Протоиерей Александр Агейкин
О смысле Апостольского поста размышляет настоятель Елоховского Богоявленского собора протоиерей Александр Агейкин.
ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ
Сейчас ведется много разговоров: зачем нужен Апостольский пост, как он появился? Многим он кажется надуманным и никому не нужным. При этом мало кто задумывается о том, что любой пост полезен каждому человеку. Не нужно искать канонических причин для несоблюдения поста — нужно просто задуматься, зачем он вообще нужен и как к нему относиться.
Никто из православных не будет отрицать, что жизнь наша — духовная брань, как писали святые подвижники. Само понятие поста с этой бранью и связано.
Посмотрим на воинское служение. Оно включает в себя такие дисциплинарные нормы, как караул, дежурство на посту. И никто не будет рассуждать, нужно это или не нужно. Во-первых, это дисциплинирует, а во-вторых, приносит некие плоды безопасности для любого воинского подразделения.
Вот и для нас пост — это некое личное упражнение для воспитания воли и духа. Ведь каждый христианин должен быть героем духа. Человек с воспитанной волей, трудящийся над тем, чтобы сделать себя лучше, духовно выносливей, достигнет этого скорее. А для воспитания воли чтения Святых Отцов и даже Евангелия мало — ты не изменишь чтением своего характера или своей бесхарактерности, если не делаешь. Духовное делание — это борьба со страстями и помыслами, размышление над своей жизнью.
Период поста — это как раз повод поработать над собой. Никто не будет отрицать чисто практической пользы поста — «каноничного» или «неканоничного».
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ
Как противники традиции пытаются обосновать свое с ней несогласие, так и сторонники — ее возникновение. Одно из самых распространенных объяснений появления традиции Петрова поста — что возник он как «оправдательный» для тех, кто по каким-то причинам не постился Великим постом. Теория красивая, но довольно-таки натянутая. Кто не соблюдал Четыредесятницу, тот ее себе уже ничем не заменит.
Петров пост стоит воспринимать как необходимый период сосредоточения после долгих праздников. Пасхальный период — время расслабленности, торжества и эйфории. В конечном итоге, нужно привести свои чувства и ум в собранное состояние: жизнь продолжается, и наш личный враг пока не побежден. Христос попрал смертию смерть, но мы свои страсти пока не победили.
Так что лично я воспринимаю Петров пост как время собирания себя в некую целостность — возвращению к целомудренному состоянию и размышлению над собой.
СВЯТЫЕ НЕ С КАРТИНКИ
Неделя Всех святых, которая предваряла начало Петровского поста, тематически подчеркивает смысл нашей христианской жизни: подражание Христу и святым, размышление о том, как они прожили свою жизнь, о плодах святости. Мы часто задаемся вопросом, как поступить в той или иной ситуации, возможно ли соблюдение тех или иных заповедей, возможно ли применение тех или иных евангельских слов по отношению к себе. На примере святых видим — да, возможно.
Чаще всего жития святых представляют собой достаточно приглаженный благочестивой традицией текст. Но за этими словами и буквами думающий человек увидит исторический контекст, в котором святой жил и совершал свои дела.
Это очень полезное упражнение: воспринимать жизнь святого не просто как благочестивую розовую картинку, а задумываться о его времени и обстоятельствах.
НЕУНЫВАЮЩИЕ СВЯТЫЕ
В Неделю Всех святых читается отрывок из послания апостола Павла к Евреям, в котором говорится, что за люди — святые.
«Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:33–38).
Они были отвергнуты миром или сами себя из него вычеркнули, но несмотря на воздвигнутые на них гонения — радовались жизни и близости ее к Богу, не унывали и не впадали в депрессию, в отличие от наших современников, которых порой надо буквально встряхивать, чтобы они не забывали об истинной цели своей жизни.
Людей, которые идут к этой Цели несмотря ни на что, мы и называем святыми.
ЧТО ЗНАЧИТ ИСПОВЕДОВАТЬ ХРИСТА
Сам пост настраивает на понимание Евангелия, прочитанного в память Всех святых: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 18:32–33).
Исповедание Христа — это не просто декларация: «Я такой смелый, называю себя православным христианином, публично перекрещусь, надену на себя особо благочестивого вида одежду, изображу из себя поборника древних традиций».
Исповедание Христа — в полноте твоей жизни, и дома, и среди других людей. Исповедание Христа — это явление миру той любви, которую Он заповедал. Если даже враг твой будет удивляться твоей жизнерадостности, доброте, живущей в твоем сердце любви — он сложит перед тобой оружие, не в силах тебе противостоять, как слагали орудия ненависти мучители перед лицом мучеников.
Именно в этом ты исповедуешь Христа, а не в том, что побиваешь грешников камнями и кричишь им: «Убирайтесь вон!»
МНОГОГРАННАЯ ЛЮБОВЬ
Понять это помогает пост, особенно — Апостольский. Мы вспоминаем Петра и Павла, Двенадцать апостолов, семьдесят апостолов — и перед нами не та идиллическая картинка, которая часто представляется: были у Христа ученики, послушно Его слушали, а потом понесли Его весть по миру. Нет, это особый мир индивидуальностей. Каждый апостол — неповторимая личность.
Те же Петр и Павел — два полюса человечества. Апостол Петр — простой, некнижный человек, ставший в духе Божьем великим проповедником Воскресения Христова. Апостол Павел — фарисей, мудрец, любитель учености.
Кто-то из прочих двенадцати и семидесяти апостолов ближе к Петру, кто-то — к Павлу. В этих образах мы должны увидеть и себя, и тех, кто нас окружают. Нельзя всех стричь под одну гребенку. Нельзя требовать от всех одного пути исповедания веры. Но каждый в меру своих талантов может проповедовать Христа.
Этот апостольский мир — свидетельство многогранности любви Христовой, обращающей к себе все человечество. Нужно только сердце открыть — поверить, оставить все свое, взять крест и пойти за Ним.