В 2019 году исполняется 1050 лет преставления
святой княгини Российской Ольги.


Княгиня Ольга
на Памятнике «1000-летие России»
в Великом Новгороде

Величаем тя, величаем тя,
святая равноапостольная княгине Ольго,
яко зарю утреннюю в земле нашей возсиявшую
и свет веры Православныя
народу своему предвозвестившую.

Зарёй христианской веры на Руси назвала Церковь святую княгиню российскую Ольгу, прославленную в лике равноапостольных за ее труды по распространению христианства. Ее жизнь – пример женского служения своему народу, Отечеству и Церкви. Приняв крещение, великая русская княгиня всячески способствовала тому, чтобы ее окружение и народ обратились к православию. Благодаря ее покровительству строились деревянные церкви, воздвигались поклонные кресты, проповедовались основы веры. Святая снискала любовь и почитание народа мудрой политикой сохранения внешнего мира, укреплением хозяйственного уклада и стремлением к социальному спокойствию. Во время ее правления не отмечено никаких бунтарских настроений. А после ее смерти долго хранились сани, на которых она объездила всю северо-западную территорию страны, устанавливая оброки, налоги и организуя погосты (центры княжеского правления, вокруг которых лишь впоследствии разрастались кладбища). Она заложила основы христианской благотворительности, устраивая княжеские раздачи для бедных. В последствии эту традицию продолжил ее внук, равноапостольный князь Владимир. Народное почитание великой княгини как святой началось вскоре после Крещения Руси, хотя официально она была канонизована только на рубеже XIII-XIV веков. Основной источник наших знаний о древней истории Руси – Повесть временных лет, составленная в начале XII века преподобным Нестором-летописцем, монахом Киево-Печерской лавры. Однако до нас дошли списки только XIV-XV веков, несколько отличающиеся друг от друга. Поэтому, несмотря на всероссийскую славу, в житии блаженной Ольги, как именует ее акафист, есть немало пробелов и загадок.


Святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир.
Памятник установлен 23 июля 2003 г.,
в год 1100 летия города Пскова.
Скульптор В. Клыков. Фото Н. Захаровой

Когда родилась святая Ольга, и кто были ее родители?

Мы не знаем точной даты ее рождения. Нестор летописец в Повести временных лет сообщает, что в 903 г. Ольга была отдана замуж за князя Игоря в возрасте 10 лет. В таком случае 893 г. должен считаться годом ее рождения (хотя ее 1000-летие праздновали в России в 1883 г.). Столь раннее замужество, о котором говорит летопись, нам, людям, воспитанным в христианской культуре, кажется странным. Можно предположить, что Ольга была просватана и отдана в новую семью до реального вступления в брак, что практиковалось у язычников.

О ее происхождении существуют разные версии. По одной из них она родилась и выросла на землях будущей псковщины (тогда это были новгородские земли), на берегу реки Великой. Об этом свидетельствуют местные названия: село Ольжино; Ольгин родник; Ольгина гора; Ольгины слуды (подводные камни) и Ольгины ворота - протоки реки Великой вокруг острова; Ольгин камень (их несколько, один из них – с отпечатком стопы). Народ сложил историю о том, как юная Ольга несла в подоле мелкие камни, споткнулась, и один из выпавших камней превратился в валун; Ольга присела на него отдохнуть, оперлась ногой, и отпечаток стопы остался на камне на века. Подобные поэтические сказания свидетельствуют о народной любви и почитании. Историки же высказывают предположение о том, что валун мог быть привезен скандинавами-варягами как священный для них объект поклонения.


На берегах реки Великой


Выбуты. Церковь пророка Илии, XV век.

Родиной святой обычно называют поселок Выбуты, расположенный в этой местности. Название указывает на порожистый характер дна реки. Предание утверждает, что именно в этом месте Ольга перевозила в утлой лодчонке, выдолбленной в стволе дерева, князя Игоря на другой берег бурной в то время реки. Через год она была сосватана князю. По хронологии св. Нестора получается, что ей было тогда 9 лет. Возможно, взрослели в те времена раньше, чем сейчас, и были более смелыми и ловкими. Еще юная Ольга была мудрой. Житие повествует, что она устыдила молодого князя, пытавшегося ее соблазнить. Возможно, все-таки возраст Ольги был иной, чем получается по летописной хронологии.

