Андрей Зайцев

Я влюбился в первый раз, когда мне было лет шесть. В девочку из соседнего двора: ее звали Ира, мы сидели на каких-то пеньках, играли вместе, окружающие даже называли нас женихом и невестой. Потом все кончилось, и началась школа. За десять лет школы я был влюблен раза три или пять, и хорошо помню чувство обиды, когда девочка предлагала мне дружбу вместо любви.

Я всегда умел дружить с противоположным полом, но в меня, как мне казалось, никогда не влюблялись. В юности меня это огорчало. На филфаке, где я учился, было всего несколько юношей. Моим однокурсникам дарили пивные кружки, а мне – «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря.

Через 15 лет я понимаю, что книга была для меня лучшим подарком, а те, кто его сделал, знали меня лучше, чем я думал.

Это в двадцать лет кажется, что дружба между мужчиной и женщиной невозможна. К тридцати пяти приходит понимание, что внимание противоположного пола – это не только прогулки под луной, страстные поцелуи, «шепот, робкое дыханье, трели соловья».



Женщина может дать гораздо больше — возможность почувствовать боль другого человека, ощутить красоту мира, понять, что ласка, нежность, букеты цветов – это не бесполезная трата денег и времени, а способ сделать жизнь прекраснее.

Впрочем, это не ответ. На самом деле, я до сих пор не умею дружить с женщинами так, как с мужчинами.

Своего друга ты хлопнешь по плечу, опишешь свое состояние коротко и емко или будешь вести с ним долгие разговоры о глобальных проблемах и своей жизни. При этом ты не будешь думать о том, что на тебе надето, сколько ты весишь или подходят твои носки к галстуку или футболке.

С женщинами этот вариант проходит только при удаленном и деловом общении. Как только возникает сильная эмпатия, появляется «запах женщины», и я начинаю смотреть на человека другими глазами. Мне хочется нравиться, слышать комплименты, видеть восхищенье, сиянье глаз или, напротив, открывать двери, уступать место, дарить цветы, завоевывать или пасть к ее ногам.

Это не означает, что через две недели после общения мы оказываемся в комнате, где «задернуты шторы и разобран диван», но дружба с женщиной почти всегда чувство более сложное, интересное, притягательное и завораживающее.

Конечно, есть более простые способы завязывания отношений, когда люди встречаются, обмениваются телефонами, отправляются на первое и часто последнее свидание, но они никогда меня не привлекали. Влечение без эмоциональной близости кажется мне чем-то пресным и невкусным, и дружба с женщиной — занятие куда более интересное, чем удовольствие от одной встречи с чужим человеком, к которому тебя просто подтолкнули гормоны.

С другой стороны, я не понимаю отношений с женщиной как с «товарищем по оружию», «единоверцем» или «просто другом». Наивно обманывать природу и думать, что общение с другом по имени Женя будет строиться одинаково, независимо от его пола.

Симпатия, влечение, желание понравиться не делают дружбу с противоположным полом какой-то неполноценной, напротив, эти качества придают отношениям дополнительную радость и остроту. Конечно, острота может перерасти в конфликт, отношения могут разрушиться, если один из их участников просто использует другого или скрывает свои личные мотивы. Но так может произойти с друзьями любого пола – в какой-то момент человек может стать очень важным и близким, потом происходит охлаждение, и дружба может угаснуть. Люди сходятся в какой-то точки своей жизни, а затем вновь расходятся по своим дорогам. На память остается номер в записной книжке или телефоне, старые фотографии, воспоминания, но отношения уже исчезли, от них остались лишь круги на воде.

Мне приходилось в жизни терять друзей, это происходит по многим причинам, из которых пол друга занимает далеко не первое место.

В конце концов, сейчас мы иногда встречаемся на улице и с моей первой любовью, и с моим школьным другом, улыбаемся, спрашиваем: «Как дела?», и отправляемся дальше, к своим женам, мужьям и новым друзьям. И вряд ли я когда-нибудь пойду в социальные сети искать своих бывших одноклассников или сокурсников. Время прекрасно уравнивает людей, и снимает вопрос о том, возможна ли дружба между мужчиной и женщиной. Чтобы на него окончательно ответить, мне нужно еще лет 40-50.