Часто говорят, что мир вокруг становится все более и более агрессивным. Почему? Как справляться с нарастающим в обществе раздражением? Как бороться с собственным гневом, и всегда ли гнев сопряжен с грехом? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Алексий Уминский.
ПРОСТО «МУТЬ»
- Мы все вроде бы знаем, что такое хорошо и что такое плохо, тем не менее часто совершаем агрессивные поступки, оказываемся в состоянии обидеть, оскорбить. С чем это связано, как вы думаете?
- Часто человек совершает агрессивные действия из-за израненности его собственной души и судьбы. Мы не задумываемся о том, что злобное и агрессивное поведение может быть реакцией внутренней незащищенности. Это результат того, что человек в какой-то момент своей жизни встретился со злом, которое поразило его, изранило, опустошило и лишило надежды.
Очевидно, что каждый из нас в своей жизни испытывал на себе чью-то агрессию и не остался к ней равнодушен. В этом смысле мы очень чувствительны ко всему, что касается нас лично.
Когда кто-то бывает с нами резок, недружелюбен, когда мы оказываемся втянуты в какие-то житейские конфликты, нам все время кажется, что пострадавшая сторона — это мы. Что это нас должны были понять, пожалеть, поберечь. И мало задумываемся о том, что порой мы сами бываем раздражены, невнимательны, агрессивно настроены против другого человека. Самих себя мы склонны оправдывать и прощать, считая виноватыми окружающих, близких, родственников, кого угодно.
- И часто мы уверены, что наше раздражение и возмущение – по существу.
- Если мы с вами задумаемся о том, какой корень в слове «возмущение», то обнаружим, что это «муть». Муть. Что-то такое мутное со дна нашей души поднимается, затмевает наш рассудок, и в этом помутненном состоянии мы произносим слово, которое считаем правдой, совершаем действие, которое нам кажется правильным. Мы уверены, что мы возмущены по делу, справедливо, но состояние наше в этот момент не совсем нормальное.
Есть такой анекдот из церковной жизни, когда большевики распевали свой любимый гимн: «Кипит наш разум возмущенный», а патриарх Тихон пошутил на этот счет и сказал, что у них, дескать, разум кипит, а через эту пипочку в буденовке и выходит весь выкипевший.
«КРИВОЕ ПРАВИЛО»
- То есть большинство наших проблем из-за наших несовершенств?
- Святой авва Дорофей много лет жил в монастыре, занимался своей душой, пытался найти в себе это семя зла, чтобы его искоренить. Он сказал однажды, что «кривое правило и прямое делает кривым». «Правило» по-церковнославянски — «линейка».
Так вот, если наша внутренняя линейка, по которой мы мерим мир, крива, если наше мерило кривое, то и все остальное становится кривым. Каждый из нас в той или иной степени смотрит на этот мир исходя из этого страшного искажения.
Я все время вспоминаю сказку Андерсена про злого тролля, который разбил страшное зеркало, зеркало разлетелось на мелкие кусочки и впилось в сердце Кая. Это очень точная метафора, потому что оно впилось в сердце каждого из нас. Собственно говоря, мы и есть тот самый Кай на этой земле, в сердце которого вонзился маленький осколочек этого злого зеркала.
ВСЛЕД ЗА АПОСТОЛОМ
- Получается, важно распознать его в себе и стараться как-то измениться? Только мы в ответе за то, какие мы есть?
- Вообще, работа над собой — это, наверное, самая большая работа, которую мы совершаем. И только занимаясь ею мы, собственно говоря, людьми и становимся.
Да, конечно, мы рождаемся со всеми признаками и задатками человека, но человек — это не только способность передвигаться на двух ногах, склонность к научению, умственному и физическому труду и способность к коммуникативности. Человек — это нечто большее.
Это удивительное отображение Бога на земле, прежде всего потому, что он несет в себе образ и подобие Божие. Вы представляете, что это значит?
Это значит, что в человеке Господь себя отразил, как в зеркале. Его природа, Его Божественная сила, Божественная власть, Его любовь, творчество, бессмертие, свобода, милосердие, бесконечный разум и все-все бесконечное – все это есть в каждом из нас, но только в состоянии семени, зачатка.
