от своей многолетней болезни. Женщина хотела это чудо утаить, но тогда о нем не узнал бы Иаир, нуждающийся в укреплении веры, и потому Господь громко спрашивает: «Кто прикоснулся ко Мне?» И тогда женщина, видя, что она не может скрыть свой поступок, падает к ногам Христа, как говорит Евангелие, «в страхе и трепете».
Почему в страхе и трепете? Потому что по Моисееву закону, который соблюдали евреи, кровоточивая женщина считалась в религиозном отношении нечистой. Она не имела права находиться среди людей, так как все, к чему она прикасалась, считалось нечистым и нуждалось в ритуальном очищении. Поэтому поступок женщины, конечно, был бы расценен учителями закона и благочестивыми людьми того времени как дерзкий и преступный, как грубое нарушение Моисеевой заповеди. В самом деле: намеренно и сознательно, будучи в нечистоте, прикасаться в толпе ко многим людям и даже к Самому Христу! Это было, несомненно, беззаконное деяние, и женщина решилась на него, может быть, находясь на грани отчаяния и не имея другого выхода. Она много слышала о Христе и о чудесных исцелениях, которые Он совершал. Она очень хотела прийти к Нему, но не могла по причине постоянного кровотечения, а значит, постоянной нечистоты. Она надеялась, что, может быть, кровотечение прекратится хоть на короткое время, однако болезнь не прекращалась, и ситуация оставалась безвыходной.
Наконец, дойдя почти до отчаяния, женщина, имея веру, решилась на дерзновенный поступок: тайно прийти и в толпе дотронуться, — если не до Самого Христа, то хотя бы до края Его одежды. Она верила, что даже в этом случае исцелится от своего недуга. Именно так и произошло: как только она прикоснулась к Его одежде, то сразу же исцелилась и, будучи спрошенной Христом, рассказала о своей болезни и об исцелении. Господь же, благой и милостивый, совершенно не укорил ее, не обличил, но сказал следующие знаменательные слова: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».
Все это видел и слышал Иаир, и происшедшее оказало на него великое, ни с чем не сравнимое действие. Во-первых, он своими глазами увидел чудо исцеления женщины, помочь которой медицина была бессильна. Это укрепило его колеблющуюся веру в то, что и его умирающей дочери может помочь Великий Учитель. Но главное было даже не в этом, а в обстоятельствах, при которых все произошло. Уж кому-кому, а Иаиру было лучше всех известно, что женщина грубо нарушила Моисеев закон и правила ветхозаветного благочестия. Она, конечно, согрешила и заслуживала строгого обличения, сурового выговора. И вдруг Христос вместо этого дарует ей полное исцеление от болезни! И ни единым словом не укоряет ее!.. Смотря на Христа и слушая Его слова, Иаир чувствовал, что внутри у него что-то изменилось. Может быть, этому способствовало и собственное его горе — умирающая дочь. Благодать Божия коснулась его сердца, в нем как будто что-то сдвинулось. Ему вдруг открылось, что Бог есть великая и непостижимая любовь, что Его правда и Его путь — это правда не законов и канонов, а любви и Благодати. И для этой любви и Благодати нет ничего невозможного…
Итак, происшедшее чудо и слова Христа о том, что женщину спасла ее вера, укрепили веру Иаира. Теперь она была достаточной, чтобы произошло чудо и с его умирающей дочерью. Однако его веру ждало еще одно великое испытание: из дома Иаира приходят люди и приносят известие, что дочь его уже умерла и потому Христу бессмысленно приходить туда. Не утруждай зря Учителя, говорят они ему. Для Иаира это был страшный удар: ведь по человеческим понятиям смерть является необратимой, помочь умершему уже ничем нельзя. От этого известия едва загоревшаяся вера Иаира находилась в опасности угаснуть, но сердцеведец Господь спешит ее укрепить. «Не бойся, только веруй», — говорит Он ему.
Слова Христа — это не обычные человеческие слова. Мы не должны забывать, что произносит их Тот, Кто некогда Своим словом создал наш бесконечный мир. Преподобный Макарий Египетский говорит, что слова Христа, сказанные Им в разных случаях разным людям, становились внутри этих людей великой силой — душой в душе и духом в духе. Так, несомненно, было и в этом случае, и потому вера Иаира не угасла. А если в человеке есть вера, то для него нет ничего невозможного, ибо через веру входит в нашу жизнь всемогущая сила Божия, неподвластная законам материального мира…
И вот, наконец, они приходят в дом, откуда слышатся вопли и рыдания, и Христос по вере отца совершает великое чудо: воскрешает умершую дочь. Ее исшедшая душа возвращается в тело, а само тело, изъеденное и убитое болезнью, восстанавливается в здоровое состояние.
