Псалом Давиду, не надписан у еврей, 1.

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.



Псалом Давиду, 2.

Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и отвергнем от нас иго их. Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию своею смятет я. Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань.



Псалмы 1 и 2 на русском языке



Толкование Афанасия Великого

1


Псалом Давиду

Давид полагает начало пророчеству о Христе. Который имел родиться от него. Посему, прежде всего ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили «на совет нечестивых», не стояли «на пути грешных», и не сидели «на седалищи губителей». Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу.

Пс.1:1. Блажен муж, иже не и́де на совет нечестивых

«Советом же нечестивых» можно назвать собрание и сходбище людей лукавых. И поелику вредно вступать в сношения с сборищами нечестивых, то псалмопевец ублажает того, кто ни в чем не сходится с ними. Таков был Иосиф Аримафейский, предавший погребению тело Господа и Бога; ибо сказано о нем, что «не бе пристал совету» предавших Иисуса (Лк.23:51).

...и на седалищи губителей не сéде:


Под седалищем разумеет учение, по сказанному: «на Моисеове седалищи» (Мф.23:2). Посему, седалище губителей есть учение лукавых.

Пс.1:2. но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь.

В законе, конечно – ангельском. Выражает и неослабную ревность; потому что не с нерадением должно поучаться закону Господню и не так, чтобы иногда поучаться, а иногда нет, но всегда и непрестанно надлежит быть прилеплену к словесам Божиим. Ибо это выражает, сказав: «день и нощь». Прекрасна и награда за доброе дело. Ибо кто упражняется в изучении Божия закона, тот напоевается его потоками. И Христос учение Свое назвал водою, сказав: «аще кто жаждет, да пpиидет ко Мне и пиет» (Ин.7:37). Поучающийся в законе уподоблен древу при водах, всегда цветущему и всегда изобилующему благовременными плодами. Ибо подвижники добродетели, хотя плоды трудов своих принесут в будущем, однако же и здесь как бы некиими листьями осеняются благою надеждою, и тяжесть трудов прикрывают душевным услаждением. Таковой «вся, ..., успеет». Ибо не сделает ничего противного Божиим законам, кто волю свою сообразует с волею закона. И Псалмопевец, воспретив сперва все виды порока и показав совершенство божественных законов, потом присовокупил; «вся, елика аще творит».

Пс.1:3. И будет яко древо насажденное при исходищих вод,

Христос в богодухновенном Писании изображается древом исповедания, по сказанному: «древо живота есть всем держащимся ея» (Притч.3:18). Посему, Псалмопевец говорит, что уверовавшие во Христа будут телом Его. Ибо «преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» (Флп.3:21). Исходищами же «вод» называет божественные Писания, в которых повсюду можно найти проповедуемого Христа. Христос – древо жизни; Апостолы – ветви; кровь и вода из ребра Христова – плод, и кровь в изображение страдания, а вода в изображения крещения; словеса – листья.

еже плод свой даст во время свое

Под плодом древа разумей правую веру, под листьями его – исполнение заповедей. Плод – спасаемые: корень – крещение; земледелатель – Отец.

и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет,

потому что дело, совершаемое по Богу, не может быть бесполезно. «Время давать» зависит от приемлющего.

Пс.1:5. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд,

потому что не имеют корня, но подобны земному праху, возметаемому ветром. Под ветром же разумей грозное Божие вещание: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный» (Мф.25:41). Услышавшие глас сей не постоят, но падут, потому что не утверждены во Христе, Который есть опора и основание верующих. Ибо сказано: «на суд», а не на допрос. И Псалмопевец присовокупляет: «в совет праведных», потому что праведных отлучает от грешных.

Пс.1:6. Яко весть Господь путь праведных


Сказано: «весть»*, вместо: чтит, как и Моисею говорит Бог: «вем тя паче всех» (Исх.33:12), вместо предпочитаю тебя, и обрел ты благодать у Меня.

* весть (церковносл.) – знает.

2

Псалом Давиду.

В первом псалме правителей иудейского народа провозгласив нечестивыми, грешниками и губителями, в настоящем псалме показывает также их дела такими наименованиями, каких стали они достойны. И окончив первый псалом упоминанием о нечестивых, тем же начинает опять и второй псалом, научая этим, что упомянутый выше конец нечестивых приимут и ожесточившиеся против Спасителя.

Пс.2:1. Вскую шаташася язы́цы, и людие поучишася тщетным?