Считается, что ее отцом был варяг, осевший на этих землях, находившийся на службе у князя в качестве начальника переправы через реку Великую. Здесь на водном пути из варяг в греки скрещивались водный и сухопутный пути. Хотя в летописи говорится о том, Ольга была роду варяжска, незнатна, Е. Холмогоров считает, что социальное положение отца Ольги было значительным, поскольку излучина реки в этом месте имела стратегическое значение с точки зрения охраны русских земель от вражеских набегов. Возможно, что мать Ольги была славянкой. Один из летописных сводов ведет ее происхождение от псковского полулегендарного князя Гостомысла, по совету которого был приглашен править Рюрик. Предание утверждает, что в детстве девочку звали Прекраса. Имя Ольга было дано ей после замужества. В византийских летописях она фигурирует под скандинавским вариантом имени – Хельга. Также ее имя обозначено на фреске в Софийском соборе Киева. Этимолгию имени обычно сводят к понятию «светлый», «святой», а также «мудрый». Существует славянская версия – от имени "Вольга" – "влага", что может быть связано со значением рек при заселении северо-западных болотистых земель. О славянских корнях Ольги косвенно свидетельствует тот исторический факт, что своего сына и внука она назвала славянскими именами – Святослав и Владимир. До этого русские князья и военачальники носили скандинавские имена: Рюрик, Аскольд, Олег, Игорь. Правда, есть славянский вариант перевода имени Рюрик – сокол.

После замужества Ольга, ставшая великой княгиней, жила в Киеве и в близлежащем Вышгороде.


Старинная часовня над Ольгиным камнем.
Ольгин камень со следами ее стопы.
По преданию Ольга останавливалась здесь со своею дружиною.

Как объяснить жестокую и изощренную «месть» Ольги древлянам?

Самое большое недоумение вызывает у современных людей история о мести Ольги древлянам за смерть мужа. Напомним, что князь Игорь был убит за то, что, взяв дань с племени древлян, вернулся с частью дружины за дополнительным сбором. Что двигало им? Просто ли жадность? Или какие-то обстоятельства? Л.Н. Гумилев высказал предположение, что такая жажда дани была обусловлена зависимостью Киевского княжества от Хазарского каганата. Часть сборов с подвластных племен оставалась в Киеве, другая часть шла на уплату Русью дани хазарам. Вместе с тем, известно, что до княгини Ольги сбор дани никак не нормировался, варяжская дружина просто обирала местное население и протест зрел в разных племенах. Первый взрыв недовольства произошел в племени древлян. Схваченный ими Игорь был привязан за ноги между двумя склоненными березами и разорван ими. Он не был погребен как князь. По принятой хронологии произошло это в 945 году. Всего лишь за два-три года до этого, в 942 г. у молодой четы родился сын, названный Святославом. Попутно отметим, что если следовать хронологии Повести, то Ольга родила своего первенца в 49 лет, что и в наше время было бы чрезвычайны событием, а уж в те века вряд ли было бы возможно. Один этот факт позволяет усомниться в точности датировок дошедшего до нас списка Повести, что окажется важным в нашем дальнейшем рассмотрении исторических фактов.

Вдова по языческому обычаю обязана была отомстить и воздать необходимые почести своему мужу. Ответ на вопрос о странной мести княгини Ольги исследователь Е.Холмогоров видит в обычаях того времени. История для современного читателя звучит как сказочное повествование. Да, так оно и есть, если учесть, что сказки отражают древнейшие обычаи своего народа. Убив Игоря, древляне отправляют к княгине сватов с предложением стать женой их князя Мала. То, что кажется не мыслимым для людей с христианским сознанием, вполне укладывалось в сознании язычников: женившись на вдове, Мал мог бы стать киевским князем. Однако Ольга решает перехитрить сватов. Она начинает свадебный ритуал загадок. Первая из них – предложение прибыть не пешком, не на коне, а в ладье-корабле, который должны были нести на руках. Тем самым княгиня собиралась «воздать послам честь». Данное выражение двусмысленно; в саркастическом смысле оно означает «отомстить». В ладье хоронили князей скандинавы и славяне: сначала ее несли на руках, затем, оттолкнув от берега на значительное расстояние, ее поджигали выпущенными горящими стрелами. Это был почетный ритуал, оказываемый только знатным воинам. Но, так как Игорю эти почести уже было невозможно воздать, их «оказали» представителям народа, убившего Игоря. Ладью сбросили в приготовленную яму, и, по одной из версий, послов закопали живьем, а по другой – сожгли.

