Игумения Домника

Мы знаем, что рядом с нами постоянно пребывают Господь и наш ангел-хранитель. И также всегда возле нас Божия Матерь. Она всюду сопутствует нам, следит за каждым нашим шагом и внимает нашему сердцу, всегда готовая откликнуться и подать Свою помощь.

И чем чаще мы будем к Ней обращаться, тем легче нам будет совершать свой духовный путь. Порой те христиане, которые недавно узнали о молитве Иисусовой, начинают прилежать одному этому деланию, а молитву к Божией Матери они считают уже второстепенной и необязательной. Но в действительности жизнь христианина, а тем более монаха, невозможно представить без молитвы к Богородице. И мне очень хотелось бы, чтобы у нас была такая традиция, чтобы каждая сестра ежедневно молилась Божией Матери. Когда мы молимся Ей, то со временем начинаем ощущать Ее заступничество, а через это и какую-то внутреннюю тишину и отраду, наша жизнь наполняется особым светом.

Богородица – Мать всех христиан, и Она по-матерински неутомимо и нежно заботится о всех нас. По словам старца Силуана, «любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».

И весь православный мир смотрит на Неё как на Мать, первую Заступницу и Утешительницу. У нас в России, исконно православной стране, Божию Матерь любят особенно благоговейно и нежно. Неслучайно Россию называют «Домом Пресвятой Богородицы». Самые известные русские обители названы в честь Её икон и праздников, например Киево-Печерская Успенская Лавра, Оптина Введенская пустынь, Глинская Рождество-Богородицкая пустынь. Основатели этих обителей не случайно пожелали назвать их в честь Божией Матери – они чувствовали Её помощь, для них Богородица была живой и близкой. Богородицу глубоко почитали и великие русские подвижники, и рядовые иноки российских обителей, и просто миряне, отличавшиеся особым благочестием. Вы сами знаете множество примеров, и я приведу только три, совсем простых, но как мне кажется, очень трогательных.

Преподобный Иосиф Оптинский с детства глубоко почитал Богородицу. Она являлась ему, когда он был еще отроком. А незадолго до его кончины был такой случай. Старец лежал в монастырской больнице, на кровати, отгороженной ширмой. Больничный брат прибирался в этой келье и вдруг услышал, как за ширмой кто-то сказал старцу: «Подожди, любимиче Мой, скоро возьму тебя к Себе». Заглянув к отцу Иосифу, послушник никого кроме него не увидел, и его объял страх. Когда он рассказал об этом отцу Амвросию, тот просто сказал: «Царица Небесная посетила его». Старец Амвросий знал об особой милости Богородицы к отцу Иосифу. Однажды его спросили: «Вот интересно, на этой иконе Божия Матерь похожа на Себя или нет?» – и он ответил: «Пойдите, покажите отцу Иосифу, он точно скажет, похожа ли». В другой раз одна женщина сказала: «Мне так хочется узнать, как выглядела Богородица в шестьдесят лет!» И отец Амвросий посоветовал: «Спроси у отца Иосифа, он знает». Действительно преподобный Иосиф знал Божию Матерь так, как мы знаем какого-либо родного и близкого человека.

И наш современный старец, которого мы совсем недавно поминали, отец Николай Гурьянов, тоже необыкновенно любил Божию Матерь. Однажды мы приехали к нему и показали буклетик, где была фотография нашей Тихвинской иконы. И как он обрадовался, когда посмотрел на икону, будто чудо увидел! И у него была еще такая черта: когда он шел по храму, то не мог пройти просто так мимо иконы Пресвятой Богородицы. Он обязательно останавливался и лобызал икону. И видно было, что он делает это не по привычке, а есть у него глубокое сердечное чувство к Божией Матери.

В жизнеописании нашего уральского подвижника, старца Константина (Шипунова), описывается, как почитали Богородицу его родители. Старший брат отца Константина рассказывал: «Бывало, тятя нас умывает, а сам “Богородице Дево, радуйся” читает». Из этого видно, что вся повседневная жизнь в этой семье проходила в присутствии Богородицы, под Её покровом.

И мне хотелось бы, чтобы и для нас это было так же естественно – жить в присутствии Божией Матери. Как рассказывается об одном современном подвижнике: «Его духовные беседы с Богородицей не прекращались никогда, вместе с Ней он шел по дороге, возвращался домой, был с Ней повсюду», – такой может быть и наша жизнь.

И самое правильное для нас – относиться к Богородице не только как к Царице неба и земли, пребывающей в непостижимом Горнем мире, но и как к нашей Матери, родной и близкой, с Которой можно в любой момент заговорить, рассказать о своей скорби или радости, попросить о помощи.

Старец Паисий Афонский говорил: «Когда монах читает молитву “Пресвятая Богородице, спаси нас!” — он, как малое дитя, теребит край Ее ризы, чтобы быть услышанным».

Кстати, сам старец Паисий любил Богородицу детской, нежной любовью. Он на своем опыте знал, насколько Она отзывчива на любую, даже самую малую, самую простую просьбу. В его жизни был такой случай. Однажды после Литургии старец послал его выполнить одну работу, но где и когда ему пообедать, не сказал. А отец Паисий был очень голоден и к тому же утомлен после ночной службы. И вот он отправился по поручению старца, целый день ждал катер, который должен был отвезти его в назначенное место. Катера всё не было, и отчаявшись, он решил совершить одну чётку молитв Пресвятой Богородице, чтобы Она дала ему какую-нибудь пищу. Но потом укорил себя: «Ах ты, бессовестный, тревожишь Матерь Божию по таким пустякам!» Однако не успел он еще дочитать чётку, как из ближайшего монастыря вышел один брат. Он подошел к отцу Паисию, дал ему кулёчек и сказал: «Вот, брате, прими ради Госпожи Богородицы». В кульке оказался хлеб, смоквы и виноград. Старец Паисий потом рассказывал: «Я едва смог удержаться, чтобы не расплакаться, пока этот брат не уйдет!»

Вообще такое живое, искреннее отношение к Божией Матери очень укоренено на Святой Горе. Глубокая и трепетная любовь к Богородице – это черта и каждого афонского монаха, и всего святогорского уклада жизни. Один греческий старец рассказывает, что в юности они с друзьями говорили друг другу: «Давайте отправимся на Афон, чтобы так, как святогорцы, полюбить Богородицу». И действительно вся жизнь святогорских монахов – от богослужения до повседневного быта, проникнута любовью к Богородице. Например, у них есть такая величественная богослужебная традиция: в момент, когда поется песнопение «Достойно есть», все монахи выходят из стасидий и снимают камилавки, показывая этим всю глубину своего чувства к Пресвятой Деве. Любой Богородичный праздник на Святой горе празднуется с особенной торжественностью, а Успение Божией Матери вызывает такой духовный подъем, что этот праздник на Афоне называют второй Пасхой! На устах и в сердце у святогорцев постоянно два имени: Господа Иисуса Христа и Божией Матери. Они твердо знают, что Богородица всегда присутствует рядом с ними. И для монахов вообще естественно такое отношение к Богородице.

Как известно, Божия Матерь в особенности покровительствует монашествующим, потому что они подражают Её образу жизни. Богородица – первая Монахиня на земле, как Сама Она сказала в видении нашему русскому святому – преподобному Парфению Киево-Печерскому. Я напомню вам этот случай. Преподобный Парфений однажды прочитал где-то, что Божия Матерь была первой инокиней на земле, и начал с сомнением размышлять об этом. За этим размышлением он задремал и во сне увидел величественную Монахиню в мантии с жезлом в руках. Приблизившись к нему, Она сказала: «Парфений, Я – Монахиня!» Он пробудился и с той поры был сердечно убежден, что Пресвятая Дева явила первообраз иноческой жизни.

