Протоиерей Александр Зелененко

«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им,
ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10:14)

Экскурс для родителей

Исповедь ребенка – это одно из благодатных средств христианского воспитания.

К.Д. Ушинский называет воспитание искусством из искусств. Искусством тонким, трудоемким, судьбоносным для детей и их родителей, потому что в детях не только наше земное, но и вечное будущее, в зависимости от того какими мы их воспитаем.

Понятие о воспитании

Воспитание — это планомерное содействие развитию и укреплению духовных, душевных, физических сил и способностей человека на пути к христианскому совершенствованию.

Христианское воспитание – это искусство преемственной передачи веры и образа жизни в любви. Любви, во всех ее видах с возрастанием в её силе и качестве.

Сложности современных родителей

Многие родители выросли в нецерковных семьях и не имеют опыта исповеди в детстве. Уверовав во взрослом возрасте, они не знают, как помочь детям обрести и развить веру в Бога.

Посещение храма превращается в одно из внешкольных занятий. Ребенок занимается музыкой, рисованием и французским языком, ходит в бассейн и на танцы, а в воскресение его ведут на причастие, не объяснив смысла и важности, почему это нужно…

Родители, желающие подготовить ребенка к исповеди должны сами знать не только теоретически, но и практически:

✦ что есть истинное покаяние, каковы его признаки и образы уклонения от него;
✦ в чем различие между раскаянием и покаянием;
✦ что есть правильная Исповедь и как к ней нужно готовиться взрослому человеку;
✦ в чем тонкости и трудности подготовки к исповеди ребенка 7-10 лет, с учетом наследственных, семейно-родовых, психолого-возрастных, средовых и индивидуальных особенностей;
✦ как происходит исповедь в храме при священнике и незримо присутствующем Господе;
✦ когда исповедь имеет правильный и неправильный характер.

Покаяние и исповедь – не одно и то же

Покаяние может быть без Исповеди, но Исповеди без покаяния не должно быть, иначе она формализуется, делается бесплодной и даже вменяющейся в осуждение.

К сожалению, безпокаянная исповедь в наши дни характерна для большинства исповедующихся людей, сетующих о своей неисправности. Исповедь без покаяния не только не приносит пользы, но порождает привычку формального отношения к ней. По слову свт. Николая Сербского, «Истинное покаяние не может быть без плода благих перемен».

Каяться пред Богом в грехах можно и должно во всякое время. Исповедоваться желательно у духовника и в определенное время.

При истинном покаянии человеку от Бога ниспосылается Святой Дух, приносящий очищение, прощение, утешение, облегчение и преображение его душе, тем самым приближая человека к Богу и Царствию Небесному.

Исповедь как Таинство

Лучше всего исповедь объясняется словом Таинство. Таинство – это нечто, сокрытое от внешнего взора. Нечто происходящее в невидимом мире и душе, таинственное и неведомое до конца, превышающее человеческие силы и способности к уразумению, в благотворность которого нужно веровать.

Покаянию предшествует чувство раскаяния в содеянном грехе и его неприятия, оно является как бы вступлением в Таинство. Исповедь – это само Таинство прощения и примирения с Богом, которое совершается при условии человеческого покаяния с решимостью оставить грех.

Понятие об Исповеди

Исповедь состоит в устном обвинении себя в грехах, совершенных неправильными отношениями, словами, делами и поступками, подобными помыслами, чувствами и желаниями перед Богом при посредстве священника, для получения через него отпущения и прощения грехов, по данной ему власти от Господа Иисуса Христа.

В Таинстве исповеди священник занимает не основное место. Священник подобен медбрату, ассистенту Небесного Хирурга, Врача человеческих душ и телес, Христа Спасителя, Который и свершает всеисцеляющее действие в ответ на признание себя виновным, нарушившим завет любви многократными согрешениями.

Исповедь – это встреча с Тем, Кто взял на Себя грехи человечества и простирает руки навстречу каждому, кто, как блудный сын с повинною приходит к Отцу.

В ответ на чистосердечное признание, искреннее желание измениться Господь поверх священника обновляет в сердце кающегося действие благодати, которое искоркой сияет, даже находясь под спудом грехов.

Для получения прощения грехов
от исповедующегося требуется:

✦ вера в Господа Иисуса Христа,
✦ надежда на Его милосердие,
✦ искреннее сокрушение о грехах,
✦ твердое намерение исправить свою жизнь,
✦ примирение со всеми ближними,
✦ устное исповедание грехов с обещанием бороться с грехом.

В чём каяться?

✦ В собственных повторяющихся грехах;
✦ в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример;
✦ в добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали;
✦ в добрых делах, от которых мы отвели ближнего;
✦ в добрых делах, которые мы сделали с грехом пополам (с примесью тщеславных, корыстных и эгоистических мыслей, чувств, слов и желаний).

Что такое ложная исповедь?

✦ Холодное поверхностное объявление грехов «словом, делом, помышлением…», без сердечной решимости оставить грех;
✦ вынужденные ответы на вопросы священника, а не раскаяние мытаря, который с покаянным чувством бил себя в грудь и сокрушался о содеянном;
✦ исповедь без всякой подготовки, без глубины сердечного сокрушения и решимости не возвращаться ко греху;
✦ исповедь формальная, без сокрушения и намерения исправиться.

Авва Исайя: «Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния».

О лицемерно кающихся

✦Лицемерно кается тот, кто не хочет примириться со своим врагом;
✦ вор, когда не хочет возвратить похищенного;
✦ тот, кто утаивает беззаконие перед духовным отцом;
✦ тот, кто не хочет отстать от греховной привычки;
✦ тот, кто разные грехи исповедует разным священникам.

О скрывании грехов

Утаивший грехи на исповеди, хотя и услышит от духовника: «Прощаю и разрешаю», — но Дух Святой не простит и не разрешит его от сокрытого греха.

Стыдятся на исповеди открывать грехи — от гордости.

Душа, утаившая свои грехи, сильно терзается собственной совестью в земной жизни и бесами на мытарствах. Нераскаянные смертные грехи по смерти принесут вечное наказание.

Не стыдись открывать грехи свои священнику, чтобы не постыдиться на Страшном суде!

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Если ты стяжал навык к грехам, то учащай исповедь их, – и вскоре освободишься из плена греховного, легко и радостно будешь последовать Господу Иисусу Христу».

Чего достигает частая исповедь?

Частая исповедь:
✦ истребляет неправду,
✦ отвращает от греха,
✦ предохраняет от зла,
✦ утверждает в добре,
✦ укрепляет против искушений,
✦ поддерживает бдительность,
✦ удерживает на пути заповедей Божиих,
✦ укрепляет против искушений,
✦ вливает в душу святой мир,
✦ умножает стремление к благочестивой жизни,
✦ делает человека день ото дня чище и совершеннее.

О плодах покаяния

«Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк. 3: 8).

Принести плоды покаяния — значит перемениться, стать:

✦ из блудника— целомудренным;
✦ из пьяницы — трезвенником;
✦ из чревоугодника —постником;
✦ из скупца и сребролюбца — щедрым и безсребренником;
✦ из лентяя — трудолюбивым;
✦ из злого —добрым;
✦ из непослушного — послушным;
✦ из ропотника — благодарным Богу за всё;
✦ из малодушного — мужественным;
✦ из болтуна — немногословным;
✦ из лжеца — верным, не погрешающим в своем слове;
✦ из злопамятного — молящимся о врагах своих;
✦ из рассеянного — во внимательного;
✦ из гневливого и раздражительного — в кроткого и беззлобного;
✦ из щеголя — в простеца в одежде, обуви и прическе;
✦ из смехотворца — в радующегося о Господе;
✦ из игрока - в дорожащего каждою минутой для спасения души;
✦ из самолюбивого — в самоотверженного;
✦ из читателя пустых книг — в читателя Слова Божия;
✦ из нелюбителя посещать храм Божий — в усердного прихожанина и молитвенника в нем;
✦ из беспечного — в радеющего о исправлении и спасении своем…

Кратко о самом важном:

Подходя к исповеди, проси Господа, чтобы Он помог увидеть тебе грехи свои.