У славян было в обычае «истапливать баню для покойника», поэтому, продолжая разыгрывать языческий ритуал, вторую группу послов отправили в баню, где и подожгли. Рассказы о сожжении древлян соответствуют дохристианскому обычаю кремации покойников. Следующий этап – тризна, пиршество с принятием пьянящих напитков и воинскими играми. Княгиня с дружиной отправилась к столице древлян городу Искоростеню, к месту погребения мужа. Ее там приняли, ожидая, что она согласиться стать женой их князя. По приказу Ольги над могилой был насыпан курган, и была совершена поминальная часть ритуала. Своим воинам она приказала не пить медовуху, а когда древляне опьянели, то под видом воинских ристалищ, ее дружина перебила 5000 человек, как утверждает летопись. Высказывалось мнение о том, что расправа Ольги с древлянами явилась отражением древнего ритуала человеческих жертвоприношений на княжьей могиле.

Таким образом, княгиня совершила, как мы бы теперь сказали, заочно все положенные после смерти князя ритуалы. Она должна была это сделать перед лицом своих соплеменников, по языческому закону мести, иначе наказание могло постигнуть ее саму и обречь на позор ее и сына. Выбирать не приходилось, ведь надо помнить, что князья могли иметь не одну жену, и Ольге предстояла борьба за власть ради маленького Святослава. Кроме того, она оказалась перед угрозой смерти: по языческим обычаям вдова могла быть отправлена в загробный мир к мужу. Причем, это сопровождалось ритуалом, ужасающим и не вмещающимся в сознание современного человека, и мы не будем здесь об этом рассказывать. Княгиня, знавшая от своего окружения о высоте христианской веры, не могла не обратиться к ней, ища спасения земного и небесного.

Погребальные ритуалы были завершены, но обязательная для язычников месть была впереди. Дружина княгини осадила главный город древлян Искоростень, но не могла взять его целое лето. Тогда Ольга прибегла к хитрости, передав правителям города, что она уже достаточно отомстила им, и теперь хочет лишь получить от них дань в виде трех голубей и трех воробьев от каждого двора, как жертву богам. При этом Ольга сослалась на болезнь глаз (по другой версии – на головные боли). Видимо, таков был обычай молений о выздоровлении. Простодушные древляне выполнили это пожелание. Воины Ольги привязали к лапкам птичек серный трут, подожгли его и отпустили птиц. Следуя инстинкту, они полетели к своим гнёздам. В результате город был спалён огнем. Большинство комментаторов считает этот сюжет сказочным, однако известно, что такой прием использовали при осаде городов скандинавы, а в княжеской дружине их было не мало. Да и верного Ольге воеводу звали типично скандинавским именем Свенельд. Также и дядьку-воспитателя маленького Святослава звали Асмуд.

После завершения мести княгиня обложила древлян тяжелой данью и удалилась в Вышгород, расположеный рядом с Киевом (отметим, что археологи раскопали там остатки оружейных мастерских периода жизни св. Ольги; Киев был все время под угрозой набегов кочевников, и княгиня жила в некотором отдалении от столицы). Теперь ей предстояло решать политические вопросы. Одним из важнейших являлся вопрос об отношениях с Византией. Русская дружина имела опыт сражений с византийцами, и противоположный опыт – служения в их войске. В окружении княгини были сторонники войны с империей и сторонники развития торговых и культурных связей, условно их называют – военная и торговая партии. Ольга выбрала вторую позицию – укрепления политических и экономических связей с мощным соседом. Для развития отношений с христианской империей необходимо было решить вопрос о вероисповедании. В русской дружине и среди купцов на тот момент было уже не мало христиан, но в целом народ продолжал почитать языческих богов и следовать весьма жестоким обычаям. Ольга решает принять христианство.


