Протоиерей Александр Ильяшенко
Не надо ставить задачу стать святым!
Не надо ставить себя задачу стать к концу поста святым. Задача должна быть иной: пройти пост, поста не нарушая. Ни в еде, ни в молитве, ни в чтении духовной литературы.
Только задачи ставить перед собой нужно реалистические, которые ты можешь выполнить. Здесь требуется некий здравый смысл. Не стоит брать на себя сверхзадач, но если уж взял внутреннее обязательство, выполни его, не отступая ни шага назад.
Причем задачи эти должны быть совершенно конкретными – строго утром и вечером исполнять молитвенное правило, добавить к своему правилу чтение кафизмы, чтение главы Евангелия и апостольских Посланий. Не пропускать воскресных, и, по возможности (если позволяет работа) праздничных служб. Можно прямо составить план по календарю: «за время поста я должен быть в храме каждое воскресение и сверх этого еще столько-то раз в такие-то дни». Только уже не нужно отлынивать.
Можно взять благословение у священника, чтобы это не было самодеятельностью.
Да, великие святые, аскеты, постники нередко вкушали в пост, допустим, раз в неделю. Но когда обычный человек пытается нагрузить себя сверх меры – это просто гордость. Негоже сравнивать себя с великими святыми.
Протоиерей Константин Островский
Осознать свою немощь
Пост — не мой дар Богу, а дар Божий мне. Не только пост, но любая мера подвига, молитвы. Удалось мне попоститься — это повод для благодарности Богу. Если же я решил, что приношу дар Богу, то благодарить надо не Бога, а меня. Теряется духовный смысл поста — вместо того, чтобы осознать свою немощь, я возгордился.
Для всех нас главная польза от поста именно в том, что мы осознаем свою немощь. Не будь поста — как бы мы узнали, что страдаем чревоугодием, горды?
А новоначальному очень важно начать поститься в знак смирения перед Церковью. Он не понимает еще, зачем это нужно, но говорит, что раз Церковь установила пост, будет поститься вместе со всеми. Я считаю, что это огромный шаг вперед — когда человек решает не мерить Церковь своим умом, а перенять ее опыт.
У каждого своя мера поста, и если человек, имеющий духовный опыт, может ее, пусть неточно, найти, то неопытному, начинающему необходим совет духовника, в идеале — духоносного старца, которому открыта Божья воля. Но и просто опытный благочестивый батюшка может принести вопрошающему большую пользу. Главное — чтобы и чадо, и духовник осознавали свою немощь, молили Бога о вразумлении.
Протоиерей Федор Бородин
Чтобы близким было хорошо
Задание на пост может быть такое: чтобы мои близкие, родные, с которыми я живу, испытывали радость оттого, что я пощусь. Поставить цель, чтобы близким не приходилось меня терпеть, а чтобы им со мной им было радостно и хорошо, служить им, не выплескивать на них свою усталость и раздражение.
Люди делают акцент на пищевые ограничения, эту цель обычно никто перед собой не ставит, а надо бы. Конечно, эту цель можно на всех людей распространить, но начать хотя бы с наших близких.
Мы все устроены так, что готовы любезно разговаривать со всеми на работе и превращать в кошмар жизнь собственной семьи. На сослуживцев и знакомых нам удается произвести впечатление, с ними мы можем держать себя в руках, но близкие-то нас знают, как облупленных. Обязательство такое: чтобы близким со мной было хорошо.
Протоиерей Максим Первозванский
Найти слабое место
Нужно найти свое «слабое место», то, в котором особенно важно навести порядок, свою слабую точку, которая в данный момент требует какого-то воздействия. Кто-то, может быть, не сопереживает и не чувствует своего утреннего и вечернего правила. У кого-то – особые проблемы с раздражительностью, кто-то – унывает и так далее…
Есть такой принцип, сформулированный еще вождями мировой революции – принцип слабого звена. То есть не нужно пытаться порвать цепь проблем и грехов везде, а – следует найти то место, с которого имеет смысл начать, самое актуальное. И пост прекрасное время для того, чтобы это сделать.
Епископ Иона (Черепанов)
Воздержаться от хотя бы какой-нибудь мелочной страсти
Пост можно сравнить с сессией в институте: в течение семестра студент учится, а потом вспоминает изученное и старается максимально хорошо сдать экзамен. Так и для нас пост — время, когда мы должны вспомнить все, чему научились за время, прошедшее с предыдущего поста: что прочитали, что полезного почерпнули из встреч с духовными людьми, над исправлением каких своих недостатков потрудились.
Пост — это время, когда мы можем заглянуть вглубь себя.
Но это не значит, что во время поста нужно вести напряженную духовную жизнь, а в остальное время — расслабляться. Вся наша жизнь — это ожидание встречи со Христом. Мы не знаем времен и сроков Страшного суда, Господь приходит как «тать в нощи». Встреча с Ним происходит в момент нашей смерти, поэтому мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы предстать к Нему на суд.
И время поста — это еще одна возможность для нас приложить усилия, чтобы воздержаться от хотя бы какой-нибудь нашей мелочной страсти. Если имеем тенденцию опаздывать на Литургию, постараемся постом ходить вовремя. Если ленимся ходить на вечернюю службу, постараемся бывать на всех вечерних службах в канун праздников, любим попразднословить, воздержимся от пребывания в тех компаниях, где это принято. И так далее. Постараемся видеть, чего в нас пока не хватает, в чем мы чувствуем упущение, и хотя бы постом в этом отношении преуспеть.
Может быть, Господь даст нам благодать, и мы сможем полностью искоренить эту нашу небольшую, но все-таки существующую немощь, и после поста продолжим подвизаться в этих трудах.