Еп. Ириней (Орда)

Корень всех зол есть сребролюбие (1Тим. 6:10).

Второй смертный грех есть любостяжание. Он состоит в том, что человек всей душой, всем сердцем, всем помышлением своим отдается деньгам, приобретению и накоплению имущества, оставаясь бесчувственным и жестокосердным к нуждающимся. Едва ли есть другой столь распространенный порок, гнусность и греховность которого была бы столь мало сознаваема, как любостяжание. А между тем Слово Божие корнем всех зол называет сребролюбие, и о тех, которые желают обогащаться, ап. Павел говорит, что они впадают в искушения, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1Тим. 6:9). В другом же месте тот же апостол любостяжание поставляет в числе тех пороков, которые исключают человека из Царства Небесного. Так он учит: знайте, что никакой любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф. 5:5). Ап. Петр приученных к любостяжанию называет сынами проклятья (2Птр. 2:14). Если же это так, то отсюда видите, родители, что вам самим необходимо беречься этого порока и в то же время предохранять от него детей своих. Сегодня я коснусь только последнего пункта и представлю ответ на вопрос: как нужно поступать родителям, чтобы предохранить детей своих от любостяжания и скупости?

Весьма многие родители – сознательно или не бессознательно – сами сеют, насаждают и вкореняют в душах детей своих страсть любостяжания. Во многих, даже можно сказать – в большей части семейств, дети день в день ни о чем почти не слышат больше разговоров, как о деньгах, о доходах, о жаловании, о заработках. Получить хорошее, доходное место и большое жалованье поставляется для них главной задачей жизни; богатство прославляется, как высшее счастье, бедность как величайшее несчастье. К таким речам представляют примеры, которые дети ежедневно видят перед глазами. С детства они замечают, что людей уважают и ценят по той мере, в какой кто обладает состоянием, имуществом. В некоторых семействах, особенно ремесленников, для увеличения хозяйственных денежных заработков, даже малых детей заставляют – иногда непосильно, даже в воскресные и праздничные дни, - работать с ущербом для их здоровья и телесного развития. В виду всего этого, иначе и быть не может, как только то, что дети постепенно приучаются к мысли, что люди для того существуют, чтобы так или иначе приобретать деньги, что деньги на свете – самое главное.

В некоторых приходах, как сообщают мне, мальчики, обученные в приходской школе церковному пенью и еще продолжающие свое школьное обучение, не хотят петь даром в церковном хоре своей приходской церкви и, по наставлению родителей, требуют, чтобы им давали по несколько копеек за каждую службу. Очевидно, что жалкие родители этих несчастных детей смотрят на них, как на доходную статью в хозяйстве. Но что выйдет из этих детей? Вырастут они и будут делать только то, за что можно получить деньги; в храме Божием их уже никто не увидит, так как за посещение церкви денег никто не дает… Родители, таким образом, оказываются виновниками нравственной порчи и отпадения своих детей от Бога; сознательно или бессознательно – они приучают детей своих служению мамоне и золотому тельцу и отчуждению от Бога. Танцы евреев в пустыне у Синая вокруг золотого тельца наглядно показывают, какие действия производит любостяжание на религиозную жизнь. Где кланяются золотому тельцу – деньгам, там уже нет почтения и поклонения истинному Богу.

Любостяжание может обнаружиться в детях различным образом. Большей частью оно в малых детях высказывается в том, что некоторые из них все стараются захватить и присвоить, и из того, что получают, ничего не хотят дать братьям и сестрам, или другому кому-либо. Чтобы предохранить детей от этой гнусной страсти, родители должны направлять их к противоположному сему пороку добродетели, именно – к щедрости. Это может быть достигнуто, когда вы будете приучать детей делиться с другими тем, что они получили, а также чтобы они собственноручно подавали нищему милостыню, оказывали услуги бедняку и т.п. Но учите детей щедрости не только из естественного сострадания, но и по религиозным основаниям, внушая им, что данное нищим, Спаситель принимает, как если это дано было ему Самому; учите детей словам Господа: лучше давать, чем принимать (Деян. 20,35); пусть рука его учится благотворению, чтобы ребенок узнал, какое блаженство в даянии.

Далее, любостяжание часто обнаруживается в детях в виде недовольства всем окружающим их. Поэтому, если вы хотите предотвратить своих детей от любостяжания, то старайтесь приучить их довольствоваться тем, что имеют. Они должны быть довольны пищей, довольны своей одеждой, довольны своими играми, довольны всем окружающим их. Держитесь по отношению к детям правила: “кто не доволен тем, что ему дано, тот ничего не получит”. Недовольно дитя той пищей, которую вы ему предлагаете, одеждой или игрушками, которые вы ему купили, кажутся они ему не довольно хорошими и красивыми – возьмите назад: это полезно подействует на неиспорченное дитя.

Нередко случается, что дети по любостяжанию позволяют присваивать себе чужие вещи. Будьте особенно внимательны на этот счет. Если заметите у ваших детей вещи, каких вы не давали, например, игрушки, школьные письменные принадлежности и т.п., спрашивайте всегда, откуда взялись у них эти вещи, и если окажется, что они взяли у товарищей, строго приказывайте немедленно возвратить. Пересматривайте время от времени классные их вещи, нет ли там чужих предметов; перьев, ручек, карандашей, тетрадей и книг. Если дети приносят домой найденное на улице или в классе, требуйте, чтобы они объявили в классе, не потерял ли кто найденной им вещи. Не допускайте также, чтобы дети обменивались своими вещами между собой, а тем более передавали их, потому что при этом они легко могут научиться обману. Внушайте им, сколько возможно раньше, что неправдой нажитое в прок не пойдет. Научите своих детей с ранних лет их жизни уметь различать мое и твое. Поэтому не допускайте, чтобы они самовольно брали вещи своих братьев и сестер и пользовались ими, потому что через это ослабляется чувство права и уважения к чужой собственности. Напротив, вы должны наставлять детей, чтобы они помогали друг другу и, в случае надобности, не отказывались одарить брата или товарища своими вещами.

Если вы, родители, желаете сохранить своих детей от любостяжания, в каком бы виде то ни проявлялось у них, если не хотите воспитать их рабами мамоны, то должны словом и примером свои учить их понимать истинную цену земных благ. Учите словом, разъясняя им, что деньги и имущество – не высшее благо на земле, что существует высшее благо, именно – добродетель и правда, которые единственно имеют цену перед Богом, что человеку нет пользы, хотя бы он приобрел весь мир, и при этом повредил душе своей. Учите своим примером, не нарушая из-за любостяжания своих религиозных обязанностей, как например, молитвы, посещения богослужения и т.п., показывая им, наконец, всей своей жизнью, что деньги и имущество не самое главное для вас, что главное для вас – будущее блаженство ваших душ.

Показал я вам, как вы должны побеждать в детях ваших склонность к любостяжанию и предохранять их от этого гнусного и весьма опасного порока. Следуйте же предлагаемым мной указаниям. Учите детей своих быть щедрыми и довольными; воспитывайте в них чувство честности, внушайте им глубокое отвращение ко всякого рода неправде, учите их словом и примером знать надлежащую цену земных благ. Воспитывайте таким образом своих детей не только для земли, но для Бога и неба, заботясь не только о смертном их теле, но и о бессмертной душе; воспитывайте их не только для краткого срока предстоящей им земной жизни, но и для бесконечной вечности. Аминь.