Митр. Филарет (Вознесенский)

Настало время явиться на землю обещанному Спасителю мира. Он родился ночью от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме, в пещере, куда загоняли скот. Ангел Господень возвестил об этом пастухам, которые в ту ночь неподалеку от пещеры стерегли стада в поле. Вместе с божественным вестником внезапно явилось и множество других ангелов. Они славили Бога и пели: «слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Пастухи поспешили к пещере и поклонились Младенцу Христу.

Прошло уже более 2-х тысяч лет с той благословенной ночи, в которую ангел возвестил великую радость, которая будет всем людям. И в течение этих долгих лет святая Церковь, ежегодно возобновляя торжество этой вифлеемской ночи, снова и снова говорит нам о том, что тогда совершилось, и о том, что это действительно великая радость.

В чем же суть этой радости?

В самом начале бытия рода человеческого, когда в райских селениях жили только Адам и Ева, первозданные люди, они имели то блаженство, которое мы в нашем теперешнем грешном состоянии даже и приблизительно не можем понять. Они имели блаженство непосредственно, лицом к лицу, как дети с отцом, беседовать с Самим Богом, Который как бы откладывал Свое неприступное величие и являлся к ним запросто, как Отец к любимым детям, и беседовал с ними. Но первые люди, по зависти дьявола, согрешили и лишились этого блаженства, и были изгнаны из рая.

Тогда Господь, по Своей неизреченной благости, не захотел оставить Свое любимое творение. Для спасения отпавшего и удалившегося от Бога человека, Сам Господь сошел на землю, чтобы стать человеком и чтобы в этом виде к Нему, как к Богочеловеку, люди снова имели удобный доступ.

И вот сегодня мы видим в вифлеемских яслях этого Богочеловека. Как Бог Он неприступен и страшен, и на Него не смеют взирать даже чины ангельские; но в то же время Он и человек, такой же как мы, во всем подобный нам кроме греха. Поэтому, если Тот, Который лежит в яслях, есть человек и в то же время Сын Божий, - тогда и мы, будучи по человечеству Его братьями, через Него являемся теперь уже и сынами Божиими.

В этом и есть глубокий смысл Христова воплощения.

Святой Апостол Павел говорит нам, что Бог для того послал Своего Сына на землю, чтобы Он искупил нас и чтобы мы приняли усыновление. Мы - все люди - были под клятвой как грешники, но Он явился, взял на Себя наши грехи, искупил всех нас, и теперь мы имеем милость снова быть сынами Божиими.

Итак, мысленно находясь в сегодняшний великий день у яслей вифлеемских, мы с радостью и с трепетом осознаем, что мы являемся уже не только творением Божиим, а и детьми Божиими. И будем помнить с бесконечной благодарностью о том, что Господь благоволил совершить такое чудное дело, и что вместо того, чтобы наказать виновного человека, Он не только Сам за него принял наказание, но более того - усыновил его Своему возлюбленному Богу-Отцу.

Возлюбим же и мы родившегося в этот день Христа-Младенца со всей нежностью нашей души, как Спасителя нашего и Избавителя нашего, и принесем в дар Ему наше чистое и любящее сердце.