И, конечно, все монахи – Её любимые, избранные чада. В древнем чине монашеского посвящения можно найти такие слова — с ними священник обращался к деве, посвящаемой Богу:

«Да благословит тебя Творец Неба и земли, Бог Отец Всесильный, Который благоволил избрать тебя во образ святой Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа, на чистое и нескверное девство, обет которого ты произнесешь пред Богом и святыми ангелами. Да благословит тебя Бог Отец и Сын и Дух Святой всяким благословением духовным, чтобы ты пребыла без всякой скверны под покровом святой Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа».

Видите, здесь прямо говорится, что монахи – подражатели Богородицы, и Она помогает им беспреткновенно совершать иноческий путь. Можно сказать, что монах не делает ни одного шага без того, чтобы Богородица не смотрела на него и не желала всякую минуту его или поддержать, или исправить, или утешить.

Богородица присутствует и на нашем постриге. Помните, как говорится в чинопоследовании: «Известно веждь, яко Сам Спаситель наш, со Препетою Своею Материю, и святыми Ангелы, и всеми святыми Своими зде прииде, внушая исходящая от тебе словеса…»

Богоматерь внимает обетам, которые мы даем Её Сыну, и сорадуется нам в этом великом событии. Она всегда сопутствует нам и в повседневной жизни, и конечно, помогает в духовном делании. И об этом мне хотелось бы поговорить немного подробнее. Для нас привычно, что Божия Матерь много помогает людям в земных нуждах: исцеляет от болезней, спасает от бед – известно бесчисленное множество совершенных Ею чудес. Но в то же время Она и первая Помощница в нуждах духовных. Она и содействует нам в борьбе со страстями, и побуждает нас к покаянию, и помогает в молитвенном подвиге. Думаю, нет такого монаха, который преуспевал бы духовно без помощи Божией Матери.

И мне хотелось бы теперь привести некоторые примеры.

Как, например, Божия Матерь помогает нам в борьбе со страстями? Пресвятая Дева, чистая, не знающая никакой страсти, всем сердцем желает, чтобы и мы, Её дети, были чисты и свободны от страстей.

В особенности Она любит девство. Многим монахам Она помогла освободиться от плотской страсти и обрести младенческую чистоту помыслов. Неслучайно оптинские старцы советовали инокам при плотской брани не только прибегать к откровению помыслов и Иисусовой молитве, но и молиться Богородице. И преподобный Кукша Одесский советовал своим духовным чадам молиться так: «Матерь Божия, сохрани мя в чистоте душевной и телесной!». И мне хочется поделиться с вами. Я была знакома с одной из духовных дочерей отца Кукши. Это было еще до открытия нашего монастыря. Ее звали Мария Ивановна, она была умелой швеей, прекрасно шила церковные облачения и одежду для священников. В нашей епархии ее знали все. Мы тоже общались с ней, даже немного жили у неё, и мне она казалась необыкновенным человеком. Мария Ивановна рассказывала, что отец Кукша не благословил ей выходить замуж, сказал, чтобы она жила в девстве. И очень часто он советовал ей при искушениях и бранях молиться Пресвятой Богородице, чтобы Она помогла сохранить чистоту. И она слушалась его, молилась усердно. И вот вы знаете, когда я общалась с этой женщиной – а ей тогда было уже лет семьдесят или даже восемьдесят, – она казалась мне ангелом! Её лицо сияло целомудрием и чистотой! И конечно, это Божия Матерь даровала ей благодать девства.

Некоторые подвижники считали, что блудную страсть без помощи Божией Матери даже и невозможно победить. Вот как об этом говорит афонский старец Даниил Катунакский: «Одеяния непорочной девственности нельзя достичь только путем подвига и личного борения. Конечно, непременно должен быть и подвиг, и борьба, но девство подается по милости Приснодевы Марии, Которая и очищает души девственников». И можно привести конкретные примеры, как Божия Матерь исцеляла подвижников от нечистой страсти. Ей молилась преподобная Мария Египетская, когда блудные помыслы смущали ее в пустыне. И по молитвам Богородицы брань прекращалась, дивный свет разливался вокруг святой Марии, а в душе ее воцарялся глубокий мир.

