"Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид, не будет взаимного осуждения, неприязни. Для этого нужно простить тех, кто нас обидел и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним" (Архим. Иоанн Крестьянкин).

Чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить светлый день Воскресения Христова, в последний день перед Великим постом все православные просят друг у друга прощения и прощают взаимные обиды и согрешения.

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. Настоятель храма говорит слова наставления, потом просит прощения у духовенства и народа и кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных". Священник произносит "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас".

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и целую Крест. Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: "Бог простит ", прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.

В конце службы поются песнопения Пасхи, напоминая о том, что пост – это путь к Пасхе, которая уже близко.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

Прощеное воскресенье - это день самопроверки нашей духовной зрелости: способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его повеления? Многие из нас из собственного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому попросить прощение. Особенно трудно просить прощение у тех, кого мы действительно серьезно обидели.

Но прежде чем просить прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что так мало любим Его и так часто огорчаем.


Еще о неделе сыропустной и Прощеном воскресении читайте здесь и здесь;