Памятник св. Ольге в Коростене, в прошлом – земле древлян.


В. М. Васнецов. «Княгиня Ольга»

Когда и где крестилась святая Ольга?

По этому вопросу есть разные версии. Согласно Повести временных лет, это произошло в 955 г. в Константинополе и ее восприемником (крестным отцом) был император Константин VII Багрянородный, якобы предлагавший ей выйти за него замуж. Однако эта версия содержит в себе целый ряд противоречий. Главное состоит в том, что император был женат, имел двоих детей, был благочестивым христианином и не мог предлагать Ольге брачный союз. Другое противоречие заключается в том, что Ольге, по хронологии Повести родившейся в 893 г., на тот момент было уже 62 года, и вряд ли она могла стать невестой императора, да еще при живой жене и детях. В византийских летописях сохранилось описание приёма в императорском дворце русской княгини, именуемой Хельга. Как подробно описал Д. Айналов, ее принимали с почетом, как христианку, она даже удостоилась беседы с императорской четой во внутренних, домашних покоях, куда язычница не могла быть приглашена. Вместе с тем, в летописях времен Константина VII нет упоминаний о крещении великой русской архонтиссы, хотя событие было бы немаловажным и для Византии, учитывая какие при этом раскрывались перспективы взаимоотношений двух стран.

Сказанное заставляет сделать предположение о том, что в тот год княгиня Ольга прибыла в Царьград не в первый раз, и будучи уже христианкой. В самом деле, мы знаем, что в ее свите в Царьграде был священник по имени Григорий. Известный историк Церкви Е. Голубинский высказывал мысль о том, что Ольга могла ранее тайно креститься в Киеве. Но как быть со сватовством императора? Учитывая достаточно противоречивую летописную хронологию, историки Г. Литаврин и В. Кожинов высказали гипотезу о двух посещениях великой княгиней Ольгой столицы Византии. О. Рапов и вслед за ним Е. Холмогоров предположили, что Ольга отправилась в Царьград в первый раз сразу после смерти князя Игоря и завершения мести древлянам. Определенные несоответствия датировок О.Рапов объясняет тем, что даты записывались буквами и могли стираться при хранении летописей или путаться при переписке. При таком варианте рассказа получается довольно стройная историческая картина. Да, и в одной из немецких хроник есть такое сообщение. В указанный период императором Византии был Роман I Лакапин (правил 919-944), бывший военачальник, мало образованный и не знавший в должной мере христианских обычаев. На тот момент он был вдовцом. Брак с русской великой княгиней был бы для него крайне желателен, т.к. упрочил бы его положение и раздвинул границы империи. Княгиня, несомненно, имела сведения об этом императоре, т.к. ранее князь Игорь подписывал с ним договор. Ольге удалось перехитрить его, попросив стать ее крестным отцом. После крещения княгиня, очевидно наученная пресвитером Григорием, объяснила, что крестный отец не может быть мужем, и императору пришлось с этим смириться.

Высказанная версия представляется очень реалистичной, ибо великой княгине было бы более достойно креститься в Константинополе, чем в Киеве, где христианство не имело еще прочных позиций. Крещение правительницы Руси в Византии, несомненно, упрочивало отношения двух стран. Если принять предложенную версию, то встреча св. Ольги с Константином Багрянородным в указанный в летописи 955 г. (историки называют и обосновывают дату 957 г.) произошла в ее второй визит в Царьград. Она могла быть вызвана тем, что договоренности, достигнутые с предшествующим императором Романом, нуждались в подтверждении, т.к. тот был свергнут вскоре после договора с князем Игорем и предполагаемого первого визита Ольги.

В. Кожанов высказал мысль о том, что княгиня могла пытаться сосватать своего сына Святослава за одну из византийских принцесс, в чем получила отказ. Известно, что Константин VII в одном из своих трактатов категорически отвергал возможность выдавать императорских дочерей и сестер замуж за «варваров». Этот факт служит еще одним аргументом против версии сватовства самого Константина к княгине Ольге. Неприемлемость таких браков для византийского двора подтверждается историей сватовства князя Владимира к принцессе Анне: русскому великому князю пришлось добиваться брачного союза путем военных действий.

Что касается не совпадения выдвинутой историками версии с рассказом летописца, то надо помнить, что Повесть временных лет – важнейший исторический источник, но все же это самый первый опыт летописания на Руси, и содержит он изложение устного предания событий, произошедших за 150 лет до этого. К тому же ранние записи Повести не сохранились, до нас дошел только вариант, датируемый XIV веком. Исторической письменной традиции предшествовала устная, легендарная традиция, а формирование исторического сознания требует достаточно длительного периода времени. Поэтому, как отметил Е. Холмогоров, работа современного историка становится в чем-то схожей с реставрацией мозаичной иконы.


Святая княгиня Ольга.
Эскиз росписи собора св. равноап. кн. Владимира в Киеве.
М. В. Нестеров, 1892.


Греческая икона св. Ольги

Благоверная, равноапостольная христианка

По обращении в христианство княгине Ольге было дано имя Елена, в честь матери императора Константина Великого, прекратившего в IV веке гонения на христиан. Новое имя указывало как на статус кн. Ольги, так и на предстоящую ей миссию распространения христианства на Руси. Она получила не только наставления в вере, но и богатые денежные дары, позволившие ей нанять дополнительно дружину из византийских воинов и вернуться на родину, где ее ждали не только союзники, но и противники новой политики. Ольге удалось сохранить княжеский престол для подрастающего сына Святослава. Княгине приходилось заботиться об обороне южных границ от кочевников, вместе с тем, она употребила много сил на обустройство северо-западных земель Руси.


Часовня св. Ольги
на берегу реки Великой,
напротив Псковского Кремля

Сохранилось красивое предание о том, что однажды, стоя на берегу реки Великой, в то время протекавшей посреди диких, не освоенных лесов, св. Ольга увидела три луча света. Восприняв их как явление Святой Троицы, она предсказала, что здесь будет большой город. На месте чудесного явления теперь построена часовня. Св. Ольга почитается как основательница г. Пскова, названного так в честь реки Псковы, впадающей в реку Великую. Считается, что Троицкий собор псковского Кремля стоит на месте деревянного храма, построенного по ее повелению. То же рассказывается о храме святой Софии в Киеве и о Воскресенском храме в г. Великие Луки. Церкви, строившиеся св. Ольгой, были в основном деревянными, они не могли долго сохраняться, но на их месте вырастали величественные, каменные сооружения. Предание утверждает, что в Выбутах святая Ольга воздвигла деревянный храм в честь Богородицы. Рассказывают даже, что на родине ею был основан женский монастырь, разоренный впоследствии "поганной литвой". Везде, где бывала княгиня по делам управления страной, воздвигались поклонные кресты. Всегда она призывала свой народ креститься, но никогда не принуждала силой.


Храм св. Ольги в Дюдергофе
(под Гатчиной).
Разрушен в нач. ХХ века.

В христианской вере она следовала византийской традиции. Сохранившийся в германских хрониках рассказ о том, что в преклонном возрасте она якобы пригласила германского миссионера Адальберта, может быть понят в том смысле, что в период описываемых событий христианство еще окончательно не разделилось на католичество и православие. Но, как показал В. Кожинов, Адальберт был приглашен, скорее всего, противниками княгини, либо послан с миссией по инициативе германского императора Оттона Первого. Св. Ольга и тут проявила мощь характера: Адальберт был выслан из страны, его миссия провалилась. В распространении веры святая всегда действовала мягко, убеждением и вразумлением. Понадобилась крепкая мужская воля ее внука св. равноапостольного князя Владимира, чтобы завершить в масштабах страны исторический переход к христианству, начатый его великой бабушкой. Советники князя при выборе им веры говорили: «Если бы плох был закон греческий, не приняла бы его твоя бабка, бывшая мудрейшей из людей».


