Прежде век от Отца рожден, един и сопрестолен Отцу, единосущен, как свет солнцу; сошел на землю, посетил народ Свой, не покинув Отца, и воплотился от Девы чистой, безмужней и непорочной; вошел, как Сам (лишь) ведает, плоть воспринял и так же вышел, как и вошел. Один из Троицы в двух естествах – Божестве и человечестве.

Совершенный человек по вочеловечению, а не призрак, но (и) совершенный Бог по Божеству, а не простой человек, явивший на земле Божественное и человеческое.

Ибо как человек утробу материнскую тяготил и как Бог изшел, девства не повредив.

Как человек материнское млеко принял – и как Бог повелел ангелам с пастухами петь: Слава в вышних Богу!.

Как человек повит был пеленами – и как Бог волхвов звездою вел.

Как человек возлежал в яслях – и как Бог от волхвов дары и поклонение принял.

Как человек бежал в Египет – и как Богу рукотворные египетские (боги) поклонились (Ему).

Как человек пришел креститься – и как Бога устрашившись (Его), Иордан обратился вспять.

Как человек, обнажившись, вошел в воду – и как Бог от Отца свидетельство принял: Сей есть Сын Мой возлюбленный.

Как человек постился сорок дней и взалкал – и как Бог победил искусителя.

Как человек пошел на брак в Кану Галилейскую – и как Бог воду в вино претворил.

Как человек в корабле спал – и как Бог запретил ветрам и морю, и (те) послушали Его.

Как человек Лазаря оплакал – и как Бог воскресил его из мертвых.

Как человек на осла воссел – и как Богу возглашали (Ему): Благословен Грядый во Имя Господне!

Как человек распят был – и как Бог Своею властью сораспятого с Ним впустил в рай.

Как человек, уксуса вкусив, испустил дух – и как Бог солнце помрачил и землю потряс.

Как человек во гроб положен был – и как Бог ад разрушил и души освободил.

Как человека запечатали (Его) во гробе – и как Бог исшел, печати целыми сохранив.

Как человека тщились иудеи утаить Воскресение (Его), подкупая стражей, – но как Бог узнан и призван во всех концах земли.

Поистине, Кто Бог так великий как Бог [наш]. Он есть Бог, творящий чудеса!


Слово «О законе и благодати» – одно из самых ранних (написано между 1037–1050 гг.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова – Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.

Перевод А. Белицкой.

Источник: http://azbyka.ru/?otechnik/Ilarion_Kievskij/slovo_o_zakone_i_blagodati