Мария Васильева

Санкт-Петербург. Город, в котором в течении трёх столетий располагался высший государственный орган – Святейший Синод. Это учреждение руководило делами Русской Православной Церкви. Вообще, петербургская история почти вся проникнута христианской традицией. Сам город был основан в день Святой Троицы. А посвящение города Святому Петру (Санкт-Петербург, в переводе, означает город Святого Петра) было закреплено строительством Петропавловского собора. Стены Петропавловки так же были освящены в христианский праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Потом, уже в начале XIX века, городской собор посвятили православной святыне – иконе Казанской Божией Матери. Так был возведён легендарный Казанский собор. Архитектурный стиль Петербурга с момента основания всегда был более европейским, нежели русским. Но несмотря на такую вот европейскую светскость, город всегда оставался христианским. Почти все городские и всероссийские исторические события отмечались в городе возведением храмов. Победа под Полтавой была отмечена постройкой церкви святого Сампсония, день рождения Петра I совпал с днём памяти святого Исаакия Далматского – так был возведён Исаакиевский собор, по вступлении на престол Елизаветы Петровны – Спасо-Преображенский собор, в память о трагической гибели Александра I – Спас-на-Крови. Интересно, что храмостроительство продолжалось и в обычной жизни города – появлялись домовые, больничные церкви, церкви при казармах и гимназиях, основывались как православные, так и инославные приходы. Столичный город с его таким рациональным, на первый взгляд, укладом жизни всё же отличала атмосфера христианского подвижничества, в которой проявились и свои святые – Ксения Петербургская и Иоанн Кронштадский. Но после Октябрьской революции храмы почти не возводились, а с 20-х годов XX столетия началось их варварское уничтожение, борьба с религией, и это храморазрушение длилось вплоть до 1980-х г. Так христианский стиль Петербурга, который всегда отражался в часовенках, высоких колокольнях, золочённых крестах на куполах городских храмов померк. Названия улиц города, которые были названы по церковным постройкам, в советские времена были вычеркнуты из жизни города Святого Петра: Троицкая пл. – пл. Революции, Благовещенская пл. – пл. Труда, Церковная ул. - ул. Блохина.
Многие уникальные церковные сооружения дошли до нашего времени, увы, только в дореволюционнных фотографиях.
Хочется начать с самых истоков. Многие, наверное, знают что вера в учение Иисуса Христа была заимствована нами из Византии, тогда это было достаточно могущественное государство. Князь Владимир был женат на сестре византийского императора. Крещение Руси произошло в 988 г. когда с евангельской проповедью в славянские земли пришёл Георгий Победоносец. По другой исторической версии это произошло благодаря военным походам князя Владимира.
Хоть древняя Русь и приняла христианство, но многие люди продолжали веровать в древних славянских богов: перуна -бога грозы, даждьбога или другое его имя ярило - бога солнца, ладо - бога любви и семейного благополучия. Не отказывались древние славяне и от своих языческих праздников и отмечали христианские праздники вместе с языческими, как например, праздник Иван Купала в день памяти Иоанна Крестителя. Дошла до нас и Масленица - языческий праздник «проводов зимы».
Дальше я не буду вдаваться в подробности об истории древней Руси, и перейду к рассказу о христианских конфессиях. Вы знаете что мы имеем в христианстве три основных конфессии: Православие, Католицизм и Протестантизм. Я не буду рассуждать какая же конфессия лучше, правильнее - это не в моей компетенции. Мы с вами будем следить за развитием вышеуказанных направлений в христианстве только с исторической точки зрения.
Начали мы с истории Санкт-Петербурга. Что здесь поделаешь - этот город для меня родной, говорить о нём привычнее, и потом, мне хотелось приоткрыть сущность города и его место рядом с христианской верой. В Санкт-Петербурге есть множество церквей, как православных и инославных, так и не христианских храмов. О последних мы здесь говорить не будем (может быть, поговорим в другой раз).
Начнём мы свой путь с рассказа об одной из главных христианских конфессий – православия.
Православная Церковь ведёт свою историю почти с апостольских времён. Само слово «православие» переводится как «церковь, которая правильно и славно хранит учение Иисуса Христа и апостолов, как они были изложены в Священном Писании».
Православная церковь, как вы, наверное, знаете, признаёт семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и соборование.
Здесь я приведу рассказ о действующей православной церкви Илии Пророка. Церковь во имя Святого Пророка Илии, Святого Благоверного Князя Александра Невского и Святой Мученицы Параскевы находится на Пороховых (район в Санкт-Петербурге). Этот храм был возведён с 1782 по 1785 г. Церковь вначале была деревянной, потом её перестроили в камне и освятили в честь Святого Пророка Илии. Церковь строили по проекту архитектора Н. Львова (по другому преположению, по проекту архитектора И. Старова).
Ильинская церковь построена в стиле (к слову, это мой любимый стиль в архитектуре) раннего петербургского классицизма. Он представляет собой круглую ротонду, окружённую колоннадой из 16 колонн. Церковный зал внутри храма расписан голубым цветом, который символизирует небо, а в центре потолка находится большой образ Иисуса Христа.