Орден Святой Равноапостольной
княгини Ольги I степени
(лицевая и оборотная сторона)

Народное и церковное почитание

Народная любовь к благоверной княгине запечатлелась во множестве местных преданий и топонимике. Имя Ольги упоминается не только вдоль реки Великой, но и по берегам Наровы, Луги, Мсты, Ловати и в других местах северо-запада, а также по Днепру и Десне. В Выбутах до недавнего времени продолжал бить Ольгин ключ, в котором "св. Ольга мыла свое чистое личико". Такой же ключ был в Пскове. Вода считалась целебной для глаз. Ключ в Выбутах ушел под землю в 2011 г. из-за неразумной котеджной застройки. Там сохранился фундамент Ольгиного дворца (по другой версии – церкви). Благодаря собранному А. Александровым фольклорному материалу, мы знаем о народном почитании святой княгини. В районе Выбут рассказывают о том, что в ночь на Ольгины именины (24 июля по новому стилю) можно увидеть ее яблоневые сады. В июльские сенокосные дни ей молятся о хорошей, солнечной погоде. А в Великих Луках сохранилось предание о том, что в один из приездов св. Ольги мгновенно созрели и покраснели яблоки. Здесь сорт ранетка называют Ольгины яблоки. Несомненно, что в этих поэтических рассказах сохранилась память о хозяйственной деятельности княгини, включавшей в себя и разведение садов в суровых условиях нашей северной природы. Народная память запечатлела и драматические моменты жития св. Ольги: она почитается как покровительница вдов; считается, что от этого печального слова происходит название города Гдов, отданного Ольге во владение ее сыном Святославом в период его правления.


Орден Святой Равноапостольной
княгини Ольги III степени
(лицевая и оборотная сторона)

После смерти св. Ольги в 969 г., согласно ее завещанию, она была похоронена по христианскому обряду. Впервые над представителем княжеской семьи не совершалась языческая тризна. Св. Ольга завещала значительные пожертвования на поминовение в Царьград и на построенные при ее жизни церкви, а также для раздачи бедным. Через двадцать пять лет князь Владимир перенес нетленные останки св. Ольги в построенную им в Киеве Десятинную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. У мощей начались исцеления, особенно от болезней глаз. В XIV веке при набеге монголо-татар церковь была разорена и мощи пропали. В XVIII веке было заявлено об обретении мощей св. Ольги, но Синод тогда не признал этого факта.

В начале XX в. перед большевистской революцией, в России велось активное храмовое строительство. Многие больницы и богодельни тогда назывались именем св. Ольги. В этом выразилась народная память о ее благотворительной деятельности. Воздвигались и храмы в честь св. Ольги. Все они были разрушены после 1917 г. в богоборческий период. В настоящее время в Выбутах поставлен поклонный крест, возвышающийся на остатках одного из Ольгиных камней, разбитых в большевистский период. В сохранившейся церкви св. пророка Илии (XV век) в алтарной преграде почитаются крупные иконы свв. Ольги и Владимира. На фасаде в недавнее время выполнено ее мозаичное изображение, а в день ее памяти сюда из Пскова идет Крестный ход и проводится крещение новообращенных в реке Великой. На месте разрушенного Ольгинского храма, построенного в 1914 г., недавно Ольгинским обществом (Москва) был поставлен поклонный крест.

В Старой Ладоге, первой столице Руси, св. Ольга, как считают некоторые исследователи, прятала маленького Святослава в период борьбы за княжеский трон. Там в иконостасе храма Иоанна Предтечи (XIII век, перестроен в XVII веке) есть икона св. Ольги. В ряде церквей (например, в г. Торопце, Тверская епархия) образ святой княгини можно видеть рядом с иконой Иоанна Предтечи. В наше время появилась икона, где два образа написаны вместе. В этом выражена идея, что святая равноапостольная княгиня Ольга была предтечей Крещения Руси, совершившегося при ее внуке св. кн. Владимире.

В Троицком соборе Псковского Кремля стоит Крест св. Ольги – точная копия сгоревшего в 1609 году. На противоположном берегу реки Великой вновь построена часовня в ее честь. В храмах Пскова имя св. Ольги всегда упоминается на отпусте после Литургии, и традиция эта не прерывалась даже в советское время, хотя никаких письменных церковных постановлений по этому поводу не было. В городе установлено два памятника просветительнице земли русской.