Многие современные подвижники при блудной брани тоже прибегали к Богородице. Я зачитаю один случай из воспоминаний об афонском старце Филарете. С юности он вел борьбу за то, чтобы сохранить свое девство, и противился всем искушениям. И вот когда он уже стал монахом-святогорцем, дьявол воздвиг в нем бурю нечистых помыслов. Отец Филарет «каждую ночь поднимался раньше других и со слезами молился в келье своей пред иконой Владычицы Богородицы “Сладкое лобзание”. Однажды, во время продолжительной и трудной молитвы, икона вдруг ярко просияла, осветив всю келью. В тот же момент исчезли постыдные помыслы, и сердце исполнилось невыразимой радостью и миром».

Божия Матерь и нас желает видеть непорочными, чистыми. И бывает, что всего несколько кратких молитв к Ней изгоняют из нашего сердца вкравшиеся нечистые помыслы, и мы преисполняемся любовью к девству, желанием совершенной чистоты. Богородица подает нам помощь не только в борьбе с нечистыми помышлениями; Она помогает преодолеть и другие тяжелые страсти, например уныние.

Вспомним один случай, который был в Саровской обители. Я зачитаю: «Один брат, находясь в унынии, близком к отчаянию, просил другого разделить с ним несколько минут скорби. Вышли эти два брата из монастыря после вечерни и пошли вокруг ограды, утешаясь взаимной беседой. Подойдя к одному зданию, около которого лежала тропа к Серафимову источнику, скорбящий брат хотел свернуть в сторону, чтобы в таком болезненном состоянии духа не повстречаться ему с преподобным Серафимом. Но прежде чем успели они отойти от дороги, вдруг увидели старца, идущего им навстречу...

Оба брата упали ему в ноги. Старец же с необыкновенной лаской благословил их и затем пропел следующий стих 9-й песни Канона молебного ко Пресвятой Богородице: “Радости мое сердце исполни, Дево, Яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи”. И затем он ободрил братий духовным наставлением. От этого пения и ласковых слов старца они словно воскресли душою. Оживотворенные радостью, братия возвратились в обитель в мирном и благодушном расположении духа». Божия Матерь Сама всегда преисполнена радости. Помните, как пишет об этом святитель Игнатий: «Духовная радость обымает все Её существо. Обыкновенно святая радость объемлет человеков, сподобившихся ощутить в себе действие Святаго Духа, тем более Богоматерь преисполнена Божественной радости».

И конечно, Она щедро изливает радость в наши сердца. Когда у нас тяжело на душе, давят помыслы уныния, то порой достаточно только услышать стихиру Божией Матери или несколько минут усиленно помолиться Ей – и мы получаем облегчение в брани.

Вообще, Божия Матерь сильна помочь нам в любой духовной брани. Сама Она имела такую внутреннюю чистоту, что никогда не приняла ни одного греховного помысла. Все вы помните откровение, бывшее старцу Силуану, но мне хочется еще раз о нем напомнить:

«Однажды в церкви я слушал чтение пророчеств Исаии, и при словах: “Измыйтеся, и чисти будете” подумал: “Быть может, Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслью”. И дивно, в моем сердце вместе с молитвою голос ясно проговорил: “Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью”. Так Дух Святой в сердце моем свидетельствовал чистоту Её».

И Пресвятая Дева может очистить наше сердце. Когда мы изнемогаем в мысленной брани, то обратимся к Ней, и она подаст нам силы.

Божия Матерь не только поддерживает нас в борьбе со страстями, но и побуждает нас к покаянию, когда мы впадаем в нерадение или поддаемся страстям.

Все вы помните чудесный случай из жизни старца Силуана, как ему в молодости явилась во сне Богородица, и после этого явления он оставил греховную жизнь. И как он впоследствии писал об этом:

«Если бы не Ее милосердие, то я давно бы погиб; но Она восхотела посетить меня и вразумить, чтобы я не грешил. Она мне сказала: “Нехорошо Мне смотреть на тебя, что ты делаешь”. И слова Ее приятные, тихие, кроткие, и действуют на душу. Прошло более сорока лет, но душа моя не может забыть этих сладких слов, и не знаю, что воздам я грешный за эту любовь ко мне нечистому, и как буду благодарить благую, милующую Матерь Господню».