Мы исповедуемся не перед священником, а перед Господом.

Главное в покаянии – принесение его с искренним сердцем.

Не будь многословным, Господь знает всю твою жизнь, Ему нужная твоя решимость изменить свою жизнь к лучшему.

Не бойся называть свои грехи, мы приходим на исповедь как в духовную лечебницу.

Формальная исповедь – пустая трата времени. Господь готов простить нас, когда мы только подходим к аналою, только бы наше раскаяние было искренним и полным.

Участники Таинства Исповеди

Участниками Таинства являются:

✦ Господь наш Иисус Христос,
✦ ребенок,
✦ священник (духовник),
✦ родители.

Родители не участвуют в самом тайнодействии Исповеди, но их помощь в подготовке к Таинству Исповеди играет важнейшую роль.

Христос и ребёнок

Сущность всех Таинств Церкви — приобщение человека к благодатной Божественной жизни.

Существо Таинства покаяния, по слову святителя Феофана Затворника — «исцеление природы человека, пораженной личным грехом, восстановление с Богом отношений разрушенных грехом, примирение со Христом, возвращение качеств, дарованных в Таинстве Крещения и восполнение их благодатию Святого духа».

Главное здесь — личные отношения со Христом, вера в Него и любовь к Нему.

Вера во Христа складывается из уверенности, доверия и верности.

Уверенность рождается из знания о Христе, о Его земной жизни и пребывании в Своей Церкви.

Доверие — из наблюдения Промысла Божия, как любвеобильной заботы Бога о мире, всех людях и о каждом человеке.

И уверенность, и доверие воспитываются постепенно, усилиями родителей (крестных), духовников и преподавателей ЦПШ, то есть всей церковной среды, окружающей ребенка.

Плодом уверенности и доверия становится верность Христу — исповедание христианского мировоззрения и образа жизни перед лицом мира.

От веры рождается верность и любовь.

Адекватный ответ на любовь Христа к нам — наша любовь к Нему.

Любовь ко Христу — центральный момент в вопросе о Таинстве исповеди. Поэтому все силы воспитующей среды должны быть направлены на созидание у ребёнка любви ко Христу, не к абстрактной «идее Бога», но к Божественной Личности.

В идею можно верить, исповедовать, но любить (в истинном смысле этого слова) нельзя. Можно любить только Существо личностное.

Только любовью движимый, ребенок будет стремиться соблюдать слово Любимого, а если совершит грех, то вновь устремится к Нему для примирения.

Свойство человека – стремиться к тому, что он считает благом. Нужно воспитать в ребенке правильные понятия о истинном благе, источником которого является Бог.

Любовь – это дар Божий, который посылается не столько по предпринятым трудам со стороны родителей или духовника, сколько по горячей молитве. И детей нужно с самого раннего возраста побуждать обращаться в молитве ко Христу и о даровании веры и любви к Нему.

Христос так любит детей, что ставит их в пример для взрослых, желающих войти в Царство Божие. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3).

Ребёнок и священник

Священник — проводник, кормчий на пути становления веры и любви у ребенка ко Христу. На исповеди, в частной беседе и занятиях в Воскресной школе священник учит ребенка основам православной веры, христианской нравственности, почитанию (родителей, Бога, святых и образа Божия в каждом человеке), учит молитве, послушанию, терпению, прощению и т.п.

Хорошо, если ребенок приучен с самого детства по вопросам веры и духовной жизни спрашивать совета и благословения у священника.

Цель пастыря – воспитание в ребенке веры, надежды, любви и страха Божия (благоговейно-трепетного отношения к Богу, боязни досадить или огорчить Его греховными поступками); и из него рождающейся верности Христу. Средства для восприятия этого небесного дара – молитва, пост, участие в Богослужении, исполнение заповедей Божиих.

