Ирина Ивановна Иванова

«Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая Церковь пришествием Твоим, в ней же утвердися сердце мое» [Октоих. Глас 2. Неделя. Утреня. Канон воскресный. Песнь 3.]

Вся история Русской Православной Церкви свидетельствует о том, что Церковь наша возросла и процвела в веках великим множеством вселенских учителей, святыми отцами, святыми старцами, священномучениками, народом Божием. Она, следуя заветам Христа, неустанно и непреклонно созидает на пути жизни великое дело спасения человечества через церковные таинства, учительство, проповедничество, духовничество и церковное искусство.

Выбранная тема: «Образ духовника в современном «мiре» (до реформы 1918 года, именно так писалось это слово, когда подразумевался мир, отпавший от Бога), очень актуальна в наше время и дает нам возможность задуматься над тем, каким должен быть пастырь – духовник сегодня, в это непростое для Церкви время, наполненное множеством событий в жизни всего человечества.

Служение духовника по своей сути не зависит от времени, оно от вечности, хотя и совершается во времени, но каждое время накладывает на это служение свои особенные черты. Но главное в этом служении то, что неизменно на все времена, это обратить мысли, чувства и сердце человека к вечной жизни. Духовник должен показать величие данных нам во Христе обетований в сравнении с самым цветущим земным преуспеянием.

Святитель Феофан Затворник говорит: «Ищи духовного руководителя не столько святого, сколько опытного: бывает много святых старцев, но мало опытных…Такие люди большей частью от мира бывают презираемы, и мир их ненавидит… В выборе духовного отца нужно быть осторожным. Великую силу имеет молитва духовника» [Феофан Затворник, свт. О необходимости наставника // Антология изречений святых отцов церкви].

«Мiр» сей, лежащий во грехах, сейчас одержим теми же самыми страстями, что и две тысячи лет назад, однако форма соблазнов меняется в зависимости от развития научно-технического прогресса. Она становится более изощрённой и непредсказуемой, в первую очередь из-за огромного потока информации, которая бесконтрольно овладевает душой человека.

Поэтому нет в современном «мiре» служения более трудного и более жертвенного, но в тоже время более возвышенного и благородного, чем служение духовника. Что может противопоставить духовник современным научно-техническим достижениям, которые радикально изменили человеческую жизнь, дали почувствовать человеку свое «всесилие», и что еще страшнее, нежелание жить с Богом? Только живую, горячую веру во Христа через глубокое постижение духа Евангелия, ибо духовник прежде всего должен показать всю радость благой вести спасения всем обращающимся к нему.

Когда приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) просили дать духовное наставление, он, по воспоминанию многих свидетелей его жизни, обычно говорил: «Читайте Евангелие, вдумывайтесь в него, и все будет вам ясно».

Для людей, родившихся в годы гонения на Церковь и выросших вне церковной ограды, вхождение в Церковь является шагом очень непростым. Новообращенные христиане, входящие в лоно Церкви, жаждут найти священника-духовника, который бы помог им идти по пути жизни, по пути спасения, чтобы встретиться лицом к лицу с Богом.

Сегодня Церковь, еще недавно гонимая, открыта для всех. Мы имеем возможность, сочетавшись со Христом в таинстве Крещения, молиться за богослужением, не имея никаких препятствий для воцерковления, только бы душа этого жаждала. Чтобы встреча с Богом состоялась, верующим людям помогает пастырь-духовник. Он - путеводитель ко Христу, он первым приходит на помощь нам в духовной и обыденной жизни. Каким же он должен быть? Как узнать среди множества священнослужителей того единственного, близкого по духу батюшку? Кто возьмет нас за руку и укажет нам дорогу в Царствие Небесное, пройдя с нами путь от Крещения до последней минуты нашей земной жизни?