Божией Матери дана особая благодать – располагать сердца к покаянию. Известно немало случаев, когда самые закоренелые грешники молились Богородице, просто потому, например, что их так научили в детстве. И эта молитва со временем приводила их к покаянию. Самый известный пример – это разбойник, который имел привычку каждый день молиться перед иконой Богородицы. И однажды он услышал от иконы укоряющий голос Божией Матери и тотчас пришел в великое сокрушение и переменил всю свою жизнь.

Удивительный случай был и с известным русским благотворителем XIX века Иннокентием Сибиряковым. В молодости Сибиряков вел распутную жизнь, и грех так помрачил его душу, что он утратил смысл жизни и решил застрелиться. И вот что произошло с ним в тот самый день, когда он собирался покончить с собой:

«Проезжая мимо Казанского собора, он вспомнил, как часто привозила его сюда мать к иконе Божией Матери, и как пламенно она молилась перед ликом Царицы Небесной. У него появилось непреодолимое желание помолиться в соборе. Оставив экипаж, он вошел в храм, подошел к Казанской чудотворной иконе Божией Матери и пристально взглянул на нее. Лик Царицы Небесной показался ему живым и таким милостивым, будто милость эта была не земная, а небесная. Склонив колена перед Богоматерью, он в одно мгновение почувствовал всю свою вину перед Богом за свою бесплодно прожитую, порочную жизнь. Не смея просить себе прощения, он, плача, только находил в себе силы повторять: “Матерь Божия, спаси меня!”. Долго-долго плакал, и слезы облегчали его сердце. Наконец, он поднялся от иконы и, выходя из Казанского собора, почувствовал себя совершенно обновленным душой. Отчаянные мысли в нем вовсе исчезли. Напротив, жизнь для него стала теперь настолько дорога, что он почувствовал в ней неоценимое сокровище».

Покаяние воскресило его душу. Вскоре Иннокентий Сибиряков отправился на Афон, где провел остаток своей жизни, благотворя монастырям.

И наверно, у каждой из нас иногда бывает такое время, когда мы впадаем в некоторое нерадение или чувствуем охлаждение к духовной жизни, или какую-то особенную брань страстей. В это время мы и можем прибегнуть с молитвой к Божией Матери. И Она обязательно возбудит наше сердце от греховного сна, наполнит его живым покаянным чувством, ревностью к добродетели и духовной радостью.

У кого-то, возможно, возник сейчас такой вопрос: «А не будет ли молитва к Божией Матери отвлекать нас от молитвы Иисусовой? Разве не лучше всегда молиться Самому Господу?»

Но в действительности Богородица и подает нам благодать молитвы Иисусовой. Ведь Она Сама и есть изобретательница умной молитвы! Святые отцы говорят, что до Нее люди не знали этого делания. Пребывая во Святая святых Иерусалимского храма, Она первой из людей стала непрестанно творить умную молитву. И неужели Она, будучи основательницей молитвенного делания, не подаст нам благодать молитвы? Наоборот, Она и научит нас молиться, если мы попросим Её об этом.

Божия Матерь Сама всегда пребывает в общении с Богом, и желает и нас тоже привлечь в это сладостное общение. И когда мы молимся Божией Матери, Она возгревает в нашем сердце любовь к Господу.

Неслучайно на иконах Она почти всегда изображается с Богомладенцем. И даже если Божия Матерь на иконе одна, то Она изображается в молитвенном предстоянии пред Богом. То есть, Она неразрывно связана со Своим Божественным Сыном. Она Сама непрестанно молится и потому если мы будем молиться Ей, то не потеряем, а наоборот приобретём молитвенную благодать. Человек, который молится Богородице, просто не может не любить Бога!

Старец Силуан рассказывает один необычный случай из своей жизни:

«Когда я был молодым послушником, однажды молился я пред иконой Божией Матери, и молитва Иисусова вошла в сердце моё и сама стала там произноситься».

