Священник Павел Карташёв

Что делает красивым? Внутренняя сила, принимающая для нас чаще всего вид света.

Когда Иисус Христос говорил в Палестине о настоящей Жизни — Царстве Божием — пришедшей в мир в Его Лице; когда исцелял всякую болезнь и немощь, тогда слух о Нем разнесся далеко, даже до Сирии.

«И приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи и из-за Иордана» (Мф. 4. 24-25).

Христос учил жизни, свободной от злобы, похоти и корысти, а народ слушал Его часами, забывая о еде и отдыхе. И Он говорил, среди прочего: «Вы — свет мира (…) Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 14, 16). В другое же время и в другом месте, исцеляя слепорожденного, Он сказал иначе: «Я свет миру» (Ин. 9. 5).

Так кто же свет? Он или люди? Нет ли здесь оговорки или противоречия? Нет! Есть указание на причину и следствие. Он объяснил это однажды прямо: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8. 12).


Черная дыра

Свет жизни и красота ее в нас — от Бога. Вы слышали, наверное, про черные дыры в космосе. Возможно, это взорвавшиеся звезды, которые из пылающих гигантов сжались в сверхплотные малые тела; в них время и пространство поменялись ролями. Какова бы ни была природа этих космических феноменов, в них всё исчезает бесследно и невозвратно. Это бездна небытия, пропасть беспросветности.

Всякий, «кто собирает сокровища для себя», кто живет только для своей выгоды и удобства, страшно похож на черную дыру. На зияющую пропасть в прекрасном мире. В слове пропасть переставьте ударение на последний слог. Вот так. А если таких дыр без дна будет всё больше? Мы провалимся? Не дай Бог. Надо просить Его о том, чтобы не допустил такой беды. Ясно, что человеку-дыре, то есть эгоисту, придется в свое время отвечать Богу за прожженные годы. А что он ответит? Да ему отвечать будет нечего, и нечем. Он — дыра; вечный собственный враг; самоистребитель; существо, всего лишь пожившее для себя, и только.

А процветшая здесь, на земле, бескорыстная красота, пойдет в свой срок к красоте немеркнущей. Жизнь проявляет себя во свете, она есть свет, ясность пути, возрастания. Но и красота есть свет. Особый, сокровенный, идущий из сердца. Значит, жизнь и красота — одно. Если то и другое — настоящие. Смысл жизни в том, чтобы послужить Богу и таким образом приблизиться к Нему. Так приблизиться, чтобы быть в Нем. А Бога мы встречаем и видим только в другом человеке.



Подведем итоги: красива жизнь, отданная другому человеку — одному или многим — без корысти и расчета, но при ясном уме и по велению любящего сердца. Такая жизнь озарена светом духовным, и в ней всё сияет, всё излучает тепло: глаза, слова, дела, и даже вся природа. Если ты действительно заботишься о красоте, то не спеши за модой, не думай о загаре и гладкой коже, косметике и дорогой бижутерии. Ох, куклу или обезьяну как ни наряжай… Да и не наряжай, чтобы не было смешно. Лучше чисто живи. И поступай красиво.

Отрывок из книги «Разговор с молодыми. О Боге, любви, красоте»