Семья отца Александра Ильяшенко
— Отец Александр, скажите, пожалуйста, что такое семья, с вашей точки зрения, и какой она должна быть?
— Этот вопрос серьезный и требует развернутого ответа, но я постараюсь ответить кратко. Семья — это то, где каждому ее члену хорошо.
— Меняются ли жизненные ориентиры с появлением большой семьи?
— Дети — прекрасное воспитательное начало. Они очень сильно влияют на своих родителей. Но основные ценностные ориентиры родителей с появлением детей не должны меняться — наоборот, большая семья их только укрепляет.
— Есть ли какие-то проблемы, которые не возникают в семье, где много детей?
— Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил, что единственного ребенка в семье могут воспитать нравственным человеком только гениальные родители. Я к гениальным родителям не отношусь. В нашей семье много детей, и, слава Богу, старшие дети всегда помогали в воспитании младших, а младшие способствовали воспитанию старших.
Жителям больших городов приходится сталкиваться с достаточно типичной ситуацией, когда поперек дороги стоит машина, которая препятствует движению других автомобилей или пешеходов, потому что ее водитель вышел купить себе пачку сигарет. Было бы интересно провести социологическое исследование, кто эти люди, которые так пренебрежительно относятся к окружающим. Я уверен, что водителем такой тачки, скорее всего, является единственный ребенок в семье. Человек из многодетной семьи так никогда не поступит. Он все-таки привык думать о других.
— Как в многодетной семье не обделить случайно кого-то из детей? Часто ли случаются такие случаи? Как их избегать?
— Это очень трудный вопрос. У большой семьи, как и у всякого явления, есть свои плюсы и минусы. Возможно, детки в больших семьях могут страдать от недостатка родительского внимания. Конечно, родители должны каждому ребенку уделять внимание, но это очень сложно и не всегда у всех получается. Все же если в семье каждому хорошо, то и друг с другом должно быть хорошо.
— Как Вы считаете, почему общество часто настроено агрессивно в отношении многодетности?
— С агрессий в отношении многодетности мне сталкиваться не приходилось, но жена моя не один раз переживала людской эгоизм, потому что агрессию рождает как раз такое поведение людей. Эгоистичный человек, видя многодетную семью, может быть, интуитивно задается вопросом, а почему же он не создал большую семью. Человек не хочет чувствовать себя виноватым, поэтому переносит вину на окружающих.
Такие люди говорят: «Зачем плодить нищету?» А я говорю, что это не многодетные плодят нищету, а наша нынешняя неустроенность, трудности, с которыми ежедневно сталкивается народ. Если люди живут в достатке, то и семьи у них будут большие. На мой взгляд, лучше всего рожать и растить детей в небольших городках или сельской местности. Выпустил деток во двор на свежий воздух — и не думаешь, что их собьет машина или что они потеряются.
В сельской местности гораздо легче иметь большую семью, если, конечно, там есть работа для родителей. Например, в Дагестане или Чеченской республике преимущественно сельский уклад жизни, поэтому там гораздо легче иметь большую семью. Известно, что те же люди из Закавказья, перебравшиеся в большие города вроде Москвы или Санкт-Петербурга, уже не создают таких больших семей. Большие города — это топка для генофонда.
К сожалению, наше население сокращается. Каждый год рождается на несколько сотен тысяч людей меньше, чем умирает. Многие думают, что не родились эти люди — и ничего страшного. Но нужно понимать, что не родились именно молодые люди, которые смогли бы произвести потомство, ведь старые уже не рожают. Получается, что каждые 20–25 лет доля молодежи сокращается в два раза. Если не будет молодежи, у страны не будет будущего.
— Что важнее для детей: материальная обеспеченность или забота и любовь родителей, сестричек и братиков?
— Это характерный вопрос для нашего времени, потому что сегодня происходит смещение понятий. Материальные блага вышли на совершенно неподобающее им первое место. Русская поговорка гласит: «бедность не порок, нищета — порок». Если у семьи есть крыша над головой и кусок хлеба, люди спокойно могут обойтись и без черной икры. Подавляющее большинство нашего населения без нее прекрасно живут. Нужно понимать, что человеческое счастье состоит не из роскоши, избытка и излишеств.