И главная наша задача в том, чтобы все это в себе развить, стать похожим на Бога, подобным Богу. Тех людей, которые в своей земной жизни преуспели в этом, мы называем преподобными. Например, преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Антоний Киевопечерский и многие другие.
- На фоне таких выдающихся примеров обычный человек острее чувствует собственные несовершенства.
- На самом деле никто не может о себе сказать, что он чист до конца, что он светел до конца, что он наполнен милосердием и любовью до конца, что он совершенен и никогда не ошибался. Если бы мы вдруг нашли такого человека, наверное, мы бы покрутили пальцем у виска.
Апостол Павел в одном из своих посланий пишет совершенно удивительные вещи. Он – святой, чудотворец, великий проповедник, который оставил нам послания, полные мудрости и любви, вдруг говорит о себе: «О, бедный я человек, носящий это тело смертное. Ведь чего хочу сделать доброго, не могу. А чего не хочу, все само собой получается!»
И ведь каждый из нас может так сказать о самом себе. Под этими словами может подписаться все человечество.
БЕЗ МАСКИ
- Как вам кажется, в чем основная проблема современного человека?
- К величайшему сожалению, мы все сильнее боимся встречи с самими собой. Мы избегаем смотреть внутрь себя, потому что знаем примерно, что можем там обнаружить. И мы привыкаем маскироваться. Привыкаем что-то изображать из себя, создавать некую фигуру, маску, которая может уберечь, скрыть нас настоящих от самих себя и от окружающих, чтобы никто не догадался, кто мы есть на самом деле.
Постепенно человек привыкает играть какую-то роль – кого-то умного, сильного, смелого, талантливого, остроумного, кого угодно. Он из кожи вон лезет, но не для того, чтобы стать таким, а чтобы таким казаться.
Но вот вопрос – а надо ли умному человеку казаться, что он умный? Надо ли красивому казаться, что он красивый? Сильному, что он сильный? Нет.
- Но снятие такой маски, тем более приросшей с годами, может оказаться крайне болезненным процессом.
- На самом деле в тот момент, когда человек со всей отчетливостью понимает, что он не умный, не сильный, не крутой, не талантливый, может произойти совершенно парадоксальная вещь. Ведь, если вдуматься, это же огромная радость для человека –понять, какой он есть на самом деле. Не заблуждаться на свой счет, а обнаружить истину.
Да, это может стать непростым, но невероятно ценным открытием. Потому что когда ты понимаешь, что у тебя чего-то нет, но тебе это необходимо, ты можешь начать что-то делать для того, чтобы это приобрести. Когда же ты думаешь и делаешь вид, что у тебя все есть, тогда ты ничего не приобретешь.
ВНУТРЕННИЙ АД
- Есть люди, которых нельзя вернуть в нормальную жизнь?
- Вы знаете, Христос говорит о том, что каждый человек может быть спасен. Евангелие учит нас, что нет такого греха и нет такого состояния человека, из которого он не мог бы выйти, если бы захотел. Ведь святой Иоанн Предтеча говорит: «И из камней может воздвигнуть детей Аврааму».
Это ответ на ваш вопрос, может ли самый потерянный человек спастись. Камень может стать живым в руках Божьих. Из каменного сердца может выйти чадо Авраама.
- То есть главное – собственное желание?
- Конечно. Человек, который живет в своей ненависти и агрессии по отношению к окружающему миру, живет в аду. Ненависть, отсутствие любви, постоянная обида, постоянная претензия к другим — это состояние ада.
И не надо думать, что ад находится где-то там, в каком-то абстрактном мире или в ядре земли, нет, он гораздо ближе, он в нас самих.
Так же, как рай может находиться в сердце человека, ведь Христос сказал: «Царствие небесное внутри вас», так и ад может быть там же. Собственно говоря, мы сами решаем, куда и как мы хотим идти? С чем мы хотим прийти в вечность?
КОНФЕТКИ ВМЕСТО ЛЮБВИ
- Эти вопросы стоят не только перед каждым конкретно взятым человеком, но и перед человечеством в целом?
- Конечно, здесь есть и коллективная ответственность, вне всякого сомнения.
