Протоиерей Александр Зелененко

Наша педагогика часто идёт вдогонку проявлений невоспитанности детей, а должна быть проекционно-упреждающей...

Каждый человек, даже если он не является профессиональным педагогом, рано или поздно сталкивается с рядом вопросов, которые можно отнести к области педагогики. Вырастая и взрослея, мы начинаем замечать ошибки, допущенные родителями в нашем воспитании. Очень часто взрослому человеку требуется приложить немало усилий, чтобы понять, преодолеть и исправить те ошибки, которые были допущены теми, кто его воспитывал.

Часто педагогические просчёты как бы "передаются по наследству", ибо мы воспитываем детей по примеру собственного воспитания, не пересматривая его характера и качества. А замечаем мы их лишь в детях, педагогически и нравственно запущенных, по прошествии времени, когда исправлять что-либо уже очень трудно, поздно, а порой и невозможно.

Эти ошибки можно классифицировать следующим образом:

1. Ошибки неверного восприятия ребёнка (перекосы восприятия);
2. Ошибки неправильного отношения к ребёнку (негативно- деструктивный характер отношений);
3. Ошибки неправильного общения с ребёнком (язык неприятия);
4. Ошибки неправильного (соблазнительного) примера (в действиях и поступках, и поведении).

Ошибка первая: Мы считаем наших детей своей собственностью, забывая, что дети – дар Божией благости, милости и любви, как сказано в св. Писании «…награда от Господа», Божие достояние.

Нам не хватает веры – принять младенца как Божий дар и таким, каким его дал Бог (по полу, по способностям, по степени развитости и т.д.) Но родители не хотят принять его таким, каким он получился в сотворчестве с Богом. Родители зачинают и рождают, а Бог творит дитя в утробе матери, которое более Ему принадлежит, как Первоисточнику всего тварного мира и людей.

А) Мы мечтательно заранее строим свои честолюбивые планы в отношении чад, ещё задолго до их рождения: желаем именно мальчика или девочку, а не кого Бог пошлёт; Хотим дать то или иное имя, и что бы оно было редкостным (на диво другим) и благозвучным (услаждающим наш слух), – Виолетта, Розалия, Консуэлла, Мишель, Джозефина…).

Б) Мы мечтаем "сделать" из ребенка выдающуюся и успешную личность. Так, что ребенок с ранних лет начинает быть заложником родительских амбиций. Кто-то хочет, чтобы его ребенок был великим пианистом, кто-то – великим программистом, великим экономистом, кем-нибудь, но обязательно великим. И страшно родительское разочарование, когда ребенок неспособен к этому. Потому что он совсем другой, у него замедленное развитие и средний уровень способностей.

В) Зачастую мы завышено к ним притязаем, возлагаем на наших детей свои надежды и планы, забывая о том, что ещё не родившийся человек – уже личность и у каждого из нас есть от Бога те дарования, предуказывающие на будущее призвание. "Рождённый ползать – летать не может". «На осинке не растут апельсинки». Истина очевидна, но мы упорно навязываем детям свою волю, гнём свою линию, пытаемся приделать крылья, добиться значимых для нас самих результатов. Чтобы потом похвастать перед другими, какой у меня способный и талантливый ребёнок…, и они восхитились.

Г) Дорогие родители! Ваш ребенок – не ваш ребенок. Он ваш постольку, поскольку вы отвечаете за него перед Богом. Увидьте в нем Божье создание. Каким он является, каким образом он реагирует на мир, что ему любо, а что не любо, на что он способен, а что вне его способностей? И, вообще, посмотрите на него другими глазами, как на сына Божия, призванного соответствовать нашему Первообразу – Иисусу Христу.

Д) Родители что-то хотят от ребенка, а что от него Бог хочет, даже не думают, потому что не особо веруют и не берут Его участия в учёт. А ведь это главный вопрос родительской педагогики, - каким хочет Бог видеть моего ребенка? И на этот вопрос родители должны постоянно искать ответ. И к этому вопросу вновь и вновь обращаться, и приближаться к его реализации. Ведь если зачат ребенок в сотворчестве с Богом, то дальнейшая его жизнь, воспитание – это тоже сотворчество с Богом, как двуединый педагогический процесс. Тогда человек не ошибется, а если и ошибется, то несильно. Тогда в семье всегда будет присутствовать наполненность, потому, что присутствие Божие там, где «двое или трое собраны и живут во имя Мое, там и Я посреди их» (Мф. 18:20). Сила учеников и вообще всех верующих христиан основывается на внутреннем духовном единении общины (человеческой общности) между ее членами с Богом. А где «двое или трое живут во имя свое, на установке «Я или мы хотим ребенка для себя», там Богу места нет. И получается очень грустная картина, т.к. «без Бога не до порога».