Вспомним и другой еще более удивительный случай, из жития преподобного Максима Капсокаливита. Вот как сам он об этом рассказал:

«От юности моей имел я великую веру к Госпоже моей Богородице и умолял Её со слезами, да подаст мне сию благодать умной молитвы. В один день, пришедши в храм, просил я Её о сем с безмерною теплотою сердца, и когда потом с любовию целовал святую икону Её, вдруг ощутил в груди моей и в сердце моем некую особенную теплоту и пламя, исшедшее от святой иконы, которое не жгло меня, а орошало и услаждало, и вносило в душу мою великое умиление. С этого момента сердце мое начало извнутрь себя говорить молитву, и ум мой услаждается памятованием Господа моего Иисуса Христа и Пресвятой Владычицы моей Богородицы и всегда пребывает в сем памятовании о Них. И с того времени не пресекалась молитва в сердце моем».

И мы тоже можем просить Матерь Божию о даровании нам молитвы. Конечно, не о том, чтобы Она подала нам высокие молитвенные состояния, но о том, чтобы Она научила нас вниманию, отсечению помыслов, искренней и покаянной молитве. И мне хочется привести небольшие примеры из нашей жизни, когда Божия Матерь помогала совершать молитву. Например, сестра на богослужении утомилась, потеряла ревность в молитве – и один взгляд на икону Божией Матери вновь возбудил ее к молитвенному подвигу. Другая сестра несколько дней ощущала сильную сухость в молитве, а потом во время молебна Тихвинской иконе помолилась несколько минут Богородице – и почувствовала, как сердца ее коснулась благодать. Затем она вернулась к Иисусовой молитве и до конца молебна молилась с большим умилением.

Еще раз хочется повторить: Богородица учит нас молитве Иисусовой.

Кроме того, сама по себе молитва к Божией Матери имеет великое достоинство. В этой молитве мы можем почувствовать такую же благодать, как и в молитве Иисусовой. Общение с Богородицей, Существом, стоящим выше всех Небесных Сил, приносит высочайшую духовную радость. Как писал старец Силуан, «одно имя Её радует душу».

Многие великие подвижники, преуспевшие в молитве Иисусовой, одновременно имели глубокий опыт общения с Божией Матерью. Например, преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский много молились Богородице и сподобились видеть Её воочию. Преподобный Василиск Сибирский, переживший высочайшие состояния в молитве Иисусовой, вместе с этим совершал и молитву к Божией Матери, и эта молитва приносила ему такую же изобильную благодать. Вот как описывается это в «Повествовании о молитвенных действиях»:

«Ночью начал он молиться то ко Господу: “Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”, то: “Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго”, – и творились те молитвы с великим чувством ко Христу и к Богородице и с умилительным услаждением. Был же низведен он в тонкий сон, и видит с правой стороны образ Божией Матери, а с левой – Христа Господа. И будто не писанные Они, но словно в теле, несказанной красоты, как бы за занавесами, открывая которые, видит Их стоящими. Молитва же ко Обоим усердно творилась. Отчего и пробудился он в трезвении, имея сердце свое исполненным духовного, умилительного радования, с несомненным извещением, что это угодно Богу».

Из современных подвижников, наверно, наиболее известен своей любовью к Богородице старец Иосиф Исихаст. Его молитва к Ней была преисполнена самых возвышенных чувств. В его жизнеописании рассказывается:

«Нет слов, чтобы описать веру, любовь и благоговение, какие он питал к Богородице. Не было трудности, не было искушения, которого он с абсолютной верой не возложил бы на Божию Матерь. Он не брался ни за какое дело без того, чтобы предварительно не помолиться о том горячо Богородице, ибо много раз находил у Нее заступничество. Поэтому лишь только он вспоминал о Ней, как начинал плакать. Обычно он старался не обнаруживать своих чувств, и потому предпочитал ходить в церквушку один, потому что когда он смотрел на икону Божией Матери, то падал перед Ней и, заливаясь слезами, целовал Ее святой образ. Часто он проводил так целые часы, оставаясь в том же положении, стоя на коленях и проливая потоки слёз».