Человек и человечество адекватны, конгениальны друг другу. Каков человек, таково и человечество. Мир соборен. Мы все связаны друг с другом.
Господь так мир сотворил, чтобы мы все друг в друге очень сильно нуждались, чтобы мы друг без друга жить не могли. Поэтому образ человечества — это семья, в которую мы все стремимся объединиться и либо жить по правде, любя и уважая друг друга, либо наоборот — в ненависти и презрении.
- К чему, как вам кажется, от природы все-таки склонен человек?
- У человека есть огромная потребность в любви. Каждый очень хочет любить и быть любимым.
Проблема в том, что сегодня эта потребность все время фальсифицируется и подменяется. Вместо любви дают конфетки, вместо радости – какой-то фейерверк пустой. Вся жизнь наполняется постоянной подменой. И это вызывает агрессивную реакцию – поиск крайних и виноватых.
Сразу находятся враги – гастарбайтеры, евреи, либералы, патриоты, Церковь, президент, еще кто-то.
Когда меня спрашивают, а почему такая агрессия по отношению к Церкви сегодня, я говорю: «Да ужасная агрессия, я сам удивлен!» А потом начинаю сравнивать и вижу, что по отношению к другим институтам, событиям и явлениям агрессия ничуть не меньше.
Если почитать комментарии в Интернете, окажется, что практически любое сообщение вызывает дикую агрессию, даже когда речь идет о смерти или о чьей-то трагедии, вслед несутся злобные, матерные, отвратительные комментарии.
- Почему?
- Да потому что все попало под удар, все девальвировалось. Все люди оказались обманутыми, равно как оказались обманутыми их надежды и мечты. Сегодняшняя агрессия – это реакция страны обманутых дольщиков, если хотите. Потому что нам всем обещали построить красивый удобный дом для жизни, который называется Россия, и обманули.
Кроме того, это реакция на культ денег, славы и успеха. Люди испытывают потребность жить чем-то еще кроме всего этого.
Многие поняли, что сами по себе деньги ничего не дают. Что бесконечное зарабатывание высасывает из человека все человеческое. Что бесконечная гонка за тем, чтобы что-то приобрести, чем-то наполнить свой холодильник или сделать очередной евроремонт, — это сплошная иллюзия, за которой ничего нет. Это не насыщает и ничего не дает, потому что нет главного. Не материальное благополучие делает человека человеком.
ГНЕВАТЬСЯ, НЕ СОГРЕШАЯ
- В таком случае, может, гнев как реакция на все несправедливости и правомерен?
- Гнев бывает разный.
Есть гнев Божий, чистый гнев, подобный скальпелю хирурга. Он может действовать не на уничтожение, а на исцеление. И подобный гнев в человеке может стать очень важным оружием правды, между прочим. Ведь человек должен бороться за правду. И зло, ложь, лицемерие не могут не вызывать настоящего праведного гнева.
Но этот гнев должен быть чистым. Апостол говорит в Писании: «Гневаясь, не согрешайте!». Понимаете? Пусть солнце не зайдет в вашем гневе. Оказывается, можно гневаться, но не согрешать.
- Как?
- А дело в том, что ни в коем случае такой гнев не должен использоваться ради достижения своей собственной правды. Потому что как только главным становится моя обида, моя правда, мое мнение, мои решения – все переворачивается с ног на голову. И больше никакого праведного гнева быть не может.
Он возможен, только когда я защищаю другого, обиженного, поруганного, бессильного, беззащитного. Только когда источником такого гнева становится любовь, тогда человек имеет право в полный голос говорить жесткие и гневные слова.
ОТВЕТ НА ВСЕ ВОПРОСЫ
- Вы часто упоминаете именно любовь как лекарство от всех бед.
- Мне кажется, что любовь – главный ответ вообще на все вопросы.
Ведь когда человек обнаруживает, что кто-то способен любить его таким, какой он есть, со всеми его несовершенствами, так, как нас любит Бог, с ним происходит чудо. Это очень важный момент для встречи с самим собой. Для того чтобы увидеть самого себя таким, какой ты есть на самом деле. Увидеть и не испугаться.
К сожалению, в русском языке слово «любить» применимо и к Родине, и к маме, и к возлюбленной, и… к макаронам. Очень много смешанных понятий. А ведь, по сути, полюбить — это значит потрудиться, прирасти, наполниться. Это чувство, которое не дается нам как данность.
Любовь, возникая из маленького источника, потом либо исчезает, либо, усиливаясь, заполняет собой все. Любовь – это очень большой труд, один из самых больших, который встречает человек в своей жизни.
- Но мы привыкли к эфемерной сущности любви – к чему-то, что возникает и исчезает не по нашей воле.
- Вы знаете, мне часто хочется спросить тех людей, которые, не испытывая особых чувств, разрушают семьи, уходят к другим, потом к третьим, четвертым, пятым и говорят: «Не люблю! Разлюбил. Ну, что поделаешь!» А ты пробовал любить-то? Или ты просто решаешь, что вот это мне приятно, а это не очень?
Мы привыкли относиться к любви как к чему-то, что доставляет нам удовольствие: если это мне в удовольствие, тогда и хорошо. А если это какой-то труд, надо что-то делать, какую-то ответственность на себя брать и нести, то это нехорошо, сложно и лучше мне этого не делать и эта любовь «исчезает» на глазах.
ШАНС
- Отец Алексий, как в современном непростом и агрессивном мире помочь человеку поверить в себя и свои силы?
- Очень важно понять, что порой то, что нам кажется крушением всех наших надежд, трагедией, горем и бедой, способно стать переломным моментом. В этот момент у нас может появиться шанс изменить жизнь, возможность что-то понять, принять и исправить.
У нас всегда есть выбор – находясь в отчаянном, потрясенном состоянии, мы можем или начать проклинать все и вся, а можем остановиться, замолчать, задуматься, задаться вопросом – а почему это со мной случилось, Господи? Почему я, почему мне, почему со мной, что я такого сделал или не сделал?
Человек, доросший до понимания каких-то вещей, и вовсе скажет: «Господи, я все понял, спасибо Тебе. Несмотря на то, что все разрушено и, может быть, именно поэтому, у меня появился смысл жить дальше».
Да, это под силу не каждому, но, когда человек оказывается способен на подобное мужество и мудрость, тогда даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах он не будет разрушен.
Беседовала Этери Чаландзия
ПРОСТО «МУТЬ»
- Мы все вроде бы знаем, что такое хорошо и что такое плохо, тем не менее часто совершаем агрессивные поступки, оказываемся в состоянии обидеть, оскорбить. С чем это связано, как вы думаете?
- Часто человек совершает агрессивные действия из-за израненности его собственной души и судьбы. Мы не задумываемся о том, что злобное и агрессивное поведение может быть реакцией внутренней незащищенности. Это результат того, что человек в какой-то момент своей жизни встретился со злом, которое поразило его, изранило, опустошило и лишило надежды.
Очевидно, что каждый из нас в своей жизни испытывал на себе чью-то агрессию и не остался к ней равнодушен. В этом смысле мы очень чувствительны ко всему, что касается нас лично.
Когда кто-то бывает с нами резок, недружелюбен, когда мы оказываемся втянуты в какие-то житейские конфликты, нам все время кажется, что пострадавшая сторона — это мы. Что это нас должны были понять, пожалеть, поберечь. И мало задумываемся о том, что порой мы сами бываем раздражены, невнимательны, агрессивно настроены против другого человека. Самих себя мы склонны оправдывать и прощать, считая виноватыми окружающих, близких, родственников, кого угодно.
- И часто мы уверены, что наше раздражение и возмущение – по существу.
- Если мы с вами задумаемся о том, какой корень в слове «возмущение», то обнаружим, что это «муть». Муть. Что-то такое мутное со дна нашей души поднимается, затмевает наш рассудок, и в этом помутненном состоянии мы произносим слово, которое считаем правдой, совершаем действие, которое нам кажется правильным. Мы уверены, что мы возмущены по делу, справедливо, но состояние наше в этот момент не совсем нормальное.
Есть такой анекдот из церковной жизни, когда большевики распевали свой любимый гимн: «Кипит наш разум возмущенный», а патриарх Тихон пошутил на этот счет и сказал, что у них, дескать, разум кипит, а через эту пипочку в буденовке и выходит весь выкипевший.
