Анна Ромашко



Существуют ли общепринятые признаки, которые отличают «удачные» браки? Скажем, благосостояние, наличие либо отсутствие детей, свой дом, социальное положение супругов, здоровье? Красивая жена? Семейные кланы? Религиозность? Возможен ли залог семейного счастья? Кому и что мы «закладываем», чтобы в качестве процентов получить хорошую семью?

Живя в православной среде, могу с уверенностью сказать, что брак двух православных людей, освященный Церковью, не обязательно будет «удачен» и сохранится. Увы, разводы не так уж редки даже в Церкви. В моем кругу общения, насчитывающем около сорока семей, по меньшей мере семь распались и примерно половина от этого числа – находятся на грани развода и сохраняются благодаря героическим усилиям, порой, лишь одной стороны. Некоторые развелись из-за скоропалительного замужества «очертя голову», иные из-за обмирщения, не выдержав напор искушений извне, некоторые по причине тяжелого нрава супруга. Есть семья, распавшаяся из-за психического заболевания мужа, который удачно это скрывал даже от своего духовника. И только один брак пострадал от измены. Эти причины, однако, внешние и никак не отражают истинное положение вещей.

Настоящие, внутренние причины разводов лежат в другой плоскости. Современное общество таково, что многие из нас, вероятно, большая половина – незрелые люди. Отсюда и понимание брачной жизни бывает, даже с позиций светской семьи, весьма странное. Более того, могу сказать, что часто у нас в православном быту формируется обыкновенная созависимость, которую супруги ошибочно именуют любовью. Если на эту незрелость накладывается начитанность святыми отцами, то порой выходит жирное лукавство, которым пропитывается вся атмосфера семейной жизни. Например, муж, который пьет по вечерам и играет в компьютерные игры, отказывается от рождения детей, при этом посещает богословские курсы или любит рассуждать о силе русского духа, не обращая внимания на жену и ее проблемы… В последнее время сюда добавилось недоверие Церкви и сомнение в правильности принципов христианской семьи. Пропаганда блуда и обыденность этого явления возводит простое желание связать себя узами законного брака в ранг праведности. Что уж говорить о решении взять на себя «иго многодетности»: отказ от планирования семьи… Получается, что в храме, на виду, мы ведем себя одним образом, а в семье совершенно по-другому. Вот, мы сталкиваемся с тем, что исповедь не решает духовных проблем, особенно если к ней подходить «для порядка». Получается, что вся жизнь заходит в тупик. Никто на самом деле не думает меняться, и эгоистическое светское воспитание обыкновенно берет верх над робкими ростками веры и церковности.

Скажу о том, что задевает лично меня уже не один год. Модный в «трендовых церковных кругах» лозунг, что рождение детей – это личный выбор каждой семьи, меня вводит в ступор. Если мы веруем – то чтим волю Бога над собой? Или это избирательная позиция? Здесь чтим, а тут – по силам? А если это на самом деле – каприз и малодушие? Как выяснить меру наших возможностей, не реализуя их до какого-то однозначно понятного конца? По опыту известных мне многодетных семей, рождение детей – земное отцовство и материнство – приводит человека к духовной зрелости вернее всего. Действительно, в больших семьях люди «созревают» легче – в силу традиционного воспитания, многодетности, при которой неминуемо люди научаются с раннего возраста ответственности за младших. Дети, в свою очередь, помогают родителям сформироваться и победить свои созависимости. Думаю, Господь, Сам будучи Отцом, благословляет отцовство земное.

В моем понимании, счастье – это когда два духовно зрелых человека соединяются по любви, четко понимая, Откуда эта любовь берется. Мне кажется, что «удачный» брак – это союз любви двух людей к Богу и ближнему. Так, стремление к богоугождению и к служению близким людям определяет счастье. Как эти высокие истины реализуются в реальности? Приведу пример из моей любимой книги Натальи Николаевны Соколовой «Под кровом Всевышнего». Николая Евграфовича Пестова и его невесту Зою Вениаминовну (родителей автора) после венчания донимали пожеланиями счастья. Именно донимали, потому что в послереволюционное время церковный брак вряд ли мог сулить безоблачную жизнь – в антирелигиозном-то государстве! Жених встал во время свадебного застолья и объявил, что они поженились не для «счастья», а для служения Богу. Мне очень запали в душу эти строки. Получается, что семья – это такой фонарик: из него людям и свет, и тепло, и радость – куда ж без нее. Но чего он стоит – этот ровный свет: в разных обстоятельствах, скорбях, болезнях… Мы движемся вперед с помощью Евангелия и Церкви. И все равно нужна вся жизнь и, порой, большие неприятности, чтобы оставить «гонку за счастьем» и сделать попытку следовать воле Бога, которая и приносит то самое ощущение «удачного» брака. А когда появляется это понимание, то и неприятности приобретают другой образ. Так, если не растекаться дальше мыслью по древу, а подытожить сказанное, то получится, что удача в браке определяется христианской зрелостью людей и их осознанным желанием исполнять, по крайней мере, две важнейшие заповеди, в которых, по словам Христа, «весь закон и пророки» со всеми вытекающими из этого плодами. Залог счастья для меня – это церковность: во всех ситуациях полагаться на Бога – больше, нежели на людей, «объективные» условия, собственные силы. Да, с точки зрения светской, мирской, наша надежда очень призрачна, удача в браке не очевидна, жизнь трудна. Однако – окончу весьма обнадеживающими словами царя Давида: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба»