Наталия Сухинина
Если спросить вас, о чём вы мечтаете, вы, конечно, ответите: «О счастье». Хотя, скорее всего, ещё пока плохо понимаете, что это такое. Но взрослые часто произносят это слово. Особенно в праздники. «Желаем счастья в личной жизни; с Новым годом, с Новым счастьем; будьте счастливы…» Кажется нам (и большим и маленьким), что счастье — это какой-то сказочный, волшебный мир, сплошные «молочные реки и кисельные берега».
Один мальчик, которого я спросила, как он представляет себе счастливую жизнь, сказал, что станет счастлив сразу же, как у него появится собака. А другой человек, уже совсем взрослый, солидный, мечтает своими глазами, не по телевизору, увидеть египетские пирамиды. А внук моей соседки завидует девочке из его детсадовской группы, у которой мама продаёт мороженое. Его-то мама — медсестра в больнице, к большому огорчению сына.
Видите, сколько людей, столько мнений и желаний. Но появится у человека собака, счастьем станет новенький мопед, увидит он египетские пирамиды, затоскует о джунглях с обезьянами, а после пятой порции мороженого страсть как захочется солёненьких огурчиков.
Скорее всего, по-своему о счастье мечтала и юная римлянка Татиана. Ей, совсем юной девушке, тоже хотелось многого. Хотя родители её были знатны, богаты, дом — полная чаша. Девушка росла в любви, в заботе. А главное — в полном согласии с родителями. Она очень боялась чем-то огорчить родителей и не позволяла себе этого никогда.
Отец её, знатный консул, был тайным христианином, и дочь воспитал в христианском благочестии. Очень рано поняла Татиана, как глубока и удивительна Божия любовь. Может быть, по-настоящему счастливы те, кто рано это понимает? Ей хотелось служить Богу, любить Бога всем сердцем — без остатка. Очень рано поняла юная римлянка, что уже никогда, ни за что она эту любовь не предаст.
В то время царствовал в Риме совсем юный отрок, шестнадцатилетний Александр: мягкий, доверчивый, воспитанный матерью-христианкой. Вернее, он был возведён на царский престол, а правили, как это часто бывает, его советники, наместники, консулы. Они-то и начали гонения на христиан. Зачем, почему, чем не угодили им христиане? Наверное, своей благочестивой жизнью. Ведь христиане жили честно, совесть их была чиста, они не обижали людей, напротив, первыми приходили им на помощь. А в окружении юного царя находились завистники, подхалимы, предатели. Для них счастье заключалось в наживе, в удовольствии власти, они видели, что христиане другие, они лучше их, и очень по этому поводу раздражались и гневались. Вот и старались сломить христиан, заставить их поклониться римским богам.
Могла ли Татиана, истинная христианка, пойти на такое? Она хорошо понимала, что поклониться римским богам — это значит предать Христа. Девушка твёрдо сказала: «Нет». И начался для неё отсчёт страшного времени мук, истязаний, пыток. Когда читаешь житие святой мученицы Татианы, холодеет сердце от ужаса. Возможно ли перенести такое, да ещё молоденькой слабой девушке? Но кто он, слабый человек? Здесь тоже всё не так просто. Можно быть слабым здоровьем, но иметь сильную волю и твёрдое сердце.
Именно такой оказалась мученица Татиана. Она не только сносила пытки, но ещё и благодарила за них Бога. Даже видавшие виды истязатели дрогнули. Слабая девушка, а такая… сильная. А они такие крепкие, большие, но при этом такие слабые! Мучители увидели, как мерзки дела их перед Богом, и ужаснулись своему страшному греху. Произошло чудо. Истязатели стали просить у юной, мужественной христианки прощения. И появились рядом со святой мученицей четыре Ангела. Самих истязателей было восемь человек. Всем сердцем уверовали они во Христа. Им отсекли головы.
А Татиану продолжали истязать. Ночь она провела в темнице, а наутро её повели в цирк. Цирком в Риме называлась ограждённая стеной круглая площадь. Рядом — клетки с дикими зверями. Звери нетерпеливо бьют хвостами, вот сейчас, совсем скоро их выпустят, и они растерзают долгожданную добычу. А посреди этой площади, этого цирка — стоит истерзанная пытками юная римлянка. Она осеняет себя крестным знамением и смело смотрит в сторону раскрытой настежь клетки, из которой, рыча, метнулся к ней голодный лев. Вот он уже рядом с Татианой… Но что это? Лев, голодный, свирепый, трётся спиной об её ноги, лижет ей руки словно котёнок.
Про особо жестокого человека говорят, что он хуже зверя. Вот и здесь, в римском цирке… Дикий зверь покорно лёг перед святой Божией угодницей, а люди, обезумевшие в своём умопомрачении, стали изобретать для неё новые пытки. А когда фантазия их истощилась, святая Татиана была усечена мечом.
Удивительный факт, о котором повествует нам житие святой мученицы Татианы. Прочитайте его внимательно, и вы узнаете, что вместе с ней был казнён её отец, знатный римлянин, тайный христианин. Сначала его лишили всех почётных званий, отняли имение. Рассчитывали, одумается, пожалеет нажитое добро, испугается позора. А он не испугался. Он не отрёкся от истинного Бога. Он смело склонил голову под острым мечом.
Житие не сообщает нам имени этого человека, его ведает Господь. Мы знаем лишь имя святой мученицы Татианы. Но давайте воздохнём и о его святой душе. Он воспитал достойную дочь, имя которой воссияло драгоценным камнем у Божиего святого престола. Настоящая Господня любовь. Снискав её, надо ли рассуждать о счастье?