«КРИВОЕ ПРАВИЛО»
- То есть большинство наших проблем из-за наших несовершенств?
- Святой авва Дорофей много лет жил в монастыре, занимался своей душой, пытался найти в себе это семя зла, чтобы его искоренить. Он сказал однажды, что «кривое правило и прямое делает кривым». «Правило» по-церковнославянски — «линейка».
Так вот, если наша внутренняя линейка, по которой мы мерим мир, крива, если наше мерило кривое, то и все остальное становится кривым. Каждый из нас в той или иной степени смотрит на этот мир исходя из этого страшного искажения.
Я все время вспоминаю сказку Андерсена про злого тролля, который разбил страшное зеркало, зеркало разлетелось на мелкие кусочки и впилось в сердце Кая. Это очень точная метафора, потому что оно впилось в сердце каждого из нас. Собственно говоря, мы и есть тот самый Кай на этой земле, в сердце которого вонзился маленький осколочек этого злого зеркала.
ВСЛЕД ЗА АПОСТОЛОМ
- Получается, важно распознать его в себе и стараться как-то измениться? Только мы в ответе за то, какие мы есть?
- Вообще, работа над собой — это, наверное, самая большая работа, которую мы совершаем. И только занимаясь ею мы, собственно говоря, людьми и становимся.
Да, конечно, мы рождаемся со всеми признаками и задатками человека, но человек — это не только способность передвигаться на двух ногах, склонность к научению, умственному и физическому труду и способность к коммуникативности. Человек — это нечто большее.
Это удивительное отображение Бога на земле, прежде всего потому, что он несет в себе образ и подобие Божие. Вы представляете, что это значит?
Это значит, что в человеке Господь себя отразил, как в зеркале. Его природа, Его Божественная сила, Божественная власть, Его любовь, творчество, бессмертие, свобода, милосердие, бесконечный разум и все-все бесконечное – все это есть в каждом из нас, но только в состоянии семени, зачатка.
И главная наша задача в том, чтобы все это в себе развить, стать похожим на Бога, подобным Богу. Тех людей, которые в своей земной жизни преуспели в этом, мы называем преподобными. Например, преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Антоний Киевопечерский и многие другие.
- На фоне таких выдающихся примеров обычный человек острее чувствует собственные несовершенства.
- На самом деле никто не может о себе сказать, что он чист до конца, что он светел до конца, что он наполнен милосердием и любовью до конца, что он совершенен и никогда не ошибался. Если бы мы вдруг нашли такого человека, наверное, мы бы покрутили пальцем у виска.
Апостол Павел в одном из своих посланий пишет совершенно удивительные вещи. Он – святой, чудотворец, великий проповедник, который оставил нам послания, полные мудрости и любви, вдруг говорит о себе: «О, бедный я человек, носящий это тело смертное. Ведь чего хочу сделать доброго, не могу. А чего не хочу, все само собой получается!»
И ведь каждый из нас может так сказать о самом себе. Под этими словами может подписаться все человечество.
БЕЗ МАСКИ
- Как вам кажется, в чем основная проблема современного человека?
- К величайшему сожалению, мы все сильнее боимся встречи с самими собой. Мы избегаем смотреть внутрь себя, потому что знаем примерно, что можем там обнаружить. И мы привыкаем маскироваться. Привыкаем что-то изображать из себя, создавать некую фигуру, маску, которая может уберечь, скрыть нас настоящих от самих себя и от окружающих, чтобы никто не догадался, кто мы есть на самом деле.
Постепенно человек привыкает играть какую-то роль – кого-то умного, сильного, смелого, талантливого, остроумного, кого угодно. Он из кожи вон лезет, но не для того, чтобы стать таким, а чтобы таким казаться.
Но вот вопрос – а надо ли умному человеку казаться, что он умный? Надо ли красивому казаться, что он красивый? Сильному, что он сильный? Нет.
- Но снятие такой маски, тем более приросшей с годами, может оказаться крайне болезненным процессом.
- На самом деле в тот момент, когда человек со всей отчетливостью понимает, что он не умный, не сильный, не крутой, не талантливый, может произойти совершенно парадоксальная вещь. Ведь, если вдуматься, это же огромная радость для человека –понять, какой он есть на самом деле. Не заблуждаться на свой счет, а обнаружить истину.