Пастырь призван помочь развить в детях:

✦ молитвословие – в молитву ко Христу,
✦ воздержание от чего-либо – в жертву ради Христа,
✦ выстаивание Богослужений – в радость пребывания со Христом,
✦ исполнение правил и заповедей – в осмысленное послушание воле Божией и добровольное желание борьбы с грехом.

Любовью, состраданием, терпением, молитвой пастырь (подобно садовнику) прививает жизнь ребенка к жизни Христа.

В процессе кропотливого продолжительного совместного труда в этом направлении отношения священника и ребенка со временем формируются как духовнические – исповедально-доверительные.

Ребенок постепенно начинает различать стоящего за спиной священника Христа, начинает слышать Христово слово через священника. Тогда можно сказать, что он стал духовным чадом, т.е. усыновился Христу через конкретного пастыря.

Сегодня большинство взрослых и детей, не становятся духовными чадами. Внешне ребенок ходит на исповедь, порой даже к одному и тому же священнику, получает от него какие-то духовные советы. Но внутренне он не ищет привиться Христу. Почему так происходит?

Обозначим проблемы современного ребенка.

У него нет предпосылок к воцерковлению, т.к. духовный возраст родителей мал, в семье нет церковного уклада, доминирует влияние социокультурной среды (двора, школы, нецерковных друзей, электронно-технических средств, вовлекающих ребенка в виртуальную жизнь).

Ребенок, возрастая физически, обретает чувство взрослости, самостоятельности и независимости от родителей, перестает почитать их, затем учителей, священников, Церковь и Бога.

У него нет страха Божия, страха греха и наказания.

Душа ребёнка болезненно ослаблена родительским грехом, отсутствием образа благочестивой жизни большинства окружающих, значимых старших.

Часто родители игнорируют личность ребенка. Без особого объяснения подводят его к священнику и говорят: «Это твой батюшка, иди к нему, исповедуйся». Ребенок не знает этого священника, не имеет доверия и любви к нему, не видит стоящего за ним Христа. Но ему говорят, что он должен исповедоваться, и он в страхе и напряжении идет к нему неподготовленный...

Постепенно ребенок привыкает быстро проговаривать заученный перечень грехов и, «получив допуск», идет к Причастию. Так исповедь формализуется.

Ребёнок и родители

Основа религиозного воспитания закладывается в семье.

Родители или крёстные становятся для ребенка первыми учителями и воспитателями в духовной жизни.

В обязанность родителей входит подготовка ребенка к первой исповеди. Нужно тщательнейшим образом к этому Таинству подготовиться. Можно родителям подойти к духовнику, взять благословение на начало этого труда и получить советы и рекомендации.

Возможно, батюшка предложит прочитать соответствующие книги (например, замечательную книгу прот. Артемия Владимирова «Моя первая исповедь»), встретиться с церковным педагогом или другими, более опытными, родителями.

Разговор с ребенком должен быть тактичным, деликатным. Нужно донести до его сознания понятие греха, его последствий, как нарушения Закона Божия, и оскорбление искупительного подвига Христа.

Счастливы те родители, которые весь период младенчества рассказывали ребенку о Христе, привили к Нему любовь и теперь, при подготовке к первой исповеди, говорят о нарушающих эту любовь поступках, мыслях, желаниях, о необходимости просить у Христа Спасителя прощения, чтобы всей глубиной детского сердца ощутить после исповеди на душе явное облегчение и сколь благ Господь!

Пастырские советы родителям

Прививайте навык Исповеди

Работа по подготовке к исповеди, даже если ребенок мал (до 7 лет) и не исповедуется, должна вестись родителями постоянно. Это — беседы о плохих поступках ребенка, о совести, о том, как просить прощение. Родители должны прививать навык исповеди, через исповедально-доверительное общение с ним, чтобы ребенок чувствовал нравственную связь себя и происшедшего события.

Объясните важные понятия

Ребенок и его поступок, ребенок и событие, ребенок и грех, — все это в голове 7-8-летнего ребенка должно быть очевидным, как и понятие совести, понятие греха – как недолжного слова, отношения или поступка.