Что же такое «духовничество» и кто же такой духовник? Духовник – это человек, который сам в своей жизни имел встречу с Богом лицом к лицу и опытно усвоил Истину христианства и от сердца к сердцу способен передать этот опыт другим, чтобы и духовные дети, которые доверил ему Бог, могли познать Спасителя нашего Иисуса Христа, жить Им и с Ним, выстраивать все стороны жизни в соответствии с евангельскими заповедями. Какими же должны быть взаимоотношения духовника с духовным чадом? По мнению архимандрита Софрония (Сахарова), советы и наставления, которые дает священник своим пасомым, должны быть не его личным рассуждением, а основываться на опыте постоянной молитвы и быть результатом прозрения свыше от Духа Святого: «Если людям, пришедшим к священнику с надеждой услышать от него ясно волю Божию, вместо того он даст указание, исходящее от его собственного рассуждения, могущего быть неугодным Богу, то тем самым бросит их на неверный путь и причинит некоторый вред». [Софроний (Сахаров), архимандрит. О молитве. 2-е изд. М., 2010. С. 103.]

И так, духовник через молитву к Господу нашему Иисусу Христу должен быть проводником воли Божией. Внутренним слухом он способен и должен услышать голос Самого Бога и передать Его вопрошающему.

Митрополит Сурожский Антоний много говорил и писал о духовной жизни. Для него духовность: «Это жизнь в Духе Святом, жизнь Святого Духа в каждом из нас. Христианин, должен быть не столько самим собой, сколько проводником благодати Духа для других людей. Отсюда духовничество, пастырство – это жизнь не для себя, а для других людей. Священник должен приводить людей к Богу, а не к самому себе». [Иларион (Карандеев), мон. О духовничестве (по наставлениям митрополита Антония Сурожского.]

Священнослужители, которые в таинстве рукоположения взяли на себя ответственность перед Богом за своих пасомых, своих духовных чад, имеют единожды данный и на все времена образ Истинного Пастыря. Это образ Спасителя нашего Иисуса Христа, Сына Божьего, который обращаясь ко всему человечеству говорит: «Аз есмь Пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11).

Самая главная черта истинного пастыря – духовника, это наличие в нем той жертвенной любви, которую принес в этот мир наш Спаситель, Господь Иисус Христос. Это готовность сострадать и, не жалея себя, идти на помощь к своей «заблудшей овце». Вспоминается эпизод из жития апостола и евангелиста Иоанна Богослова, когда после долгой отлучки он вернулся на свою кафедру в Эфес. Тогда он не обнаружил среди паствы своего ученика, о котором ему поведали, что он стал разбойником. Святой апостол устремился в горы, где находился этот разбойник и там, силою своей любви, вернул свое погибающее чадо в Церковь Христову.

У каждого христианина должен быть духовный наставник, который с великим терпением и радостью направлял бы на путь спасения своё чадо. «Без наставника духовного спастись весьма мудрено. Но охраняйся от пристрастия к наставнику, не забывай, дух от плоти не далеко» [Феофан Затворник, свт. О необходимости наставника.]

Надо сказать, что все выдающиеся пастыри-духовники нашего времени решительно боролись с попытками неумеренного почитания духовника со стороны своих усердных не по разуму чад. Всем известно, как сурово обличал о. Иоанн Кронштадтский т.н. Иоаннитов, как беспощадно отлучал он их от причастия на длительный срок. А известный в нашем городе отец Василий Ермаков так ответил на вопрос о батюшкопочитании: «Батюшкопочитание» - очень серьезная духовная проблема, один из видов прелести. Но существует еще и такое понятие, как доверие к приходскому священнику, внимание и уважение к его духовным советам. И мой пастырский опыт говорит о том, что надо зорко следить за движениями своей души, чтобы доверие не перешло в почитание… Вновь пришедшим в храм я не даю епитимью, и советую так поступать и молодым священникам. В наши дни человека нужно не наказывать, а дать почувствовать ему всю благодатную силу веры». [Раков А. Г., Семенов Б. В. Беседы с прот. Василием Ермаковым // Православный Санкт-Петербург. № 11 (43), 1997. С. 3.]

Найти духовника не просто, это как первая любовь, встречается раз в жизни. Это дар Божий, иметь мудрого наставника. Но если человек в поисках Бога ищет человека, который станет его духовником, то несомненно он получит то, о чем просит, ради спасения души. Святитель Феофан Затворник учит: «Для спасения души пусть христианин найдет опытного духовного отца, чтобы научиться от него всему, касающемуся веры требуемому ею» [Феофан Затворник, свт. О необходимости наставника.]