И за свою любовь к Пресвятой Деве старец Иосиф был удостоен блаженной кончины в день Успения Богородицы.

И еще я хочу упомянуть – может быть, не все знают, – что старец Емилиан в начале своего духовного пути пережил такую благодать в молитве к Богородице, что именно после этого решил стать афонским монахом. Это произошло во время одной из его поездок на Святую Гору, к источнику преподобного Афанасия Афонского. Вот как он сам об этом рассказывает:

«Я стоял возле источника и испытывал небывалое волнение. Я, человек, общался с Богородицей, земное соприкасалось с небесным, надмирное с человеческим! В тот день, у святого источника, я осознал, что во что бы то ни стало должен стать святогорцем. Хотя до того момента меня одолевало множество сомнений. Теперь же они рассеялись».

Поистине молитва к Богородице – это высокое духовное делание, которое дарует нам радость, изменяет наше сердце, возводит наши мысли и чувства к Небу. Кто-то может спросить: «Но если я не чувствую любви к Богородице? Как я могу с холодным сердцем молиться Ей?» В таком случае тем более нужно молиться Божией Матери! У Нее Самой и просить искренней любви к Ней. И Она обязательно растеплит наше сердце.

И мне хотелось бы, чтобы все мы с ревностью молились Божией Матери. У нас, конечно, как и в любом монастыре, есть эта традиция, но все же я кратко расскажу о том, как принято молиться Божией Матери.

В некоторых монастырях есть такой обычай – каждый насельник ежедневно читает акафист Богородице. И в нашей обители многие сестры читают акафист каждый день, раз в несколько дней или раз в неделю, и это очень хорошо. Акафист Божией Матери – молитвословие, имеющее великую силу. Оно, словно надежная стена, ограждает нас от бесовских воздействий. Я хочу зачитать вам одно интересное повествование:

«Один человек по имени Иоанн был атаманом шайки разбойников из ста человек. Но у него было большое благоговение к Владычице Богородице: каждый день, утром и вечером, он читал Ей акафист. Всеблагой Бог, желая спасти разбойника ради его почитания Богородицы, послал ему святого старца. Разбойники, сидя в засаде, увидели проходящего старца и схватили его. Подвижник сказал им:

– Прошу вас, отведите меня к своему атаману, я хочу сказать вам слово на пользу.

Его отвели к Иоанну, и старец попросил:

– Собери всех своих людей, чтобы я сказал вам слово. Главарь позвал своих людей.

– Все ли пришли? – спросил старец.

– Есть ещё один – повар, но он человек никчемный.

– Позови и его.

Повар пришёл, но почему-то не мог смотреть на старца и всё время отворачивался. Тогда старец сказал:

– Во Имя Господа нашего и Бога Иисуса Христа распятого повелеваю тебе сказать, кто ты, кто тебя послал и что здесь делаешь.

Повар ответил:

– Я лжец и всегда лгу. Но теперь, когда ты заклял меня именем Христовым, я не могу не сказать правду. Итак, я бес, сюда меня послал дьявол, мой отец, чтобы я работал, накрывал и убирал со стола, и готовил для этого атамана, и следил за ним, ожидая момента, когда он не прочтёт акафист Богородице, и тогда я отправил бы его в ад. Вот уже четырнадцать лет я здесь, и не было ни одного дня, чтобы он не прочёл “Ангел предстатель…”

Тогда старец сказал:

– Повелеваю тебе именем Святой Троицы, исчезни и больше не искушай христиан.

Тотчас бес исчез, как дым. Тогда старец вразумил разбойников, и одни из них приняли монашество, а другие женились и, благоугодив Богу добрыми делами, спаслись». Видите, какой страх испытывают бесы перед этим деланием, так что даже человеку, погрязшему в грехах, они не могли причинить никакого вреда!

