Артемий Гилянов

Христос Воскресе!

Нет слов в нашем языке более радостных, более возвышенных, более вдохновляющих. В этих двух словах вся сущность христианства. Вся наша вера, можно сказать, произрастает из этих двух слов, как дуб вырастает из желудя.

Несколько десятилетий Церковь не знала не только богословия, но и вообще писанного слова. Но она распространялась через передачу этой удивительной, неправдоподобной вести о Воскресении того, кто был безвинно и мучительски умерщлен тогдашними властями.

Весть, заключающаяся в этих словах, есть подлинное Евангелие. Да и сейчас, насколько мы христиане, во многом зависит от того, насколько живо мы воспринимаем эти два слова, насколько вера в Воскресение Христово озаряет наше сердце.

Что же такого бесконечно радостного в этой вести?

Радость эта не только в том, что воскрес Христос, как человек, претерпевший насильственную смерть, но и в том, что Он, бывший бессмертным Богом, воскрес не для своего, а для нашего спасения. И Церковь не отделяет Воскресения Христова от Воскресения всеобщего, в Воскресении Христове видит, как бы уже состоявшееся воскресение всех и его празднует вместе с Воскресением Христовым.

Воскресению Христову предшествует Воскрешение Лазаря, и прославляя его, Церковь поет "Общее Воскресение прежде твоея страсти уверяя, из мертвых воздвиг еси Лазаря, а полным уверением Общего Воскресения и становится Воскресение Христово. Все пасхальные и предпасхальные службы проникнуты этим ощущением неотделимости Воскресения Христова от Всеобщего. "Воскреснут мертвые и восстанут сущие во гробех и все земнородные возрадуются" (Ирмос 5-й песни канона Великой субботы)." Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало. "Яко воистину светозарная и всепразднственная эта ночь, светоносного дня восстания сущая провозвестница." (7-я песнь Пасхального канона).

Но конечно, короче и убедительнее всего о неотделимости Воскресения Христова и всеобщего говорит главное песнопения Пасхи — тропарь "Христос Воскресе из мертвых смертию смерть попрал и сущим во гробех живот даровал.."

Это общее Воскресение есть не то Воскресение суда и окончательного разделения, о котором говорится в притчах о Богаче и Лазаре, об овцах и козлищах, в котором, в сущности нет никакой радости, Христово же Воскресение есть величайшая радость для всех нас. Воскресение Праведника, осужденного неправедным судом, было не для осуждения, в том числе и осудивших его, но чтобы разрушилось проклятие праведного осуждения, тяготевшее над человеческим родом.

Смысл его, как он выражается всем духом Пасхального торжества, есть всеобщая амнистия. Что было главным наказанием за праодительский грех, если не смерть? Но она побеждена смертью Христовой И Слово Иоанна Златоуста, читающееся в конце Пасхальной утрени, и есть амнистия для всех. "Да никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее царствование. Да никто не оплакивает более грехов, потому что из гроба воссияло прощение грехов. Да никто не боится более смерти, ибо освободила нас от нее Спасова Смерть. "Воскрес Христос - и нет более ни одного мертвеца в гробу".

Не случайно канонической иконой Воскресения Христова в Православии стало изображение Сошествия Христа во ад и выведения из него первых грешников — прародителей человеческого рода, а значит и всех нас, их потомков.

Все грехи и преступления человеческие, как бы не были они велики, растворяются в Безграничном океане благости Христовой. Если капля может загрязнить океан — столь же и наши грехи могут воспрепятствовать осуществлению бесконечного милосердия Божия, как говорил прп. Исаак Сирин.

Торжество Пасхи возвещает нам бесконечную радость всеобщего спасения. Но способны ли мы дорости до ощущения той безмерной радости, которая каждый год даруется нам, готовы ли мы увидеть в Царстве рядом с нами и выше нас тех, кого мы не любим, кого презираем и уничижаем, готовы ли мы увидеть там ненавидящих и обидящих нас или тех, кого мы считаем большими злодеями? Если нет, то радость Пасхи останется для нас недоступной. Об этом свидетельствует и последняя стихира Пасхи: мы можем от сердца петь "Христос Воскресе из мертвых", если через переживание Воскресения сможем простить ненавидящих нас. Не забудем, что первым в рай, отверзтый Искупительным подвигом Христа, вошёл Разбойник, и при жизни Господа мытари и блудницы предваряли в Царстве, по Его словам, книжников и фарисеев.

Еще многое не дает нам глубоко переживать радость Пасхи, и конечно, то, что люди и в Пасхальные дни продолжают умирать, и не только умирать, но и убивать друг друга ради скоропреходящих земных благ, не способных не только сохранить, но даже существенно продлить главное благо земной жизни — саму жизнь.

Но, несмотря на это попытаемся войти в радость Воскресшего и Воскрешающего нас Господа, постраемся взогреть веру в себе, веру, без которой нет спасения и которая есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.11.1), постараемся проникнуться духом Светлого Торжества, в котором так непреложно сияет надежда на соединение и спасение всех и от всего сердца, от всего помышления, от всей души будем восклицать "Христос Воскресе! " и с полнотой веры и надежды будем отвечать "Воистину Воскресе Христос! "