Важным моментом служения духовника является исповедь, на которой должно совершаться таинство покаяния и примирения с Богом, с Церковью, с ближними и с самим собой. Как отмечают многие совершители этого служения оно требует огромной самоотдачи, огромной траты душевных сил, ответственности. Ярким примером истинного пастыря, духовника и исповедника является для нас святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вот как он пишет об исповеди ее величайший совершитель: «Совершая таинство покаяния, чувствуешь и свое преокаяннейшее окаянство перед Богом и всю бедность, невежество, греховность природы человеческой. Крест, поистине крест-исповедь! О, каким должником перед своими духовными чадами чувствует себя священник на исповеди! Поистине неоплатным должником, повинным небесной правде и заслуживающим тысячи огней геенских! Видишь и чувствуешь, что при глубоком невежестве людей, при неведении ими истин веры и грехов своих, при их окамененном нечувствии, духовнику надо крепко молиться за них и учить их днем и ночью, рано и поздно…» [Сергеев И. И., прот. Моя жизнь во Христе // Извлечение из дневника. т. 2, изд. 2-е испр. автором. СПб., 1893. С.148-149.]

Так удивительно писал об исповеди прав. Иоанн Кронштадтский, пастырь святой жизни, великий молитвенник и чудотворец, пламенный проповедник веры, укрепляющий сердца сомневающихся, который неустанно призывал русский народ к вере и покаянию. Где бы он не появлялся, везде всё приходило в движение, возрождались любовь, вера и надежда. И сегодня священник должен носить в своей душе огонь неоскудевающей любви Христовой, которая всему дает жизнь, всем помогает, все освящает. И таких духовников в нашей Церкви не мало и в наше время.

Многие из нас были свидетелями их праведной жизни и сподобились быть на исповеди у них, получая великую радость, утешение и отпущение грехов. А после принятия Святых Христовых Таинств, вместе с благословением получали спасительные наставления, которые открывали человеку волю Божию. Это и архимандрит Иоанн Крестьянкин, протоиерей Николай Гурьянов и другие, которые были истинными старцами и священнослужителями. Это соль, о которой говорит Христос в Евангелии от Матфея (Мф. 5: 13).



И в нашем Богоспасаемом городе Господь для укрепления веры православной и любви христианской дал нам замечательных пастырей и духовников, с которыми мы общались и у которых окормлялись. Это протоиерей Владимир Шамонин, протоиерей Василий Ермаков, протоиерей Василий Лесняк, протоиерей Михаил Сечейко и ныне здравствующий 95-летний протоиерей Иоанн Миронов, к которому идут и идут верующие за молитвой и утешением.





Душа верующего человека безошибочно чувствует истинную любовь пастыря, а где любовь там и Бог. «Никто не в силах отречься от себя и последовать за Христом, если не увидит на лице хотя бы одного человека сияние вечной жизни», - эти слова любил повторять митрополит Антоний Сурожский. Действительно, путь жизни каждого человека зависит от тех людей, которые встречаются ему в разные периоды его жизни. Вот об одном таком человеке, на лице которого мы видели сияние вечной жизни, и встреча с которым в одночасье изменяла жизнь многих и многих ищущих Бога, хочется сказать несколько слов. Это протоиерей Василий Лесняк.

Батюшка отец Василий был необыкновенным священником. Он был истинным пастырем, молитвенником и духовником, как апостолы, говорил всеми языками, всякому приходящему подавая необходимое по слову Иисуса Христа: «приходящего ко Мне не иждену вон» (Ин. 6: 37). Его огромная духовная сила подобно магниту привлекала людей, которые по его молитвам находили путь к Богу. К нему приходили разные люди, жаждущие Правды Божией, «…никтоже от тебе тощ и неутешен отыде» (слова молитвы к Серафиму Саровскому), ибо по его молитвам Бог даровал им просимое и все необходимое для спасения. Его великая любовь к Богу, вдохновенное служение у престола Божия, направляли многих духовных чад на священнический путь.

Среди духовных чад отца Василия более 50 священнослужителей, которые видели, как он отдавал себя, несмотря на недуги, на служение людям и Церкви. Его жизнь во Христе направила многих его духовных чад на священнический путь.