Шатанием называет неразумную гордыню. Слово «вскую» относится ко всей речи, т. е. для чего «и людие поучишася тщетным?» И действительно не тщетно ли было предприятие их – не принять Спасителя роду своему? Какая же причина такой ненависти, что «язы́цы и люди» собираются «вкупе»? Та, что они «шаташася», а это значит: в такой мере возгордились, что с превозношением и с какою-то высоковыйностию возмутились и взволновались. Подобие это взято с неразумного стремления коней, ничем не удержимых. Это и было с иудеями, восставшими против Христа. По какой же причине собрались «вкупе язы́цы и людие»? Или израильтян разумеет под словами: «язы́цы и людие»; или слово «язы́цы» употребил об Ироде и Пилате, как об язычниках, а слово «людие» об иудеях.

Пс.2:2. Предсташа царие земстии,


т. е. сами себя определили на это Ирод и Понтий Пилат. Так истолковали это и святые Апостолы в Деяниях (Деян.4:26).

И князи собрашася вкупе

упомянутые выше книжники, фарисеи и законники.

На Господа и на Христа Его.

Ибо злоумышление против Христа есть злоумышление против самого Отца. И если Отец в Сыне и Сын во Отце, то злоумышлением этим не одинаковое ли наносится Им оскорбление?

Пс.2:3. Расторгнем узы их

Здесь не достает слова «говоря», чтобы вышел такой смысл: собрались на Господа и на Христа Его, говоря: «расторгнем узы». Ибо не восхотели быть в священной мреже, о которой написано: «подобно есть царствие небесное нево­ду» (Мф.13:47).

И отвержем от нас иго их

т. е. тяготу закона, о котором сказал Господь: «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф.11:30).

Пс.2:4. Живый на небесех посмеется им,


как совещавшимся на дело несмысленное. Ибо пригвожденный и преданный ими смерти, Сущий на небесах и все содержащий, тщетными и суетными соделывает их замыслы. Отец же Его и общий всех Владыка воздаст им должное наказание.

И Господь поругается им.

– уничижит, возненавидит их и возгнушается ими.

«Посмеется» сказано вместо: возненавидит и отвратится. Тот, кто выше этих замышляющих, говорит Псалмопевец, посмеется или явит смешными замыслы их, так как они предпринимают неразумное. Ибо смех есть дыхание, выпускаемое чрез ноздри, в уничижение высокомудрствующих о себе. А говорится это с особенною настойчивостью, чтобы сильнее выразить справедливость осмеяния. И не только это испытают они, но подвергнутся и гневу.

Пс.2:5. Тогда возглаголет к ним гневом Своим.

Что же означает «тогда»? Не то ли самое время, когда сказали они: «расторгнем узы их»? И что возглаголано к ним во гневе? Не сие ли? «горе вам книжницы и фарисее» (Мф.23:13); и: «отымется от вас царствие Божие» (Мф.21:43); и еще: «и вам горе законником» (Лк.11:52); потому что покорило их римское воинство. Ярость и гнев различаются между собою тем, что ярость есть гнев возгорающийся и еще пламенеющий; а гнев есть желание за скорбь воздать скорбию. Посему, ярость есть недостигший полноты гнев, а гнев – самая полнота. И таковому изъяснению слов этих учит самый конец событий. Ибо римское войско, в нашествие свое, разорило город, сожгло храм, и большую часть иудеев предало смерти, а избегших меча покорило и поработило. Верному же надлежит знать, что упоминаются одно за другим два лица, и во-первых Господь Христос, ибо сказано: «на Господа и на Христа Его»; а потом – Живый на небесех и Господь: «Живый на небесех посмеется им и Господь поругается им». Тот же образ речи соблюл Псалмопевец и в последующем.

Пс.2:6. Аз же поставлен есмь царь от Него над Сионом,

Возвещает им о той вере, какая, по отвержении народа израильского, будет у язычников. «Сион» же означает Церковь.

Пс.2:7. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты


и проч., то есть, естество Отчее подтверждает, что Я Сын. Не повелением произведено это, но самая сущность показывает, что Я – «образ ипостаси Отчей» (Евр.1:3). Весьма кстати присовокуплено «еси» в означение предвечного рождения; потому что Сын был всегда. Но присовокуплено также: «днесь родих Тя», чтобы показать и рождение по плоти; потому что слово «днесь» указывает на время и употреблено в означение временного рождения. Следовательно, о человеческом рождении разумеются и последующие слова: «родих Тя». Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти единородного Христа.

Пс.2:8. И одержание Твое концы земли.
Пс.2:9. Упасеши я жезлом железным,


то есть, крестом; ибо в нем, хотя вещество древа, но крепость железа. Некоторые же под жезлом разумеют римское владычество.

Пс.2:10. И ныне царие разумейте,

то есть, размыслите и обратитесь к покаянью.

Накажитеся, вси судящии земли.

Словом «накажитеся» выражает преспеяние, а словами: «пpиимите наказание» – совершенство.

Пс.2:12. Приимите наказание,

то есть, учение евангельское.

...и погибнете от пути праведнаго,

– Пути сказавшего о Себе: «Аз есмь Путь» (Ин.14:6).