Людмила Селенская

Один человек, отец 14 детей, умирая, увидел вереницу людей, проходящих мимо его окна и кланяющихся ему. «Это кланяются тебе люди, рожденные по твоему примеру».

Многодетность – признак пассионарности нации. Многодетность характерна для героических времен.

Удивительно, как много мифов о многодетных живет в сознании людей. Причем мифов взаимоисключающих. Например: многодетные – самые счастливые родители, без особых проблем взаимоотношений, всегда с улыбкой на устах. И тут же миф противоположный: что они самые замученные, задавленные, хронически усталые.

Или: многодетным нынче быть модно / многодетность – позорный пережиток. Многодетные – самые бедные, никакой зарплаты не хватит прокормить двузначное число ртов, сколько ни работай / многодетными становятся из-за корыстных соображений, чтобы побольше материальных благ получить от государства, и им бесплатно достаются квартиры и машины и выплачиваются баснословные денежные пособия.

Когда я ожидала второго ребенка с небольшим промежутком после первого, забавно мне было слушать такие высказывания: «Э-э, сначала бы встали на ноги, а потом бы уже рожали» – и тут же: – «Вам хорошо рожать, вы в Москве все богатые» – «С такой поддержкой вам нестрашно, а вот у нас нет помощи, мы не можем» – «Пожалейте маму!!! Она надорвется с внуками» – «У тебя здоровье позволяет, а у меня нет, поэтому больше рожать не буду, одного хватит» – «Посмотри на свои вены и пожалей себя! Хочешь без ног остаться?»…

Утром тебе объясняют, почему твое положение легко, а вечером – почему оно тяжело до невыносимости. «Мы пели вам веселые песни, а вы не плясали; мы играли вам на свирели, а вы не плакали».

Казалось бы, с третьим ребенком мы на опыте познали радости и тягости многодетности, но одна семья – еще не статистика, а трое детей – лишь начало многодетности.

Во-первых, мне казалось, что на серьезное многочадие (не три, а семь-десять детей) отваживаются лишь люди из особого теста. И оказалось, что это не так. И как святыми или героями становятся обычные люди, а не только гиганты духа, так и многодетными необязательно становятся какие-то изначально крепкие, смелые и трудолюбивые люди, а порой самые обычные. Эта обычность просто удивительна! Читаешь откровения матери 12 детей и ожидаешь увидеть что-то такое… особую мудрость, или какое-то чадолюбие непостижимое, или железное здоровье, или благочестие в десятом поколении. А видишь женщину с гипертонией, которой хочется вышивать, или научиться наконец играть на гитаре, или пойти в салон красоты… она не более трудолюбива, чем мы с вами, но организовала хозяйство разумно, и старшие помогают… нет, никогда не блистала организаторскими способностями, но жизнь всему научит и порой заставит. Помню, был в моей жизни период, когда пришлось раскладывать детские вещи аккуратно по полочкам, что абсолютно противоречит моей рассеянной натуре, привыкшей к творческому беспорядку, – иначе беспорядок съедал всё мое время и я весь день искала ползунки или кофточки.

Конечно, есть удивительные семьи, недосягаемый идеал, перед которым преклоняюсь. О них написано много книг, и они у всех на виду. И всё же считаю, что на путь этот могут встать многие – каждый в свою меру.

Есть в многодетных мамочках и папочках особая решимость. Многие (не все) не стоят перед дилеммой «оставлять – не оставлять ребенка». Если ребенок уже есть – как можно его «не оставить»?! Причем вовсе не все родители верующие.

Оказалось, многодетность заразительна. Когда видишь перед собой реальный, а главное – вполне достижимый пример, невольно примеряешь ситуацию на себя. Препятствием не является неважное материальное положение и стесненные жилищные условия, и даже здоровье. А вот недостаточно прочные отношения с супругом очень даже могут стать преградой на пути к «семь я». Недаром американский социолог сказал в интервью российскому изданию: «У вас, в России, принята такая установка: каждой женщине – по ребенку. И неважно, надежный ли у нее муж и имеется ли вообще. На Западе другая ситуация: если у людей стабильные отношения, они нередко рожают троих-четверых, и никакие материальные трудности не становятся преградой. А если отношения шаткие, то и одного не будут рожать». Конечно, речь идет о тенденции, а не о том, что нет женщин с одним ребенком.

Да, для большинства многодетных характерны хорошие, прочные отношения между супругами. Конечно, наивно полагать, что все они – образцово-показательные, но всё же можно сказать, что отношения в больших семьях лучше, чем в среднестатистической семье. Со всеми взлетами и падениями, размолвками и даже порой длительными расставаниями, люди притираются друг к другу и обретают единство, без которого большую семью не вытянешь. Нередко бывает, что супруги учатся крепкой дружбе по ходу, по мере роста семьи и семейного стажа. Семья сама многому учит, и дети учат. Гармоничные отношения изначально, как данность – всё же редкость. Единство воспитывается и приобретается тяжким трудом.

Интересный вопрос – длительность ухаживания перед свадьбой. Среди многодеток встречаются и те, кто провел в женихах-невестах рекомендуемый год-два, но немало и тех, кто уже через три-четыре месяца понял: вот он, мой единственный, Небом данный.

