Светлана Панина

У Виктора Драгунского есть замечательный рассказ, который, как мне кажется, очень удачно демонстрирует тот стиль воспитания, в котором выросли мы, дети последней четверти двадцатого века. Это маленький рассказ, который читает и моя дочь на уроках чтения в школе. Какие чувства он вызывает у вас?

***

Когда я шел домой из бассейна, у меня было очень хорошее настроение. Мне нравились все троллейбусы, что они такие прозрачные и всех видать, кто в них едет, и мороженщицы нравились, что они веселые, и нравилось, что не жарко на улице и ветерок холодит мою мокрую голову.

Но особенно мне нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я сейчас расскажу об этом папе — он давно хотел, чтобы я научился плавать. Он говорит, что все люди должны уметь плавать, а мальчишки особенно, потому,что они мужчины. А какой же это мужчина, если он может потонуть во время кораблекрушения или просто так, на Чистых прудах, когда лодка перевернется?

И вот я сегодня занял третье место и сейчас скажу об этом папе. Я очень торопился домой, и, когда вошел в комнату, мама сразу спросила:

— Ты что так сияешь? Я сказал:

— А у нас сегодня было соревнование. Папа сказал:

— Это какое же?

— Заплыв на двадцать пять метров в стиле баттерфляй...

Папа сказал:

— Ну и как?

— Третье место! — сказал я. Папа прямо весь расцвел.

— Ну да? — сказал он. — Вот здорово! — Он отложил в сторону газету. — Молодчина!

Я так и знал, что он обрадуется. У меня еще лучше настроение стало.

— А кто же первое занял? — спросил папа. Я ответил:

— Первое место, папа, занял Вовка, он уже давно умеет плавать. Ему это не трудно было...

— Ай да Вовка! — сказал папа. — Так, а кто же занял второе место?

— А второе, — сказал я, — занял рыженький один мальчишка, не знаю, как зовут. На лягушонка похож, особенно в воде...

— А ты, значит, вышел на третье? — Папа улыбнулся, и мне это было очень приятно. — Ну что ж, — сказал он, — все-таки что ни говори, а третье место тоже призовое, бронзовая медаль! Ну а кто же на четвертом остался? Не помнишь? Кто занял четвертое? Я сказал:

— Четвертое место никто не занял, папа! Он очень удивился:

— Это как же? Я сказал:

— Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Кимка, все-все. Вовка — первое, рыжий лягушонок — второе, а мы, остальные восемнадцать человек, мы заняли третье. Так инструктор сказал!

Папа сказал:

— Ах, вот оно что... Все понятно!..

И он снова уткнулся в газеты. А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение.

***

Я очень порадовалась за инструктора по плаванию, который знает, какой это сложный стиль - баттерфляй. И, видимо, догадывается, как это важно - поддержать детей, которые не стали победителями, но все равно чего-то добились. И очень огорчилась из-за того, что папе сын интересен только как победитель, ну, хотя бы бронзовый призер. И совсем не интересен сын, который просто ребенок - пришел со своей радостью.

Рассказ, вроде, смешной, а на душе у меня от него - печаль. Может быть, как у всех тех, кто воспитывался в духе лозунга "Если быть, то быть лучшим". Ловушка этого лозунга в том, что все не могут быть ЛУЧШИМИ. В любом соревновании абсолютное большинство участников - проигравшие. И тогда лозунг звучит совсем страшно: "Если не быть лучшим, то лучше - не быть совсем". Если уж речь зашла о лучшем, то лучшее что могут передать родители своему ребенку - это умение просто быть, даже когда твое место - третье. Еще лучше лучшего - научить быть счастливым. А высший родительский пилотаж - научить быть счастливым на собственном примере.