Один из священнослужителей, который служил с батюшкой в 1990-е годы в Спасо-Парголовском храме, где отец Василий был настоятелем, сказал о нем так: «Когда он видел человека он как бы своей любовью входил в него и в нем, так и оставался. И эта любовь все видела в человеке. Она все понимала. А перед этой любовью каждый человек бессилен. Он не может противиться ей, …и батюшка просто вводил человека в эту любовь ласково, но властно». Таким он и остался в сердцах, любящих его. [Дар сострадания. Книга о жизни пастыря Русской Православной Церкви протоиерея Василия Лесняка (1928-1995) / Сост. свящ. Анатолий Трохин. 2-е изд. СПб., 2005. С. 55.]

На холме, в озерной стороне, благовест молитвенен и светел.
Здесь деревья в ясной вышине, что есть силы тянутся, как дети…
И душа под звон колоколов, плачет, отчего – сама не знает,
Будто бы опять поверх голов батюшка Евангелие читает.

/Протоиерей Анатолий Трохин/

Священник должен быть заботливым отцом, который заботится не только о своей пастве, но о всех, с кем он по воле Божией встречается в этом мире. Его внимание и любовь должны согревать всех. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф. 5: 16).

К сожалению, некоторые современные пастыри, особенно молодые, которые не смогли до рукоположения впитать в себя пример жизни опытных духовников, имеют в себе изрядную долю духа мира сего и ведут своих чад к себе, а не ко Христу. Поэтому прихожане должны молиться за своих пастырей, духовников, чтобы Христос через них открыл священнику Свою спасительную волю. Господь через любого священника принимает покаяние кающегося грешника и отпускает грехи человеку. Вот как об этом таинстве пишет в своих стихах один батюшка:

Как разбойник больной, просит помощи женщина эта,
Свой печальный рассказ все не может закончить никак.
В покаянии плачет. И тихое облако света
Покрывает ее, отгоняя отчаянья мрак.

Чудотворец с иконы взирает участливо-строго.
Сколько веры вместилось в его непреклонных зрачках!
Я по Воле Святой отпускаю, помедлив немного,
Согрешенья ее, сам повинный во многих грехах.

/Протоиерей Анатолий Трохин/

В завершении своих размышлений об образе духовника в современном «мiре» хочется обратиться к пламенным словам митрополита Антония Сурожского, обращенным к новому поколению священников, который громко восклицает как бы на всю Русь: «Берегитесь братья мои священники! Берегитесь, не принимайте на себя роль, которая не соответствует вашему духовному возрасту, будьте просты! Будьте просто священниками – это уже так много! Человек, который силой благодати Святого Духа может совершить Литургию, может окрестить ребенка, может помазать миром, это не мало, это нечто поистине Великое» [Иларион (Карандеев), мон. О духовничестве (по наставлениям митрополита Антония Сурожского.]

Владыка Антоний считает, что прежде чем стать духовником, прежде чем принимать исповедь и давать советы, священник должен прежде воспитать в себе глубочайшее благоговение к главному таинству Церкви-Святой Евхаристии, научиться так совершать Божественную Литургию, чтобы почувствовать всей душой, всем сердцем, что не он служит, а через него совершает таинство Евхаристии Сам Господь наш Иисус Христос! Аминь!

Список литературы и источников:

1. Иларион (Карандеев), мон. О духовничестве (по наставлениям митрополита Антония Сурожского.
2. Молитвы русских поэтов. XX-XXI. Антология / Трохин А. А., прот. «На холме в озерной тишине…».
3. Октоих
4. Раков А. Г., Семенов Б. В. Беседы с прот. Василием Ермаковым // Православный Санкт-Петербург. № 11 (43), 1997. С. 2-5.
5. Сергеев И. И., прот. Моя жизнь во Христе // Извлечение из дневника, т. 2, изд. 2-е испр. автором, СПб.: тип. В. Ерофеева, 1893. С. 429.
6. Софроний (Сахаров), архимандрит. О молитве. 2-е изд. М.: Издательство CTCЛ, 2010. 224 с.
7. Трохин Анатолий, прот. Лепестки Плащаницы: духовные стихи / протоиерей Анатолий Трохин. М.: Лепта Книга, 2008. 112 с.
8. Дар сострадания. Книга о жизни пастыря Русской Православной Церкви протоиерея Василия Лесняка (1928-1995) / Сост. свящ. Анатолий Трохин. 2-е изд. СПб: «LOGOS», 2005. 280 с.
9. Феофан Затворник, свт. О необходимости наставника // Антология изречений святых отцов церкви.