Есть черта, присущая почти всем многодетным семьям, – это динамика семейной жизни. В большой семье, как с Карлсоном, – не соскучишься. Раньше знали две причины для развода – пьянство и измену. Теперь всё намного сложней. Вижу пары, распадающиеся именно ввиду отсутствия динамики. Всё нормально, интеллигентные люди, никаких эксцессов, всё просчитано и детей рожать пока не время, но семь лет одно и то же… и вдруг один из этой милой приятной пары срывается, бросает всё и создает семью с новым человеком и обзаводится двумя-тремя погодками. «И так захочешь теплоты, не полюбившейся когда-то…» Теплоту никто не отменял, и на смену планированию и осторожности вдруг приходит непреодолимая жажда непредсказуемой, рискованной, безалаберной теплоты, которая накроет девятым валом проблем, забот, беспорядка и счастья.

Причем эта жажда может охватить и вполне стабильные семьи с одним-двумя детьми. Там, где люди уже лет десять вместе и жизнь распланирована на годы, в одночасье всё может измениться, и супруги родят еще троих, жалея к 50 годам о своем благоразумии в молодые лета. То и дело встречаю на «Многодетках» сожаления о слишком рационально проведенной молодости.

Но самое удивительное на форуме – это реальная помощь друг другу. Я как-то начала привыкать, что интернет – минное поле, где в любой момент можешь подорваться, а тут вдруг неподдельное участие и словом, и даже делом, если в беде оказывается поблизости живущая форумчанка. В Москве организовали помощь с детьми мамочке, лежащей на сохранении; люди постоянно что-то друг другу дарят, посылают, делятся, организуют встречи и помогают. Но главное – это моральная поддержка тех, кто не готов пока психологически принять четвертую беременность, или не знает, что делать с вечно плачущим грудничком, или боится увольнения с работы в связи с очередным декретом, или испытывает страшное давление родственников. И вот уже мама, открывшая тему «Боюсь рожать в четвертый раз», пишет, что ждет шестого малыша, а с четвертым всё оказалось не страшно и вообще он любимчик семьи. Неисчерпаема тема «Необоснованные страхи». В одной этой теме можно встретить удивительные истории и подтверждение того, что, по выражению моей прабабушки, Господь нами правит, а не мужик богатый.

Мало даже среди многодетных тех, кто без трепета принимает известие о новой зародившейся жизни, мало полностью полагающихся на Промысл, немного смело смотрящих вперед и скачущих от радости, потому что их станет больше. Когда поймешь, что первая реакция мамы на две полосочки теста – неуверенность и страхи реальные и выдуманные – если и ненормальна, то типична, жить становится легче. И уж совсем немногие папы принимают весть о пополнении семейства радостно или хотя бы философски. Но ко многим и радость, и философское спокойствие приходят позже. Даже бывает так: предполагаемое пополнение оказывается ложной тревогой. И у супруга, еще вчера метавшего громы и молнии или горестно повесившего голову от таковой неожиданности, вдруг пропадает аппетит от разочарования. Да, громы метал, да, голову вешал, да, боялся… но и надеялся. И за неделю как-то свыкся с мыслью об очередном сыне или дочке, и вдруг – ошибка. Кто-то вздохнет с облегчением, а кто-то не сможет смириться с «потерей» и уже сознательно будет желать появления нового человечка.

Главные страхи при очередном известии о пополнении – реакция мужа, реакция мамы и свекрови, реакция работодателя, ухудшение материального положения, проблемы со здоровьем, стесненные жилищные условия. С Божией помощью всё это разруливается, а на примере многих и многих семей видно, что материальная ситуация улучшается с годами.

Самая болезненная тема, это, пожалуй, реакция родственников. Опять-таки ошибкой будет предположение, что многодетным помогают родные и знакомые. Некоторым, безусловно, помогают. И очень серьезно. А большинству приходится смириться с неадекватной реакцией самых близких людей. Бывает, родная мама не просто ругает «неразумную дочь», но и отказывается от какого бы то ни было общения с экстремальным семейством. Мысль о трех-пяти внуках, растущих без бабушкиной ласки и поддержки, не мешает ей наслаждаться жизнью и святить куличи на Пасху.

Некоторые переносят свое отторжение от большой семьи благодушно, а для некоторых это незаживающая рана. Батюшки до хрипоты могут проповедовать покаяние за нерожденных детей. Легче бывает не вкушать пиши в понедельник, чем взять к себе внуков на выходные.

А что реакция окружающих? Одни никогда не слышат в свой адрес ничего плохого, а другие – ничего хорошего. Не знаю, от чего это зависит – от географического ли положения или социальной среды, но и положительного, и отрицательного выслушивать приходится много.

Недавно мы провели телемост по скайпу с серьезно многодетными друзьями. В результате общения один из наших сыновей выдал: «Если создавать семью, то как у Ивановых. Надо, чтобы хороших людей было много».

Если у вас сомнения – заходите на «Многодеток.ру». Там вам будут рады.