Не нужно думать, братия и сестры, что Бог творил чудеса только в далеком прошлом, а в наше время уже не творит. Господь пребывает вне времени и остается неизменным вовеки. Он и в наше время творит чудеса по молитвам тех, кто имеет веру. Беда наша в том, что мало у нас веры, и редко сейчас встретишь человека, имеющего ее. Речь идет, конечно, не о догматической вере, догматическая вера у всех у нас есть, ибо все мы веруем во Святую Троицу, в Богочеловека Христа и прочие христианские догматы. Но не об этой вере идет сейчас речь, а о другой — о которой Христос сказал, что если бы ее было в нас хоть с горчичное зерно, то мы двигали бы горы. Вот такой благодатной веры в нас очень и очень мало, а потому и чудеса в наше время хотя и совершаются, но редко. Раньше, в прежние времена, веры в людях было больше, и чудеса совершались часто, тогда для христиан это было привычно и знакомо. Но в наше время вера до крайности оскудела, а вместе с ней оскудели и чудеса Божии.
Благодатную веру христиане должны стараться приобрести. Как ее приобрести? Такая вера есть дар Божий, и дается он тем, кто сам полностью отдал себя в волю Божию и старается жить точно по Его заповедям.
Преподобный Амвросий Оптинский причину нашего неверия видел в человекоугодии. Ибо все мы живем больше по каким-то своим человеческим понятиям, а не по воле Божией, намного больше угождаем людям, чем Богу. Поступая так, мы не даем всемогущим силам Божиим войти в нашу жизнь и действовать в ней.
Старец Паисий Святогорец говорил, что эти силы рядом, что они готовы помочь нам, но наше духовное устроение, далекое от совершенства, препятствует этому. Наше устроение должно быть правильным, евангельским, тогда не будет препятствий для помощи Божией и для чуда. Но для того, чтобы прийти в это устроение, нужно много потрудиться, чтобы исполнить в своей жизни заповеди Христа.
Итак, братия и сестры, благодатная вера есть великая сила, соединяющая человека с Богом. Через нее всемогущий Бог входит в нашу жизнь и действует в ней. Такая вера, как и все высшие дары, дается Самим Богом, однако зависит это и от наших усилий, — Господь дает ее в ответ на труды, понесенные ради Него.
Чтобы получить дар веры, нужно стараться в своей жизни угождать только Богу, стараться исполнить Его заповеди, Его волю. Если мы их исполним, то получим этот дар, и тогда, подобно святым, тоже будем иметь великое дерзновение к Богу, тогда и по нашим молитвам сотворит Господь чудеса. Аминь.
Если мы не верим или наша вера слабая и колеблющаяся, то Господь не дает нам Своей помощи и оставляет любую ситуацию развиваться по естественным законам. Если же мы имеем веру и просим о чем-либо Бога, то Господь быстро слышит, и Его всемогущая сила легко приходит и помогает даже в самых трудных случаях, когда человеческими средствами помочь бывает невозможно. Эту истину подтверждает нам сегодняшнее Евангелие — о воскрешении Христом дочери Иаира.
Иаир был начальником синагоги. Это приблизительно как у нас протоиерей, настоятель храма. У Иаира была дочь, которую он любил и которая заболела какой-то тяжкой болезнью. Врачи не могли ничего сделать, и она стояла уже на пороге смерти. По-человечески помочь ей было нельзя, и вот в своем горе, в безвыходной ситуации несчастный отец решил обратиться за помощью ко Христу, о Котором слышал, что Он исцеляет больных. Находясь в великой скорби, он пришел к Иисусу, со смирением поклонился до земли и просил Его прийти и помочь умирающей дочери. И Христос сразу пошел с ним.
Остановимся здесь, братия и сестры, и вдумаемся в эти простые слова Евангелия: «Иисус пошел с ним». Какая радость заключена в них! Ведь эти слова означают, что Всемогущий Бог, сотворивший человека, землю, солнце и звездные миры, непостижимый в Своей бесконечной славе, неприступный в Своем величестве, страшный в Своем всемогуществе и всеведении, — что Он есть Бог добрый и благой, что Он есть любящий Отец и что истинно говорит Писание: Бог благ и милость Его вечна.
