Анна Быкова
Развивая в ребенке творчество, нельзя забывать про дисциплину, про четкие рамки «можно-нельзя» Рамки не должны быть очень узкими, иначе не будет пространства для творчества. Но если совсем без рамок, то получится эдакий «свободный художник», не способный встроиться ни в одну даже более-менее гибкую систему, не умеющий соблюдать регламенты, договоренности, не считающийся с другими людьми. Творчество – это ведь не только рисунок или аппликация. Творчество – это еще и глобально — отношение к работе, к людям, к жизни. Кроме буйной фантазии «Я так вижу!», должно быть понимание, что ты не один в этом мире и даже не центр вселенной.
Он все-таки сделал это… Сашка подстриг драцену. Каждый листочек укоротил ровно на 2/3. Я несколько раз успевала перехватить ножницы, но в какой-то момент не уследила. Есть у Сашки стремление переделать этот мир по собственному вкусу. Потому что он лучше знает, как все должно быть.
А еще он прилепил наклейку на дверь в мою комнату. Нарушение моего эстетического комфорта осложнилось комментарием: «Мама, это тебе подарок». Подарок нельзя просто так взять и отодрать – это заденет чувства дарящего… Благодарю за подарок и спрашиваю разрешения перенести наклейку на холодильник, аргументируя тем, что на кухне я провожу больше времени, чем в спальне, а значит буду дольше любоваться подаренной наклейкой. Внешний вид холодильника наклейка не испортит. Она гармонично впишется в компанию десятка магнитов, других наклеек и записок-напоминалок.
Как-то подозрительно тихо в детской вот уже целых 10 минут… Прихожу в комнату, а там… Сашка раскрашивает ножку стульчика из необработанного дерева гуашью в черный цвет. К этому моменту другая ножка была уже красного цвета. Когда ко мне вернулся дар речи после увиденного, я смогла выдохнуть: «Саша, ты зачем?!» Саша невозмутимо продолжал свою деятельность, бросив проясняющий очевидный комментарий: «Чтобы было красиво». Есть закон: «Что не запрещено, то разрешено». С этой точки зрения ничего предосудительного Сашка не сделал. Я ведь его не предупредила, что нельзя раскрашивать мебель. Почему-то упустила из внимания, что такое возможно. У слов «творчество» и «натворил» один корень. Я понимаю, что 15 минут на стандартном А4 под присмотром при наличии четкой инструкции и образца – это еще не творчество. Творчество – это когда материалы в свободном доступе, вдохновение и полет фантазии. Но без рамок такого можно натворить…
Я устанавливаю рамки. Сашка может рисовать даже на стенах, но только в своей комнате и только над своей кроватью. ( У Сашки там сейчас аппликация из сов, деревьев и мотоциклов) Может при желании заклеить наклейками весь свой стол. Но только свой. На стол Арсения он не имеет права покушаться – это уже не Сашкина территория, а чужую территорию надо уважать. На мою территорию (в мою комнату) даже просто заходить с карандашами, мелками, пластилином, клеем, игрушками, едой, напитками – нельзя. Жесткое табу. Я очень ценю порядок и чистоту в зоне моего релакса. Я готова мириться с пластилином на комоде в детской – это нельзя убирать! Это вылеплены важные знаки: «Кормить динозавров запрещено!» и «Осторожно! Динозавры!» Я лояльна к кучке камней в углу детской комнаты – это сокровища. И толстая сучковатая палка, торчащая из ящика с игрушками не вызывает у меня раздражения. Меня предупредили, что это меч джедая. Но в моей комнате все должно быть так, как мне нравится. Это зона моего комфорта, в которой даже декоративные подушки на кровати должны лежать в строго определенном порядке параллельно линии стены. Вот так в отдельно взятой квартире уживаются детское творчество и мамина педантичность.