С 1805 по 1806 г. , по проекту архитектора Ф. Демирцова, к основной церкви был пристроен предел, который освятили во имя Святого Благоверного Александра Невского.
11 июня 1938 г. Ильинская церковь была закрыта, а её здание передано МПВО. В 1974 г. в нём произошёл сильнейший пожар. А в 1983 г. началась ревставрация храма. В 1988 г. храм Илии Пророка передали верующим, снова освятили и сейчас он является действующим.
Армения самой первой на государственном уровне приняла христианство. Это знаменательное событие произошло в 301 году, благодаря всё тому же миссионерскому подвигу Святого Георгия, по другим версиям в Армении проповедовали евангельское учение апостолы Фаддей и Варфоломей.
Армяно-григорианская конфессия одна из самых древних, имеет много своих особенностей и очень отличается от Русской Православной Церкви и от Римско-Католической Церкви, хотя имеет некоторую близость по обрядам к обоим. В Санкт-Петербурге также имеются церкви Армянской общины.
Православная Греческая Церковь, наверное, самая древняя христианская конфессия, возникшая ещё в апостольские времена.
Единоверие или Старообрядчество - течение в христианстве, возникшее в 1800 году, как реакция древнего благочестия на реформу 1653 года патриарха Никона. Святейший Синод назначал священнослужителей этих единоверческих церквей, но службы велись по богослужебным книгам написанным до церковной реформы.
Католицизм - от греческого слова «всеобщий». Это тоже одно из главных направлений в христианстве, которое возникло в результате разделения христианской Церкви на греко-восточную (православную) и западную (римскую), в 1054 году. Католическое учение отличается от православного тем, что включает в себя ещё и догматы о непорочном зачатии Девы Марии и о её телесном вознесении.
В Петербурге были возведены и католические храмы, об одном из них мы поговорим. Собор Святой Екатерины был возведён в 1765 году. Это очень красивый храм с огромной аркой по центру и двумя звонницами. По середине высится могучий купол, привлекают внимание статуи евангелистов в полный рост на парапете. В петрово время этот храм был главным католическим собором российской столицы.
Протестантизм - ещё одно течение в христианстве. Эта конфессия возникла в XVI веке в результате реформации католицизма. Конфессия объединяет множество деноменаций (лютеранство, англиканство и многие другие).
В протестантизме отсутствует монашество, иконы (в основном, в убранстве храмов используются витражи, мозаика, скульптура, обычная художественная живопись, рассказывающая об евангельских событиях). А вот все таинства были сохранены, правда, не во всех деноменациях.
Крупнейшим течением протестантизма является Лютеранство, которое названо по имени её основателя Мартина Лютера. Лютеранство достаточно широко распространено не только в Северной Европе, но и в России.
Евангелическо-Лютеранская церковь святых апостолов Петра и Павла или Петрокирха, как эту церковь называют сами петербуржцы, самая популярная из протестантских церквей Петербурга. Она стала первой в ряду инославных церквей в районе Невского пр. , который Александр Дюма назвал «улицей Веротерпимости». Главный фасад кирхи украшен двумя квадратными башенками, мраморными статуями апостолов Петра и Павла перед входом, красочными барельефами евангелистов над аркадой и фигурой ангела на парапете.
Епископальная Англиканская Церковь сформировалась в Англии тоже в XVI веке в результате церковной реформации. Англиканская церковь сохранила только основные католические догматы. Но по обрядам она всё же ближе к католицизму, чем другие протестантские церкви.
Епископальная церковь США отделена от английской. Внутри американской церкви произошла, в том же XVI веке, следующая церковная реформа, сохранившая таинства в самом простом виде и сведя их только к крещению и причащению. Вследствии этого возникла ещё одна деноминация - Пресвитерианская Реформаторская Церковь, которая дальше других протестантских церквей ушла от основных положений западного христианства, отказавшись от использования какой-либо христианской символики, и предельно упростив тем самым обряд богослужений.
Вот на этом я хочу остановиться. Напомню, что не будем спорить кто же на самом деле лучше и правильнее - каждая конфессия имеет право на своё существование. Главное, что нас всех объединяет – это ВЕРА ХРИСТИАНСКАЯ. От себя скажу, что когда внутри церкви происходит реформа, ни к чему хорошему, кроме разлада, это не приводит. Но гораздо к большему разладу приводит незнание и непонимание той или иной христианской конфессии. Я надеюсь, что мне удалось немного пролить свет на историю разных христианских конфессий и, если вам когда-нибудь в жизни придётся столкнуться с этими направлениями-деноминациями, вы не будете показывать пальцем что, вот мол, посмотрите, они не такие как мы, а просто примите инославных христиан такими, какие они есть. Христианская Церковь – это много-много семей и в каждой из этих семей есть свои традиции, отличные от другой, как в многоквартирном доме, и нельзя сказать что эти традиции ненужные, недостойные, просто они другие. Давайте с вами будем помнить об этом и относиться друг к другу с уважением и пониманием, может тогда и не будет такого разлада, который иногда можно наблюдать в нашей жизни.