Христос явил неведомый человечеству лик Бога, Творца вселенной, и вот Он оказался не страшным властелином, не строгим беспощадным судией, как часто представляли себе люди, но любящим Отцом, доступным для земных детей, готовым слушать их, говорить с ними, утешать и помогать. Вдумаемся: Христос шел с учениками, их окружали толпы людей, они были обременены множеством забот, шли своим намеченным путем, и вот, услышав просьбу страдающего человека, всемогущий Господь сразу же изменяет Свой путь и идет за Иаиром, чтобы ему помочь…
Однако, чтобы помочь Иаиру, нужно было сотворить великое чудо, а для этого нужна была великая вера. Без веры Господь не совершает чудес. Какая-то вера у Иаира, конечно, была, иначе он не пришел бы ко Христу за помощью. Но, видимо, эта вера была недостаточной, и потому Христос, чтобы ее укрепить, на пути в дом Иаира совершает чудо исцеления женщины, страдавшей долгие годы кровотечением. За эти годы она истратила все свои деньги на врачей, но не получила от них никакой пользы. И вот она, услышав о Христе и имея веру в Него, потихоньку в толпе приблизилась и прикоснулась к Нему. И как только она это сделала, то сразу же по вере ее совершилось чудо — она исцелилась от своей многолетней болезни. Женщина хотела это чудо утаить, но тогда о нем не узнал бы Иаир, нуждающийся в укреплении веры, и потому Господь громко спрашивает: «Кто прикоснулся ко Мне?» И тогда женщина, видя, что она не может скрыть свой поступок, падает к ногам Христа, как говорит Евангелие, «в страхе и трепете».
Почему в страхе и трепете? Потому что по Моисееву закону, который соблюдали евреи, кровоточивая женщина считалась в религиозном отношении нечистой. Она не имела права находиться среди людей, так как все, к чему она прикасалась, считалось нечистым и нуждалось в ритуальном очищении. Поэтому поступок женщины, конечно, был бы расценен учителями закона и благочестивыми людьми того времени как дерзкий и преступный, как грубое нарушение Моисеевой заповеди. В самом деле: намеренно и сознательно, будучи в нечистоте, прикасаться в толпе ко многим людям и даже к Самому Христу! Это было, несомненно, беззаконное деяние, и женщина решилась на него, может быть, находясь на грани отчаяния и не имея другого выхода. Она много слышала о Христе и о чудесных исцелениях, которые Он совершал. Она очень хотела прийти к Нему, но не могла по причине постоянного кровотечения, а значит, постоянной нечистоты. Она надеялась, что, может быть, кровотечение прекратится хоть на короткое время, однако болезнь не прекращалась, и ситуация оставалась безвыходной.
Наконец, дойдя почти до отчаяния, женщина, имея веру, решилась на дерзновенный поступок: тайно прийти и в толпе дотронуться, — если не до Самого Христа, то хотя бы до края Его одежды. Она верила, что даже в этом случае исцелится от своего недуга. Именно так и произошло: как только она прикоснулась к Его одежде, то сразу же исцелилась и, будучи спрошенной Христом, рассказала о своей болезни и об исцелении. Господь же, благой и милостивый, совершенно не укорил ее, не обличил, но сказал следующие знаменательные слова: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».
Все это видел и слышал Иаир, и происшедшее оказало на него великое, ни с чем не сравнимое действие. Во-первых, он своими глазами увидел чудо исцеления женщины, помочь которой медицина была бессильна. Это укрепило его колеблющуюся веру в то, что и его умирающей дочери может помочь Великий Учитель. Но главное было даже не в этом, а в обстоятельствах, при которых все произошло. Уж кому-кому, а Иаиру было лучше всех известно, что женщина грубо нарушила Моисеев закон и правила ветхозаветного благочестия. Она, конечно, согрешила и заслуживала строгого обличения, сурового выговора. И вдруг Христос вместо этого дарует ей полное исцеление от болезни! И ни единым словом не укоряет ее!.. Смотря на Христа и слушая Его слова, Иаир чувствовал, что внутри у него что-то изменилось. Может быть, этому способствовало и собственное его горе — умирающая дочь. Благодать Божия коснулась его сердца, в нем как будто что-то сдвинулось. Ему вдруг открылось, что Бог есть великая и непостижимая любовь, что Его правда и Его путь — это правда не законов и канонов, а любви и Благодати. И для этой любви и Благодати нет ничего невозможного…
Итак, происшедшее чудо и слова Христа о том, что женщину спасла ее вера, укрепили веру Иаира. Теперь она была достаточной, чтобы произошло чудо и с его умирающей дочерью. Однако его веру ждало еще одно великое испытание: из дома Иаира приходят люди и приносят известие, что дочь его уже умерла и потому Христу бессмысленно приходить туда. Не утруждай зря Учителя, говорят они ему. Для Иаира это был страшный удар: ведь по человеческим понятиям смерть является необратимой, помочь умершему уже ничем нельзя. От этого известия едва загоревшаяся вера Иаира находилась в опасности угаснуть, но сердцеведец Господь спешит ее укрепить. «Не бойся, только веруй», — говорит Он ему.
Слова Христа — это не обычные человеческие слова. Мы не должны забывать, что произносит их Тот, Кто некогда Своим словом создал наш бесконечный мир. Преподобный Макарий Египетский говорит, что слова Христа, сказанные Им в разных случаях разным людям, становились внутри этих людей великой силой — душой в душе и духом в духе. Так, несомненно, было и в этом случае, и потому вера Иаира не угасла. А если в человеке есть вера, то для него нет ничего невозможного, ибо через веру входит в нашу жизнь всемогущая сила Божия, неподвластная законам материального мира…
И вот, наконец, они приходят в дом, откуда слышатся вопли и рыдания, и Христос по вере отца совершает великое чудо: воскрешает умершую дочь. Ее исшедшая душа возвращается в тело, а само тело, изъеденное и убитое болезнью, восстанавливается в здоровое состояние.
Не нужно думать, братия и сестры, что Бог творил чудеса только в далеком прошлом, а в наше время уже не творит. Господь пребывает вне времени и остается неизменным вовеки. Он и в наше время творит чудеса по молитвам тех, кто имеет веру. Беда наша в том, что мало у нас веры, и редко сейчас встретишь человека, имеющего ее. Речь идет, конечно, не о догматической вере, догматическая вера у всех у нас есть, ибо все мы веруем во Святую Троицу, в Богочеловека Христа и прочие христианские догматы. Но не об этой вере идет сейчас речь, а о другой — о которой Христос сказал, что если бы ее было в нас хоть с горчичное зерно, то мы двигали бы горы. Вот такой благодатной веры в нас очень и очень мало, а потому и чудеса в наше время хотя и совершаются, но редко. Раньше, в прежние времена, веры в людях было больше, и чудеса совершались часто, тогда для христиан это было привычно и знакомо. Но в наше время вера до крайности оскудела, а вместе с ней оскудели и чудеса Божии.
Благодатную веру христиане должны стараться приобрести. Как ее приобрести? Такая вера есть дар Божий, и дается он тем, кто сам полностью отдал себя в волю Божию и старается жить точно по Его заповедям.
Преподобный Амвросий Оптинский причину нашего неверия видел в человекоугодии. Ибо все мы живем больше по каким-то своим человеческим понятиям, а не по воле Божией, намного больше угождаем людям, чем Богу. Поступая так, мы не даем всемогущим силам Божиим войти в нашу жизнь и действовать в ней.
Старец Паисий Святогорец говорил, что эти силы рядом, что они готовы помочь нам, но наше духовное устроение, далекое от совершенства, препятствует этому. Наше устроение должно быть правильным, евангельским, тогда не будет препятствий для помощи Божией и для чуда. Но для того, чтобы прийти в это устроение, нужно много потрудиться, чтобы исполнить в своей жизни заповеди Христа.
Итак, братия и сестры, благодатная вера есть великая сила, соединяющая человека с Богом. Через нее всемогущий Бог входит в нашу жизнь и действует в ней. Такая вера, как и все высшие дары, дается Самим Богом, однако зависит это и от наших усилий, — Господь дает ее в ответ на труды, понесенные ради Него.
Чтобы получить дар веры, нужно стараться в своей жизни угождать только Богу, стараться исполнить Его заповеди, Его волю. Если мы их исполним, то получим этот дар, и тогда, подобно святым, тоже будем иметь великое дерзновение к Богу, тогда и по нашим молитвам сотворит Господь чудеса. Аминь.