Приведу пример. Мой покойный тесть протоиерей Евгений Абмарцумов имел многодетную семью из семи человек. Богато семья никогда не жила, но и не бедствовала. Однажды тесть провел эксперимент. В один прекрасный день все дети куда-то разошлись, дома остался лишь старший сын. Неожиданно пришли гости и принесли много всего вкусного: торт, колбасу, которая тогда, в 1960-е годы, была дефицитным продуктом. Сели за стол, и отец Евгений спросил у своего сына: «Если бы ты был один в семье, ты бы мог кушать торт и колбасу каждый день. Выбирай, что ты хочешь: иметь братьев и сестер или кусок колбасы?» Мальчик, не раздумывая, ответил, что, конечно же, он выбирает своих братиков и сестричек. Это был чисто психологический эксперимент, который показал, что дети не променяют своих родных ни на какие материальные блага.
— Как привести детей к вере, чтобы они потом не отдалились от Церкви?
— Во-первых, нужно самим быть верующими родителями. Но в чем же ошибка церковного воспитания, почему дети из воцерковленных семей уходят из Церкви? Прежде всего потому, что мы живем в бездуховном, агрессивном, полном соблазнов мире. Этому негативному прессингу противостоять даже воцерковленной семье очень трудно. Во-вторых, нужно избегать крайностей. Одно из ключевых слов в Священном Писании — слово «радуйтесь!». Церковная, духовная жизнь должна приносить радость. Если она не приносит этой радости — значит, родители ошибаются и что-то не так делают. В таком случае родителям нужно искать свои ошибки, осознать нечто, чего они не понимают.
Наша семья получила уникальное наследство от родителей, а именно: нашу веру и наших друзей. Благодаря тому, что мы всегда были в Церкви, всегда имели друзей, и у наших детей также были церковные друзья, им было сравнительно легко выстоять в этом бурном, противоречивом и агрессивном мире и не уйти из Церкви.
— Как помочь ребенку полюбить храм и службы, где нужно долго стоять и молиться, а не затевать веселые игры?
— С самого раннего детства ребенка нужно водить в храм, но при этом очень бережно к нему там относиться. Многие родители начинают сердиться на своих детей, потому что те плачут и капризничают на службах. Сердиться, а тем более кричать на них не стоит, потому что маленький ребеночек в незнакомой обстановке может чего-то испугаться и заплакать. В таком случае ребенка нужно приголубить, утешить, поцеловать. Если он и после этого не может успокоиться, тогда следует выйти с ним из храма на улицу. Ни в коем случае нельзя на него сердиться. Малыш ни в чем не виноват. Он маленький, он попал в непривычную для себя ситуацию и ему трудно.
Нужно помнить, что в храме присутствует Божия благодать, и детская душа этой благодати открыта. Если ребенку не навязывать негативных стереотипов про религию, ваше чадо само полюбит и службы, и храм — и необходимость заставлять его ходить с вами на службы отпадет сама собой.
Как-то раз ко мне подошла семейная пара с одной проблемой. Когда их дочке исполнилось 5–6 лет, родители стали брать ее с собою в храм, но там девочка все время чего-то пугалась. Я посоветовал родителям разговаривать со своей дочуркой дома перед каждым походом в церковь. Родители начали готовить ребенка, говорить, что будут сегодня причащаться, что другие детки также причащаются, и в этом нет ничего страшного. Очень скоро девочка перестала бояться, и теперь видно, как она сама тянет свою мамочку за руку к Чаше с Святыми Дарами.
Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка ходить в храм. Если маленький ребенок не хочет присутствовать на службе в первые ее минуты, например, потому что устал, то это замечание родителям, которые не уследили за расписанием ребенка. Конечно, трудно следить за распорядком дня, но это необходимо, иначе в храм ребенок не поднимется или будет себя там плохо вести. Нужно, чтобы у детей с домом Господа были связаны самые лучшие воспоминания. Необязательно ребенка приводить к началу службы — придите с ним к ее концу, причастите ребенка, затем поцелуйте, дайте какую-нибудь конфетку и идите домой. Пусть после храма ребенок будет радостным и довольным. А если ребенок себя плохо вел на неделе, можно ему сказать, что в храм он завтра не пойдет, потому что в храм ходят только послушные детки. То есть дать понять ребенку, что посещение дома Божия нужно еще заслужить.
— Как объяснить детям, для чего нужен пост? Вот, до 7 лет ребенок не постился, не исповедовался перед Причащением, и вдруг почему-то это стало нужным делать.
— Для многих пост ассоциируется с едой, что в корне неверно. Прежде всего, пост — это усиление молитвенного правила, преодоление своих недостатков, преодоление своего греха. Поэтому в пост не стоит строго ограничивать детей в мясе или молочных продуктах. Не нужно детей и самих себя держать на голодном пайке, никому не надо, чтобы все члены семьи ходили голодными, злыми и недовольными друг другом. Ограничения, конечно, должны быть: например, телевизор с компьютером и подобными развлечениями.
Когда ребеночку исполнится 7 лет, ему нужно объяснить, что мама с папой исповедуются, и ему уже можно это сделать. Следующий раз на исповедь ребенка можно привести через год, а потом, когда ему будет уже 9 лет. Когда ребенок подрастет и начнет понимать, что он совершает нечто неправильное, греховное, тогда он сам будет подходить к священнику. У ребенка душа чистая и правдивая — впоследствии он сам будет стараться исповедоваться.
Особо готовить ребенка к исповеди не нужно, ведь у него нет особо тяжких грехов. Малыши на исповеди бывают очень забавными. Как-то подходит ко мне один мальчик и говорит, что эту неделю он вел себя хорошо: подрался с братом всего лишь один раз.
— Отец Александр, подскажите, как научить ребенка жить по заповедям?
— В первую очередь сами родители должны соблюдать заповеди. Если они живут согласно им, тогда и ребенок, смотря на родителей, научится по ним жить. А если своему отпрыску читать все время нотации на уровне, что нужно мыть руки перед едой, то это ему очень быстро надоест. Для ребенка очень важен пример.
— Что делать в период подростковой переоценки ценностей, как «подогреть» остывающий интерес к храму?
— Есть одно очень хорошее правило. Оно, конечно, не универсальное, но не мешало бы его иметь в виду многим родителям. Лучшая помощь — не мешай. У каждого человека, у ребенка в особенности, душа — по природе христианка. Если с раннего детства ты вложил в ребенка какие-то зерна, их необходимо ежедневно поливать и поддерживать, тогда в ребенке само раскроется то лучшее, что в нем от Бога заложено. Живешь по-христиански — живи, любишь своего ребеночка — люби, борешься сам со своими страстями, и он сам будет бороться со своими. Все будет хорошо.
— А как быть со странным самовыражением ребенка? Один — «эмо», другой — «гот». Стоит ли с этим бороться или подождать, когда все само пройдет?
— Во-первых, болезнь лучше предупредить, чем лечить. Во-вторых, все эти псевдоинтересы и псевдоценности происходят от отсутствия настоящих ценностей и настоящей культуры. Незнание мировой и отечественной литературы, истории своего народа, древних и современных народов и государств, а также великих героев древности и современности, приводит к тому, что ребенок ищет своего героя для подражания в телевизоре или интернете. И не всегда эти герои несут те ценности, которые бы нам хотелось, чтобы получил ребенок. Поэтому каждый родитель должен следить, чем интересуется их ребенок и с малолетнего возраста прививать своему чаду настоящие ценности и высокую культуру, созданную человечеством, чтобы ребенок стремился стать похожим на истинный идеал, а не на его суррогат.
— Как помочь детям пройти путь длиною в жизнь?
— Прежде всего, детей нужно любить. Любовь — это лучший учитель. Если родители любят своих детей, то все будет хорошо.