Ольгин Крест в соборе Святой Троицы


Свято-Троицкий собор Псковского кремля

В Санкт-Петербурге есть два храма св. Ольги, построенных в начале XX века: при Дорожной клинической больнице на пр. Мечникова и в Михайловской усадьбе на Петергофском шоссе (ныне воздвигнут заново). К сожалению, разрушенный храм в Дюдергофе (Можайском) не восстановлен. Но там создан приход, построивший временный, деревянный храм. В Ново-Девяткино также построен временный деревянный храм и заложен фундамент каменного храма. В храме св. митрополита московского Петра (на Роменской ул.) один из престолов освящен в честь св. Ольги. В восстановленном кронштадтском Свято-Никольском Морском соборе в иконостасе есть масштабный образ св. Ольги в рост. Детская больница № 4 на Земледельческой улице названа в ее честь; в ней есть больничный храм св. Ольги. Городская больница № 2 известна своими пятью офтальмологическими отделениями. Архимандрит Нектарий (Н.И. Головкин) рассказал, что когда там проходило освящение часовни, то ритуал непреднамеренно пришелся именно на день памяти святой Ольги. А ведь она особо помогает, как верит народ, при болезнях глаз.

В Москве имеется католический храм св. Ольги. В Украине – в Киеве православный храм и два памятника св. Ольге; во Львове – католический храм свв. Ольги и Елизаветы. В Коростене, на Волынской земле, где великая княгиня усмиряла древлян, ей поставлен памятник. Там сохранилась предание о том, что, крестившись, Ольга принесла покаяние в своей жестокой расправе, совершенной, когда она еще была язычницей. В Белоруси, в Витебске в центре города при Свято-Духовом женском монастыре расположена Свято-Ольгинская церковь. В Японском море есть залив святой Ольги. В России имеются два монастыря в честь святой Ольги: один расположен в верховьях Волги, другой – в Мордовии. Во многих городах есть Ольгинские улицы. В 1988 г. определением Патриарха Пимена и Священного Синода РПЦ учрежден орден Святой Равноапостольной княгини Ольги; им награждают православных женщин, послуживших на благо общества и Церкви. Известна разнообразная иконография великой русской святой, и даже ее греческий образ и тропарь на греческом языке. В самом деле, войны греков с русскими прекратились после крещения Ольги, а ее сын князь Святослав помогал византийцам в подавлении восстания болгар. Таковы хитросплетения мировой истории.


Монастырь св. Ольги в верховьях Волги

Святую Ольгу поминают 24 июля, также в день всех святых в земле Российской просиявших и в дни памяти Псковских, Киевских и Волынских святых. В 2013 г. в интеренете появился видеоролик о прибытии ковчега с мощами св. Ольги в Киев и о намерении строить там церковь в ее честь. Организаторы рассказали, что мощи за прошедшие века побывали в разных городах, даже в Казахстане и Киргизии. Так ли это, мы не знаем. Нам остается ждать решения Московского патриархата по этому вопросу, хранить память о святой равноапостольной великой княгине российской Ольге и в наше беспокойное время молиться ей об умиротворении и единении в православной вере народов Святой Руси – русских, белорусов и украинцев. Святая равноапостольная княгиня российская Ольга, моли Бога о нас!

Подводя итоги сопоставлению церковного предания и исторического осмысления событий, о которых летописи сообщают нам в легендарной форме, отметим, что исторические исследования и реконструкции помогают понять и правильно осмыслить то, что на первый взгляд нам, современным людям, кажется просто невозможным. Аналитический и, вместе с тем, доброжелательный подход к изучению событий далекого прошлого помогает соединить веру и разум, высшие духовные ценности и реальную историческую картину, преодолеть кажущиеся противоречия и показать величие и подлинный масштаб деятельности тех выдающихся личностей, кто создавал историю и культуру нашей страны.

На сайте ТВ «Союз», «Уроки православия»
о св. Ольге четыре программы О.С. Хижняк и О.В. Баталовой
2014 г. ИЮЛЬ 21, 22 и 28, 29







По материалам научных публикаций
составила к.ф.н. О.С. Хижняк