Да, это может стать непростым, но невероятно ценным открытием. Потому что когда ты понимаешь, что у тебя чего-то нет, но тебе это необходимо, ты можешь начать что-то делать для того, чтобы это приобрести. Когда же ты думаешь и делаешь вид, что у тебя все есть, тогда ты ничего не приобретешь.
ВНУТРЕННИЙ АД
- Есть люди, которых нельзя вернуть в нормальную жизнь?
- Вы знаете, Христос говорит о том, что каждый человек может быть спасен. Евангелие учит нас, что нет такого греха и нет такого состояния человека, из которого он не мог бы выйти, если бы захотел. Ведь святой Иоанн Предтеча говорит: «И из камней может воздвигнуть детей Аврааму».
Это ответ на ваш вопрос, может ли самый потерянный человек спастись. Камень может стать живым в руках Божьих. Из каменного сердца может выйти чадо Авраама.
- То есть главное – собственное желание?
- Конечно. Человек, который живет в своей ненависти и агрессии по отношению к окружающему миру, живет в аду. Ненависть, отсутствие любви, постоянная обида, постоянная претензия к другим — это состояние ада.
И не надо думать, что ад находится где-то там, в каком-то абстрактном мире или в ядре земли, нет, он гораздо ближе, он в нас самих.
Так же, как рай может находиться в сердце человека, ведь Христос сказал: «Царствие небесное внутри вас», так и ад может быть там же. Собственно говоря, мы сами решаем, куда и как мы хотим идти? С чем мы хотим прийти в вечность?
КОНФЕТКИ ВМЕСТО ЛЮБВИ
- Эти вопросы стоят не только перед каждым конкретно взятым человеком, но и перед человечеством в целом?
- Конечно, здесь есть и коллективная ответственность, вне всякого сомнения.
Человек и человечество адекватны, конгениальны друг другу. Каков человек, таково и человечество. Мир соборен. Мы все связаны друг с другом.
Господь так мир сотворил, чтобы мы все друг в друге очень сильно нуждались, чтобы мы друг без друга жить не могли. Поэтому образ человечества — это семья, в которую мы все стремимся объединиться и либо жить по правде, любя и уважая друг друга, либо наоборот — в ненависти и презрении.
- К чему, как вам кажется, от природы все-таки склонен человек?
- У человека есть огромная потребность в любви. Каждый очень хочет любить и быть любимым.
Проблема в том, что сегодня эта потребность все время фальсифицируется и подменяется. Вместо любви дают конфетки, вместо радости – какой-то фейерверк пустой. Вся жизнь наполняется постоянной подменой. И это вызывает агрессивную реакцию – поиск крайних и виноватых.
Сразу находятся враги – гастарбайтеры, евреи, либералы, патриоты, Церковь, президент, еще кто-то.
Когда меня спрашивают, а почему такая агрессия по отношению к Церкви сегодня, я говорю: «Да ужасная агрессия, я сам удивлен!» А потом начинаю сравнивать и вижу, что по отношению к другим институтам, событиям и явлениям агрессия ничуть не меньше.
Если почитать комментарии в Интернете, окажется, что практически любое сообщение вызывает дикую агрессию, даже когда речь идет о смерти или о чьей-то трагедии, вслед несутся злобные, матерные, отвратительные комментарии.
- Почему?
- Да потому что все попало под удар, все девальвировалось. Все люди оказались обманутыми, равно как оказались обманутыми их надежды и мечты. Сегодняшняя агрессия – это реакция страны обманутых дольщиков, если хотите. Потому что нам всем обещали построить красивый удобный дом для жизни, который называется Россия, и обманули.
Кроме того, это реакция на культ денег, славы и успеха. Люди испытывают потребность жить чем-то еще кроме всего этого.
Многие поняли, что сами по себе деньги ничего не дают. Что бесконечное зарабатывание высасывает из человека все человеческое. Что бесконечная гонка за тем, чтобы что-то приобрести, чем-то наполнить свой холодильник или сделать очередной евроремонт, — это сплошная иллюзия, за которой ничего нет. Это не насыщает и ничего не дает, потому что нет главного. Не материальное благополучие делает человека человеком.