Ошибка вторая: Мы пытаемся нашим любимым чадам "дать всё, что им хочется…", удивляясь потом, как они, подрастая, превращаются в ужасных эгоистов-потребителей, привыкших брать, но не отдавать. А любить, значить отдавать, а не брать. Как и сказал Господь «Блаженнее давать, нежели принимать» (Дн. 20:35).

Очень часто забота наша распространяется исключительно в материальной плоскости. Мы с великим усилием отдаём им маленькую часть своего времени и совсем немного душевного тепла и не можем понять, почему они вырастают такими равнодушными и неблагодарными.

Ошибка третья: Ясли, сад, школа, церковный приход, Воскресная школа... Список можно продолжить. Мы перекладываем свою воспитательную обязанность на других; считаем, что воспитывать наших детей должны ясли, сад, школа, в т.ч. Воскресная, те, кто "профессионалы". При этом мы мало интересуемся программой "воспитания", ещё меньше, – личностью педагога. Нам всё некогда. Нам нужно работать и обеспечивать семью материально.

Мы спрашиваем наших детей: "Откуда ты этого набрался?", но продолжаем этим "профессионалам". доверять. Мы согласны им немного помочь, желательно материально, чтобы процесс воспитания не отрывал нас от наших важных дел! Большинство современных женщин не считают воспитание детей своей главной обязанностью, ставя гораздо выше заработок и карьерный рост. К сожалению, в современном мире отношение к женщине, посвятившей себя главному призванию – материнству – мягко говоря, не очень позитивное. А ведь наши предки называли женщину, которая только готовится стать матерью, "непраздной", занятой архиважным делом, – вынашиванием чада Божия.

Ошибка четвёртая: «Детям нужен добрый пример, а не словесное морализаторство».

Мы чаще всего сводим процесс воспитания к поучениям, назиданиям, объяснениям - к словесной форме, не учитывая того, что дети менее всего склонны воспринимать то, что слышат и более всего повторять то, что видят. «Слова назидают (словесная морализация отторгается), а примеры влекут» Если бы мы сами жили по тем принципам, которые мы пытаемся привить детям, не было бы нужды тратить столько времени и сил, пытаясь доказать им что-то на словах. Нас потому так часто раздражает поведение детей, что мы, как в зеркале, видим в них отражение собственных недостатков, на которые часто закрываем глаза в отношении самих себя. Ребёнок всегда чувствует неискренность, лицемерие, ханжество, мы тем самым теряем его доверие и уважение.

Ошибка пятая: "Лебедь, рак и щука". Отсутствие в семье единомыслия по вопросам воспитания, но это полбеды, если у членов семьи хватает разума и такта не вступать в открытое противостояние, особенно при ребёнке, предоставляя преимущественное право голоса кому-то одному, чаще отцу или матери, находящимся ближе других к ребенку.

Но настоящая беда - вступать в конфликты или, что ещё хуже, применять свои методы воспитания за спиной у других членов семьи. Особенно часто такая тактика встречается в семьях, где родители уже живут порознь. Попытки привлечь на свою сторону ребёнка, задабривая его, а зачастую и "покупая" его любовь вседозволенностью и подарками, приводят к тому, что вырастает изворотливый приспособленец, умело использующий слабости обоих родителей и обращающий их в свою выгоду. Не менее опасны "добрые" бабушки, наносящие огромный вред душе ребёнка обсуждением и осуждением поступков его родителей, с замечаниями им в присутствии ребёнка. Осуждение родителей переживается детьми гораздо острее, чем своё собственное.

Ошибка шестая:

А) Мы катастрофически неспособны признавать свои ошибки.

Б) Мы совсем не умеем просить прощения (за свои срывы и грубости) у наших детей, мы не считаем нужным, объяснять им, отчего мы совершили тот или иной поступок.

В) Мы редко бываем с ними откровенны, и можно ли после этого рассчитывать на доверие с их стороны?

