Ирина Левина, психолог
Любые капризы и "дикие выходки" - это всегда сигнал для родителей. Поведение детей часто обескураживает, просто не знаешь, что делать, руки опускаются... Или наоборот, в руках появляется ремень. Но если выходки повторяются часто, стоит задуматься о причине происходящего.
Возможно, ребенку не хватает родительского внимания и любви, и он таким способом пытается его привлечь. Внимание не всегда можно измерить объемом проведенного вместе времени, скорее - степенью интереса к жизни ребенка, его проблемам и делам. Иногда родители боятся, что избалуют ребенка вниманием. Но может ли быть слишком много любви? Думаю, нет. Другое дело, что часто, когда ребенок просит любви, ему дают конфету или игрушку. А когда он своим вызывающим поведением кричит о том, что ему не хватает любви, что он не уверен, любят ли его, в ответ его наказывают. Тогда у ребенка может сформироваться странная форма получения "любви и внимания" родителей - хотя бы в виде наказания, и он будет использовать этот способ общения за неимением другого: ведь родители не взаимодействуют с ним только по поводу его безобразного поведения. И выходки будут повторяться, провоцируя их. Есть индонезийская пословица: "человек любит то, что ценит, ценит то, что понимает, а понимает то, чему научился". Ребенку действительно важно научиться открыто выражать свои чувства и получать любовь и внимание в обычных ситуациях взаимодействия, а не окольными путями.
Из ряда вон выходящие поступки могут быть и стремлением ребенка испытать мир вокруг себя на прочность, понять, что можно, а чего нельзя делать. В этом случае родителям важно быть постоянными в своих реакциях на его поведение, чтобы не получалось, что за одно и то же в одном случае (когда у папы хорошее настроение) - ничего не будет, а в другом (когда папа пришел усталый с работы, а тут еще и ребенок, в который раз ходит без тапок чистыми носками по полу!) - его накажут. Ребенку очень сложно выстроить свою внутреннюю картину мира, понять, что правильно, а что нет. И если мир вокруг противоречив, если реакция на его поведение часто зависит от настроения родителей, нет постоянства и последовательности в воспитании, он может вырасти достаточно тревожным, или научиться манипулировать сначала домочадцами, а потом и другими близкими людьми.
Если капризы и "дикие выходки" повторяются очень часто, происходят спонтанно, и родители чувствуют, что сами уже не справляются, стоит обратиться к специалисту - детскому или семейному психологу, психотерапевту.
Есть один интересный тест: родителей просят перечислить качества, которыми им бы хотелось, чтобы обладал их ребенок, и они старательно исписывают листки бумаги - хочется-то ведь вырастить по меньшей мере Эйнштейна с сердцем матери Терезы! А потом их просят выбрать из списка те качества, которыми они сами обладают... Список стремительно сокращается. Но родители могут научить ребенка только тому, что умеют сами. Ровно настолько, насколько они умеют любить, заботиться друг о друге, настолько они смогут воспитать в ребенке эти качества и научить его выражать свои чувства. Никакие воспитательные меры и нравоучения в отрыве от реального опыта жизни в любви - не помогут. Таким способом можно лишь социализировать ребенка: научить его, как следует вести себя в той или иной ситуации: когда приезжает мама, приходит в гости бабушка и т.п. - но это будет лишь внешне усвоенное поведение, никакого отношения к реально переживаемым чувствам не имеющее.
Дети копируют поведение родителей, подражают им, причем улавливают не только внешнюю сторону, но и внутренние нюансы поведения взрослых, и копируют их отношение к миру, другим людям, самим себе, Богу. Они впитывают все это и усваивают безоценочно. Потом, уже в более взрослом возрасте, они будут переосмысливать свои жизненные устои, а пока они малы - они творят свой мир с мира своих родителей, самых значимых для них взрослых. С одной стороны, ребенок всегда является отражением всего происходящего в семье, с другой - все семейные нестроения, неурядицы отражаются на нем.
Дети часто бывают не похожи на своих родителей. Например, у очень эмоциональной мамы может родиться ребенок с менее ярким темпераментом, которому не свойственно внешне сильно выражать свои чувства. И маме будет казаться трагедией, что сын не бросается ей на шею при встрече. Но значит ли это, что он менее глубоко переживает происходящее? Ребенок, каким бы он ни был маленьким, - отдельная самостоятельная личность, которую Бог от рождения наделил многим: это и особенности функционирования нервной системы, и физические, интеллектуальные и прочие задатки, необходимые для реализации единственного и неповторимого замысла Творца об этом человеке. Случается, что родители воспринимают ребенка, как свою собственность, и желают, чтобы он вел себя и чувствовал так, как они хотят. Но когда к ребенку относятся как к личности, имеющей право на свое мнение, желания, чувства, когда его любят и готовы дарить ему (а не тратить на него) свое время, когда родители стараются угадать его способности (а не навязать то, чего хотелось бы им) и направить его, когда в семье доверяют друг другу и открыто обсуждают сложности, тогда создается атмосфера, которая помогает ребенку вырасти в человека, способного максимально реализовать Божий замысел о себе.
Возможно, ребенку не хватает родительского внимания и любви, и он таким способом пытается его привлечь. Внимание не всегда можно измерить объемом проведенного вместе времени, скорее - степенью интереса к жизни ребенка, его проблемам и делам. Иногда родители боятся, что избалуют ребенка вниманием. Но может ли быть слишком много любви? Думаю, нет. Другое дело, что часто, когда ребенок просит любви, ему дают конфету или игрушку. А когда он своим вызывающим поведением кричит о том, что ему не хватает любви, что он не уверен, любят ли его, в ответ его наказывают. Тогда у ребенка может сформироваться странная форма получения "любви и внимания" родителей - хотя бы в виде наказания, и он будет использовать этот способ общения за неимением другого: ведь родители не взаимодействуют с ним только по поводу его безобразного поведения. И выходки будут повторяться, провоцируя их. Есть индонезийская пословица: "человек любит то, что ценит, ценит то, что понимает, а понимает то, чему научился". Ребенку действительно важно научиться открыто выражать свои чувства и получать любовь и внимание в обычных ситуациях взаимодействия, а не окольными путями.
Из ряда вон выходящие поступки могут быть и стремлением ребенка испытать мир вокруг себя на прочность, понять, что можно, а чего нельзя делать. В этом случае родителям важно быть постоянными в своих реакциях на его поведение, чтобы не получалось, что за одно и то же в одном случае (когда у папы хорошее настроение) - ничего не будет, а в другом (когда папа пришел усталый с работы, а тут еще и ребенок, в который раз ходит без тапок чистыми носками по полу!) - его накажут. Ребенку очень сложно выстроить свою внутреннюю картину мира, понять, что правильно, а что нет. И если мир вокруг противоречив, если реакция на его поведение часто зависит от настроения родителей, нет постоянства и последовательности в воспитании, он может вырасти достаточно тревожным, или научиться манипулировать сначала домочадцами, а потом и другими близкими людьми.
Если капризы и "дикие выходки" повторяются очень часто, происходят спонтанно, и родители чувствуют, что сами уже не справляются, стоит обратиться к специалисту - детскому или семейному психологу, психотерапевту.
Есть один интересный тест: родителей просят перечислить качества, которыми им бы хотелось, чтобы обладал их ребенок, и они старательно исписывают листки бумаги - хочется-то ведь вырастить по меньшей мере Эйнштейна с сердцем матери Терезы! А потом их просят выбрать из списка те качества, которыми они сами обладают... Список стремительно сокращается. Но родители могут научить ребенка только тому, что умеют сами. Ровно настолько, насколько они умеют любить, заботиться друг о друге, настолько они смогут воспитать в ребенке эти качества и научить его выражать свои чувства. Никакие воспитательные меры и нравоучения в отрыве от реального опыта жизни в любви - не помогут. Таким способом можно лишь социализировать ребенка: научить его, как следует вести себя в той или иной ситуации: когда приезжает мама, приходит в гости бабушка и т.п. - но это будет лишь внешне усвоенное поведение, никакого отношения к реально переживаемым чувствам не имеющее.
Дети копируют поведение родителей, подражают им, причем улавливают не только внешнюю сторону, но и внутренние нюансы поведения взрослых, и копируют их отношение к миру, другим людям, самим себе, Богу. Они впитывают все это и усваивают безоценочно. Потом, уже в более взрослом возрасте, они будут переосмысливать свои жизненные устои, а пока они малы - они творят свой мир с мира своих родителей, самых значимых для них взрослых. С одной стороны, ребенок всегда является отражением всего происходящего в семье, с другой - все семейные нестроения, неурядицы отражаются на нем.
Дети часто бывают не похожи на своих родителей. Например, у очень эмоциональной мамы может родиться ребенок с менее ярким темпераментом, которому не свойственно внешне сильно выражать свои чувства. И маме будет казаться трагедией, что сын не бросается ей на шею при встрече. Но значит ли это, что он менее глубоко переживает происходящее? Ребенок, каким бы он ни был маленьким, - отдельная самостоятельная личность, которую Бог от рождения наделил многим: это и особенности функционирования нервной системы, и физические, интеллектуальные и прочие задатки, необходимые для реализации единственного и неповторимого замысла Творца об этом человеке. Случается, что родители воспринимают ребенка, как свою собственность, и желают, чтобы он вел себя и чувствовал так, как они хотят. Но когда к ребенку относятся как к личности, имеющей право на свое мнение, желания, чувства, когда его любят и готовы дарить ему (а не тратить на него) свое время, когда родители стараются угадать его способности (а не навязать то, чего хотелось бы им) и направить его, когда в семье доверяют друг другу и открыто обсуждают сложности, тогда создается атмосфера, которая помогает ребенку вырасти в человека, способного максимально реализовать Божий замысел о себе.