ГНЕВАТЬСЯ, НЕ СОГРЕШАЯ
- В таком случае, может, гнев как реакция на все несправедливости и правомерен?
- Гнев бывает разный.
Есть гнев Божий, чистый гнев, подобный скальпелю хирурга. Он может действовать не на уничтожение, а на исцеление. И подобный гнев в человеке может стать очень важным оружием правды, между прочим. Ведь человек должен бороться за правду. И зло, ложь, лицемерие не могут не вызывать настоящего праведного гнева.
Но этот гнев должен быть чистым. Апостол говорит в Писании: «Гневаясь, не согрешайте!». Понимаете? Пусть солнце не зайдет в вашем гневе. Оказывается, можно гневаться, но не согрешать.
- Как?
- А дело в том, что ни в коем случае такой гнев не должен использоваться ради достижения своей собственной правды. Потому что как только главным становится моя обида, моя правда, мое мнение, мои решения – все переворачивается с ног на голову. И больше никакого праведного гнева быть не может.
Он возможен, только когда я защищаю другого, обиженного, поруганного, бессильного, беззащитного. Только когда источником такого гнева становится любовь, тогда человек имеет право в полный голос говорить жесткие и гневные слова.
ОТВЕТ НА ВСЕ ВОПРОСЫ
- Вы часто упоминаете именно любовь как лекарство от всех бед.
- Мне кажется, что любовь – главный ответ вообще на все вопросы.
Ведь когда человек обнаруживает, что кто-то способен любить его таким, какой он есть, со всеми его несовершенствами, так, как нас любит Бог, с ним происходит чудо. Это очень важный момент для встречи с самим собой. Для того чтобы увидеть самого себя таким, какой ты есть на самом деле. Увидеть и не испугаться.
К сожалению, в русском языке слово «любить» применимо и к Родине, и к маме, и к возлюбленной, и… к макаронам. Очень много смешанных понятий. А ведь, по сути, полюбить — это значит потрудиться, прирасти, наполниться. Это чувство, которое не дается нам как данность.
Любовь, возникая из маленького источника, потом либо исчезает, либо, усиливаясь, заполняет собой все. Любовь – это очень большой труд, один из самых больших, который встречает человек в своей жизни.
- Но мы привыкли к эфемерной сущности любви – к чему-то, что возникает и исчезает не по нашей воле.
- Вы знаете, мне часто хочется спросить тех людей, которые, не испытывая особых чувств, разрушают семьи, уходят к другим, потом к третьим, четвертым, пятым и говорят: «Не люблю! Разлюбил. Ну, что поделаешь!» А ты пробовал любить-то? Или ты просто решаешь, что вот это мне приятно, а это не очень?
Мы привыкли относиться к любви как к чему-то, что доставляет нам удовольствие: если это мне в удовольствие, тогда и хорошо. А если это какой-то труд, надо что-то делать, какую-то ответственность на себя брать и нести, то это нехорошо, сложно и лучше мне этого не делать и эта любовь «исчезает» на глазах.
ШАНС
- Отец Алексий, как в современном непростом и агрессивном мире помочь человеку поверить в себя и свои силы?
- Очень важно понять, что порой то, что нам кажется крушением всех наших надежд, трагедией, горем и бедой, способно стать переломным моментом. В этот момент у нас может появиться шанс изменить жизнь, возможность что-то понять, принять и исправить.
У нас всегда есть выбор – находясь в отчаянном, потрясенном состоянии, мы можем или начать проклинать все и вся, а можем остановиться, замолчать, задуматься, задаться вопросом – а почему это со мной случилось, Господи? Почему я, почему мне, почему со мной, что я такого сделал или не сделал?
Человек, доросший до понимания каких-то вещей, и вовсе скажет: «Господи, я все понял, спасибо Тебе. Несмотря на то, что все разрушено и, может быть, именно поэтому, у меня появился смысл жить дальше».
Да, это под силу не каждому, но, когда человек оказывается способен на подобное мужество и мудрость, тогда даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах он не будет разрушен.
Беседовала Этери Чаландзия