Подрастая, ребёнок начинает смотреть на своих родителей не только как на родных людей, но и как личностей, как бы видит их заново, с другой стороны. И тут очень важно, является ли родитель тем авторитетом, который будет признан, на который можно опереться в дальнейшей жизни. Только постоянно возрастая и духовно-нравстенно совершенствуясь, одна личность может дать поддержку другой. И не надо лишать их права на собственные ошибки. Лучшее, что мы можем дать подросткам - уверенность в том, что если их даже не поймут, то примут и простят обязательно.

Ошибка седьмая: Мы очень мало умеем любить своих детей. Той самой любовью, которая по слову апостола Петра "долготерпит, милосердствует..., не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла..., всё покрывает, всего надеется, всё переносит и никогда не перестает" (1 Кор 13:4-7). Мы очень легко радуемся за наших детей, потому что их успехи и достижения питают нашу гордыню, тщеславие, тешат самолюбие, но как мало мы умеем им сострадать! В лучшем случае, мы способны понять и разделить физическую боль, но душевные тревоги часто не трогают нас. Многие ли из нас, взрослых, способны прочувствовать горе малыша, пережившего смерть любимого хомячка? А трагедию подростка из-за прыщика на носу? Мы часто забываем, какими были сами; у нас слишком маленькое сердце, и двери его чаще всего закрыты для наших собственных детей. А "чужакам" там и вовсе никогда нет места.

"Вы же женщина, Вы должны плакать и молиться" - эта фраза из малоизвестного кинофильма, сказанная совсем по другому поводу, как нельзя более точно отражает роль женщины в воспитании. Умение сострадать, принимать сердцем участие в жизни детей - редкие нынче качества в современной женщине. И самая главная ошибка, которую мы совершаем - мы очень мало доверяем Богу, не призываем Его на помощь, Который любит наших детей гораздо больше нас самих.

Ещё ряд ошибок:

1. Подмена внутреннего религиозного развития внешним, (порождающим в лучшем случае обрядоверие, а в худшем уход из Церкви в «лучшую, интересную, свободную, независимую и комфортную жизнь» современного социума.

2. Перекладывание религиозного воспитания с семьи на Церковь и воскресную школу, влекущее за собой педагогическую дисквалификацию родителей, снятие родителями с себя ответственности и вины за результаты воспитания, что говорит о родительской безответственности, самообмане и потребительском отношений к педагогическим трудам других людей.

3. Передача детям по ходу воспитания, стереотипов отношений и поведения т. н. «постсоветского прошлого», имеющего нецерковный характер и подход в воспитании.

Родители воцерковляются, когда ребенку, например, 3-4 года, его тоже одновременно воцерковляют. Они сами, а также в воскресной школе детям дают знания о Евангельских истинах, о примерах благочестия святых. А дома они видят обратный пример родителей, которые «воцерковлялись, а первые пять лет у них никакой работы над своим нравом не было. Они по нраву оставались прежними, такими, какими они были до воцерковления – самомнительными, своевольными, самоугодными и своенравными. И вот это их состояние запечатлевает ребенок, хотя при этом он регулярно причащался, после семи лет исповедовался, но родители были достаточно внешне церковными. Внешне ребенок живет, как церковный, а внутренне запечатлевает неизмененный, гордостно-самолюбивый нрав родителей».

4. Христианское воспитание хождением с детьми в храм не заканчивается, а только начинается, т.к. посещение храма – это лишь один из множества разделов воспитания. Нельзя на этом останавливаться и успокаиваться, будь-то мы уже все сделали для его христианского воспитания.

Не знание и неумение воспитывать детей – это признак духовной и педагогической незрелости и невоспитанности взрослых. Воспитание детей должно начинать всегда с себя.

В тоже время, воспитательное влияние на детей оказывает вся окружающая их жизнь (жизнь родителей, домочадцев, родственников, всех окружающих во дворе, детском саду, учебных заведениях и в гражданском обществе), сообразно их ценностей, духовной направленности, нравственного примера, характера отношений и общения.

Об извечной проблеме разногласий отцов и детей

Их разногласия и столкновения происходят из-за расхождения взглядов, личных принципов и жизненных установок.

Когда родители подразумевают и считают, что их дети много чего должны и обязаны делать: почитать своих родителей, любить, ценить и дорожить ими; слушаться с полуслова, терпеть, прощать и уступать; естественно – хорошо учиться, вести пристойно себя в семье, в обществе: в школе, с педагогами и сверстниками; во дворе с друзьями и соседями… и т. д. Несмотря на то, что родители сами не всегда были добрым примером во всем этом.

А дети в свою очередь считают, что родители всё им должны дать и всем обеспечить.

