Svetlana

Батюшка Михаил, немолодой сельский священник, отправился ловить рыбу. Река еще после паводка не вошла в свои берега, клева не было, но батюшкой руководило чувство долга, которое, впрочем, руководило им всегда. Однако в последние дни это чувство обострилось сугубо. Приближался праздник Троицы, особо почитаемый в здешних краях, а значит – с обязательными рыбными пирогами, но в деревне, где проживал священник, ни одного рыбака не осталось. А ему никак не хотелось оставить соседей без праздничного пирога. Вот и пришлось – взять удочку и спуститься к реке. Надо отметить, что дело происходило двадцать второго мая, то есть на Николин день, когда батюшка уже отслужил литургию и вернулся домой.
Подойдя к воде, он перво-наперво осенил себя крестным знамением, а потом обратился к Святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, Чудотворцу. Обратился не вслух, а мысленно.
Мол, так и так, я, дескать, понимаю, что рыба сейчас не клюет и клевать не может. Но мне до крайности необходимы две рыбешки: для директора школы Петра Александровича и для Евстолии. Только две! Петр Александрович, хоть он в церковь не ходит, мужик неплохой, понимающий – это ведь он разрешил мне преподавать Закон Божий, а районные власти препятствовали, мешали. Опять же зимой: вечерами, бывает, выйдем на улицу, постоим, поговорим, и котишки наши рядом сидят – присутствуют. Мой Барсик с его Мурочкой очень дружен.
Ну вот. А в прошлый сенокос сын Петра Александровича – Александр Петрович – утонул: от жары перегрелся, нырнул в речку – сердце и обмерло. Река-то у нас все лето холодная. Молодой парень был – тридцать лет, тоже в
школе работал: учителем физики. Трое ребятишек осталось.
Я его под отцовы именины как раз отпевал – под праздник Петра и Павла. Говорят, в прежние времена до Петрова дня не косили, но тогда, может, климат нормальный был? А теперь – не пойми чего. Петр Александрович с детства
погодный журнал ведет – полвека уже, и получается, что нынешняя погода никакому пониманию не поддается.
И вот, думаю, сядут они всей семьею за праздничный стол, а рыбного пирога нет. Всегда рыбник был, и вдруг не стало. Петру Александровичу самому теперь не словить: болеет он сильно. В этом году даже к реке не спускался.
Излагая таким образом свой интерес, отец Михаил между тем забросил удочку и всматривался в поплавок. Поплавок не шевелился. Спохватившись, батюшка спешно добавил, что семья у директора школы немаленькая: супруга, дочка с мужем, сноха, трое внуков, – стало быть, и рыбник нужен большой, чтоб всем хватило. И, надеясь на понимание, попросил у Святителя Николая помолиться пред Господом за недостойного иеромонаха Михаила.
Тут поплавок резко ушел под воду, батюшка подсек и вытянул на берег щуку: впервые в жизни ему довелось поймать на червяка, да еще и у самого берега, такую большую щуку. Леска не выдержала и оборвалась – хорошо, что рыбина
была уже на земле. Он поблагодарил Господа, связал леску и снова забросил удочку. После чего стал рассказывать про соседку Евстолию.
Про то, что она недавно овдовела, что покойный муж ее – дед Сережа – во время войны был подводником. Последнее обстоятельство отец Михаил повторил и даже сделал небольшую паузу, намекая этими знаками, что рассчитывает на особое расположение Святителя Николая к морякам. Сообщил, что на службу Евстолия ходит каждый воскресный день и всякий раз приносит березовое полешко для отопления. Такая вот лепта вдовицы. Раньше-то дед Сережа ставил на реке сеточку, а теперь Евстолия может без пирога остаться. В связи с ее одиночеством и малой комплекцией батюшка и рыбку просил некрупную. Только одну!
Попалась плотвица граммов до шестисот: из такой выходит сочнейший пирог классического размера. Еще раз поблагодарив Господа, а затем и святителя Николая за его скорую отзывчивость на молитвы, батюшка смотал удочку и пошел домой.
Все, что происходило до сей минуты, едва ли удивит верующего человека: по молитвам, известно, и не такое случается, – самое интересное началось именно теперь. Отец Михаил вдруг остановился и в полном смятении произнес: «Господи, прости меня, грешного: про Анну Васильевну позабыл!».
Его охватило чувство обжигающего стыда: просил две рыбы, две получил, и после этого начинать молиться еще об одной? Ну конечно же, срам! «Господи, аще можешь, прости!» – повторял он. В стенаниях вернулся к реке, но забрасывать удочку не спешил, посчитав это безумной дерзостью. Сначала следовало объясниться. И опять мысленно: мол, так и так, нужна третья рыба. Анна Васильевна, конечно, превеликая злючка! Тут отец Михаил испуганно обернулся: не слышал ли кто его бранной и осудительной мысли? Но рядом никого не было. Занимательно, что Святителя Николая, которому, собственно, и направлялось умственное послание, батюшка при этом нисколечко не забоялся. И затем рассказал, как старуха распускает про него всякие слухи, как не дает пользоваться своим колодцем – ближайшим к дому священника, и потому приходится ходить
с ведрами чуть ни за тридевять земель. Но это все – ерунда, признавал батюшка: слухи и сплетни – для нас вроде как ордена и медали, путешествия с ведрами – гимнастика. Главное – у Анны Васильевны отец священником был, да
в лихие годы умучен. Батюшку Михаила смущала будущая встреча с ним. Действительно, встретятся там, а протоиерей Василий и спросит: что ж ты – не мог моей дочери рыбешку для пирога изловить? Так что, – продолжал рассуждения отец Михаил, – хоть она и пакостница, но рыбешку надо поймать: может, это последний пирог в ее жизни. А что вредная, дескать, – не ее вина: сколько она с малых лет за отца-священника претерпела! И попросил ну хоть самую малюсенькую рыбешку. Клюнул какой-то подлещичек – на небольшой пи
рожок. Отец Михаил сказал: «Все, все, виноват, ухожу», – и без остановки – в деревню.
Весть об успешной рыбалке облетела округу, народ побежал к реке. Ловили день, ловили другой – все впустую. Решили, что священник поймал случайно, по недоразумению, и успокоились.
Ярослав Шипов