Ребенок совершил неблаговидный поступок.
Как поступить родителям?

✦ Объяснить смысл проступка и его последствий;
✦ пристыдить, призвать к совести и исправлению;
✦ призвать ребенка попросить прощения у того, кого обидел;
✦ встать перед иконой и попросить прощение у Бога;
✦ побеседовать с ребенком, сказать, что Господь любит его и терпеливо ждет покаяния и исправления; объяснить смысл и значение исповеди;
✦ вместе сходить в храм на исповедь и быть личным примером в этом.

Заранее договоритесь о времени исповеди

Старайтесь приводить ребенка на Исповедь тогда, когда священник сможет уделить ему время без спешки. Для этого заранее договоритесь с ним. Иначе, может возникнуть опасность формализации Исповеди и духовной жизни.

Узнайте, как часто ребенку нужно исповедоваться

После первой исповеди узнайте у священника — как часто ребенку исповедоваться и причащаться? Обычная приходская практика — 1 раз в 2 недели и, при возможности, в двунадесятые и великие праздники. Но в каждом случае может быть по-разному.

Не используйте исповедь, как рычаг давления

Воспитание ребёнка — задача родителей. Ни священник, ни само Таинство не могут автоматически изменить ребенка, если ему с детства не привиты правильные ценности, примеры, отношения и нормы поведения.

Обходите «взрослые» пороки

Готовя ребёнка к исповеди, осторожно обходите «взрослые» пороки. Это касается, седьмой заповеди, таких грехов, которые ребенку еще неизвестны в силу возраста. Иначе, можно вызвать у ребёнка ненужное любопытство и навредить.

Не вмешивайтесь в Таинство Исповеди

Не давайте священнику советов, как исповедовать ребёнка. Не расспрашивайте священника, назвал ли ребёнок тот или иной проступок. Такое вмешательство, как сговор, почувствует ребенок, и это вызовет у него разочарование и недоверие к священнику и Таинству Исповеди.

Не прибегайте к общей исповеди

Общая детская Исповедь без личного общения со священником возможна в исключительных случаях, но не как систематическая.

Не пугайте ребёнка Богом!

Нельзя говорить: «Бог тебя накажет, ты за это получишь от Бога»… Такая ошибка часто происходит от родительской беспомощности, нежелания потрудиться. Французский философ Жан Поль Сартр в детстве был напуган Богом. Чтобы он ни делал, он всегда чувствовал себя под пристальным недобрым взглядом Бога и в результате стал атеистом.

Не внушайте ребёнку, что он плохой

Каждый ребенок считает себя хорошим. Не доказывайте ему, что он плохой, но скажите: «Конечно, ты хороший, но не всегда поступаешь хорошо».

Не заставляйте ребёнка признать свой грех

Грех — это болезнь, и к больному нужно подойти так, как подходит пожилая добрая медсестра, многих больных повидавшая на своем веку, и заботливо поправляя подушку, тихо обещает, что скоро придет доктор, и малышу станет легче…

Не тащите ребёнка силком на Исповедь!

Только свободное исповедание грехов и искреннее покаяние принимает Господь. Много зла приносит насильственное, с раздражением и криками насаждаемое воспитание и воцерковление, т.к. к добродетельному и нравственному, жесткими и безнравственными методами не привести.

Не записывайте грехи ребёнка!

Недопустимо родителям диктовать под запись или самим записывать грехи ребенка на бумажку.

Во-первых, отношения ребенка и Христа — это святыня, соприкосновение с которой дозволяется только священнику, и то — в качестве свидетеля. Во-вторых, не так много у него грехов, чтобы их забыть. Правда, некоторые дети теряются на исповеди, тогда шпаргалочка даже поощряется, но пусть сам её напишет.

Помните о тайне исповеди

Не спрашивайте ребенка: «Ну, как там на исповеди? Что сказал батюшка? А ты не забыл сказать ему о таком-то грехе?» Хранение тайны исповеди для всех православных христиан — закон.