…Задача подвижнической жизни, - целомудрие, - определяется как чистота сердца. «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови в утробе моей” (Пс. 50:12) – воззвал Псалмопевец, и, вслед за ним, взывает всякий верующий.

Но, по свойству еврейскаго параллелизма, вторая половина половина прошения есть синонимическое усиление первой: "обнови” – это то же, что "созижди”, и "в утробе моей” – то же, что "во мне”, "прав” – то же, что "чисто”, и "дух” – то же, что "сердце”. Полученные выводы подтверждаются и лингвистикою. Сердце – это очаг духовной жизни нашей, и одухотвориться – это значит не иное что, как "устроить” как "ублагоустроить”, как "уцеломудрить” свое сердце.

Очищение сердца дает общение с Богом, а общение с Богом выпрямляет и устрояет всю личность подвижника. Как бы растекаясь по всей личности и проницая её, свет Божественной любви освящает и границу личности, тела, и отсюда излучается во внешнюю для личности природу. Чрез корень, которым духовная личность уходит в небеса, благодать освящает и всё окружающее подвижника и вливается в недра всей твари. Тело, это общая граница человека и прочей твари, соединяет их воедино.

Поэтому, если отпавший от Бога человек увлек за собой всю тварь и, извратив своё естество, извратил и чин всей природы, то, возстановляемый Богом, он вносит первозданный лад и строй в тварь, которая совокупно "стенает и мучится доныне” (Рим. 8:22) и "с надеждою ожидает откровения сынов Божиих” (Рим 8 19). Человек связан своим телом со всею плотию мира, и связь эта так тесна, что судьба человека и судьба всей твари неразрывны.

На вопрос: "Если достиг кто сердечной чистоты, что служит ея признаком? И когда познает человек, что сердце его достигло чистоты?

Преп. Исаак Сирин дает такой ответ: "Когда всех людей видит кто хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем”*


* Исаак Сирин. Слово 21-е, в греч. изд. –85-е. "Твор.”, изд. 3-е, стр. 96 (17, с. 267-275).