Материалы для учителя

Осознание человеком себя не только как некой части мироздания, былинки, движимой неподвластными человеку силами, а как личности, неразрывно связанной с Творцом вселенной, отражено в рассказе «Три рыбы от Святителя Николая».
Произведение написано в легком юмористическом духе, однако за внешним комизмом скрывается важнейшая идея: человек теснейшим образом связан с Богом, могущество которого проявляется во всех сферах жизни людей. Это подчеркивается тем, что в рассказе передаются слова молитвы иеромонаха Михаила, обращенные к Святителю Николаю Чудотворцу, содержащие просьбу о даровании трех рыб в период, когда по всем природным законам рыбалка невозможна. Это чудо требуется ему для того, чтобы близкие ему люди смогли
испечь традиционный для праздника Троицы рыбный пирог.
Обращение священника к святому ни по содержанию, ни по форме не соответствует принятым в Православии молитвам. В нем не содержится традиционных принятых формул и нарушается привычная иерархия отношений
человека и прославленного святого. Возникает впечатление, что оба они находятся на одной плоскости, а между ними существуют добрые приятельские отношения. Кроме того, предмет просьбы носит несколько приземленный, бытовой характер. В тоже время, она вызвана такими качествами отца Михаила, как любовь к Богу и ближнему, желание помочь человеку, утешить его в трудную минуту. Так, священник с особой болью рассказывает Святителю о семье директора школы Петра Александровича, у которого недавно погиб молодой сын. Переживает герой и за вдову Евстолию, а также за соседку Анну Васильевну, которая хоть и не любит отца Михаила, но является дочерью замученного в советские годы священника. В память о последнем иеромонах просит Святителя о чуде: «… хоть она и пакостница, но рыбешку надо поймать: может это последний пирог в ее жизни».
Все это подчеркивает основную идею рассказа: человек, святые и сам Бог находятся в неразрывном единстве друг с другом. Их связь проявляется как в духовной, так и в материально-бытовой сфере, а реальным свидетельством этого единства становится чудо. Неслучайно, в рассказе изображено особое время:
канун одного из значимых для жизни христианина праздников Святой Троицы. Чудо совершается в праздник и даруется оно не просто верующему, но человеку, обладающему искренним, отчасти детским сердцем, склонным к состраданию и заботе о ближних. Люди, лишенные этого дара, оказываются вне празднично-чудесного пространства; их жизнь подчинена исключительно природным законам и объективной жизненной логике. Об этом красноречиво повествует финал рассказа: «Весть об успешной рыбалке облетела округу, народ побежал к реке. Ловили день, ловили другой – все впустую. Решили, что священник поймал случайно, по недоразумению, и успокоились».
Эти и другие рассказы священника Ярослава Шипова говорят читателю о великой тайне – тайне встречи человека с Богом, которая у каждого проходит по-своему, но при этом она невозможна без искренней веры, открытого сердца и любви.

Вопросы:
1. Как рассматриваются взаимоотношения человека, святых и Бога в рассказе «Три рыбы от Святителя Николая»? Как строится молитва главного героя?
2. Почему отец Михаил не попросил у Святителя Николая еще одну рыбу для себя?
3. Какую роль в рассказе играет мотив чуда? Как с его помощью отражена главная мысль произведения?
4. Какое время изображено в рассказе? Почему автор обращается к церковному календарю и почему в сюжет рассказа вплетаются праздничные мотивы?
5. Почему люди, узнавшие об успешной рыбалке отца Михаила и пожелавшие последовать его примеру, потерпели неудачу? Какую роль в произведении играет его финал?