Человек, который часто читает акафист или канон Божией Матери, приобретает правильные духовные чувства и более ревностно подвизается в молитве и во всех добродетелях. Не случайно на Святой Горе все монахи знают акафист Богородице наизусть и даже могут читать его за работой. Интересно, что один афонский подвижник, настоятель Григориатского монастыря отец Афанасий, даже не допускал своих послушников до пострига, если они не знали акафист Богородице наизусть. И еще я хочу напомнить вам один факт из истории нашей обители. В общине схиигумении Магдалины (Досмановой) был такой обычай: каждую ночь в 12 часов все сестры собирались на акафист Богородице. Кроме акафиста существует традиция обращаться к Божией Матери в течение дня с краткой молитвой: например, «Пресвятая Богородице, спаси нас!» или «Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя, грешнаго” или иногда, как советовал преподобный Серафим Саровский, «Богородице Дево, радуйся…».

Например, святитель Тихон Задонский всякий раз, когда били часы, на минуту отрывался от любого дела, каким бы он ни занимался, осенял себя крестным знамением и прочитывал молитву «Богородице Дево, радуйся…».

Даже совсем небольшое молитвенное обращение к Божией Матери приносит в нашу душу благодать Божию. Старец Арсений-Пещерник, сподвижник старца Иосифа, говорил так: «Божия Матерь очень любит и молитву “Богородице Дево, радуйся”. Иногда, как прочитаешь несколько раз эту молитву, Богородица дает такую неописуемую сладость!» Есть и еще один очень доступный способ обращаться к Божией Матери, и он тоже проверен живым опытом угодников Божиих. С виду он может показаться очень малым и простым, но как крошечное горчичное зерно прорастает в огромное ветвистое дерево, так и эти малые молитвенные мгновения могут породить в нашей душе духовное преуспеяние. Старец Иосиф Исихаст писал одному из своих духовных чад:

«Пусть всегда у тебя на груди будет иконочка Богородицы, целуй ее, когда садишься и ложишься спать… Пусть наша Богородица, Его сладкая Матушка, будет твоей Покровительницей, а ты Ее постоянно проси. Обнимая, как живую, Ее святую икону, орошай Ее слезами, как мироносицы — стопы Иисуса, и будешь черпать ощутимое утешение, как если бы Она была близ тебя».

Божия Матерь – наша Покровительница, наша Небесная Игумения. Она покровительствует вообще всем монастырям, но в особенности тем, которые названы в Её честь. И мне хотелось бы, чтобы у нас было живое чувство, что Она присутствует в нашем монастыре, заботится о всех наших нуждах, разделяет наши повседневные печали и радости. Когда у нас есть какая-либо проблема или вопрос, мы не задумываясь, идем к благочинной или старшей сестре или настоятельнице и знаем, что получим помощь, утешение. Вот так же естественно было бы для нас с любой проблемой обращаться к Богородице, просить у Нее благословения на всякое дело, молиться Ей о помощи в духовном делании.

Настоятельница одного греческого монастыря, когда ее спрашивают о том, какие в монастыре есть проблемы, всегда отвечает: «Мы ни о чём не беспокоимся. У нас всем управляет Богородица». И она говорила это так просто, как будто Богородица тут же рядом с ней стоит!

И если все мы будем молиться Божией Матери, обращаться к Ней со всеми своими нуждами, то и мы, конечно, почувствуем, что Она управляет нашим монастырем. И наша обитель тогда станет подобной райскому чертогу, в ней будут царить неземной мир, тишина и покой. Ведь разве может быть иначе там, где управляет Божия Матерь? Нет более надежной, более любящей, более мудрой Покровительницы!

И в заключение беседы мне хотелось бы зачитать вдохновенные слова святителя Илии Минятия:

«Представьте себе, что все монахи земли, и священники, и архиереи, и патриархи совершают общее служение и моление. Представьте и более того: все святые рая, весь лик пророков и апостолов, всё множество мучеников, подвижников и девственников – и еще более: все Небесные Силы, Ангелы и Архангелы, Херувимы и Серафимы – все они припадают перед престолом величества Божия, чтобы испросить для нас милости.

Гораздо больше всего этого ходатайства земной и небесной Церкви может сделать единственное слово Богоматери».

Молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Господь да помилует нас!