Поэтому обоюдные эго-притязания приводят детей и родителей к взаимным разногласиям и конфликтам:
- когда сталкиваются – родительская заботливость о ребёнке и детская рассеянность, лень и безалаберность;
- когда сталкиваются – родительская воля и детское своеволие;
- когда сталкиваются – «родительская правда» с «детской правдой»;
- когда сталкиваются – родительское самоутверждение и детское непослушание и упрямство;
- когда сталкиваются – родительская требовательность и детская беззаботность и безответственность;
- когда сталкиваются – родительское гордостное самолюбие и детская непочтительность, своенравие и дерзость.

Только православная вера и Церковь даёт твёрдую опору, надежду и упование во всех земных делах, в том числе и в воспитании; даёт возможность увидеть личность в каждом, пусть даже очень маленьком человечке.

Добрый пример воспитанности как основа воспитания других

Оказывается, недостаточно лишь установки на христианское воспитание, одного желания воцерковить и приобщить ребёнка к Богу. Недостаточно и рассказов о богоугодной жизни подвижников веры и святых, если мы не будем сами жить глубоко по-христиански, давая детям личный добрый пример этой образцовой жизни. Иначе говоря, особенно родители и домочадцы, характером своей духовной жизни должны воспитывать детей. По принципу подобия, - дух благочестия воспитывается подобным духом, благородная душа, подобной душой, а добродетельная жизнь, богоугодной жизнью родителей и окружающих людей.

Радость отца и матери в том, чтобы видеть, как их «побеги» растут. Дело родителей – питать и подрезать, укреплять и направлять их, готовить к тому, чтобы они принесли плоды. «Древо познаётся по плоду своему» (Лк. 6: 44). Чем выше мера благочестия их жизни, тем утешительнее её плоды – благонравие детей. Необходимо постепенно овладевать этим искусством, через собственное самовоспитание, чтобы становиться всё более опытным и мудрым наставником, ориентирующимся во всех тонкостях процесса христианского воспитания посредством собственного воцерковления. Только воспитывая непрестанно себя и чутко разбираясь в погрешностях этого дела, взрослый человек становится всё более способным руководствовать в этом и других.

Труд воспитателя, педагога – нелёгок, но даёт уникальные возможности – открывать новые грани возрастающей личности, помогать ей, отыскивать дарованные Богом таланты, быть сопричастным к великой тайне – вызреванию по благодати нового человека, обновляемого по образу Создателя своего.

О Божием участии в воссоздании грехопадшего человека

В молитве при воцерковлении после Крещения говорится: «Ты Господи прежде рожденное отроча сие благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобомудрстви, ибо Ты показал ему свет чувственный, да и умного (сверхчувственного, благодатно просвещающего) сподоби света…».

Дополнение к пониманию, что есть воспитание

Воспитание есть планомерное содействие развитию и укреплению духовных, душевных, физических сил и способностей человека на пути к христианскому совершенствованию. Совокупностью всех совершенств является любовь (см.: Кол. 3, 14), путь к ней через веру и богоугодную, церковную жизнь по Божьим заповедям. Потому важной задачей христианского воспитания является привитие веры и любви к Христу, Его Церкви и образу Божьему в каждом человеке, и возрастание в этой любви. Христианское воспитание – это искусство привития веры и жизни в любви. Ибо человек, прежде всего, познаётся по тому, кого и как он любит.

В кратком выражении, воспитание – это процесс созидания нравственной и духовной основы жизни человека. А сама земная жизнь – лишь воспитательное поприще из двух слагаемых – воспитание и самовоспитание.

Наиболее полно и точно раскрывает содержание воспитания русский философ И.А. Ильин: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основу духовной жизни, сформировать характер и довести его до верного самоопределения в жизни и способности самовоспитания. Воспитать ребенка значит подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложном современном мире, принятию правильных решений в любых неожиданных ситуациях. Воспитать ребенка значит поставить его на стезю самоотверженного и радостного служения своим ближним, своему Отечеству, своему Господу».

Духовно-нравственное воспитание, основанное на православных традициях отечественной педагогики, формирует здоровое ядро цельной личности, как христианина, семьянина и гражданина, с потенциальной возможностью наследования гражданства Небесного. Оно благотворно влияет на формирование православного мировоззрения, семейных отношений и ценностей, интеллектуального потенциала и гражданско-патриотической позиции. Воспитать цельную, духовно-нравственную личность - значит обрести в её лице надежную опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества.