"Жив Господь Израилев, перед Которым я стою"
(3 Цар. 17, 1)
Стоять прямо перед Ним и только перед Ним - в этом вся сила, все дерзновение. "Я раб Твой, и все сделал по слову Твоему" (3 Цар. 18, 36) - в этом источник победы. Но Илия должен был пройти через разные опыты и упражнения веры. Скрываться у потока Хорафа, там, в уединении, созревать для великого служения, питаемый чудесною пищею, по обетованию Божиему.
Через некоторое время поток высыхает, и вслед за этим слышится другое указание: "Встань, пойди в Сарепту: я повелел там женщине кормить тебя" (3 Цар. 17, 9). Господь изменяет путь, изменяет и обновляет почву, чтобы дать вере силу вновь и вновь упражняться.
Ко всему можно привыкнуть, даже к самому чудесному и сверхъестественному, как Израильтяне привыкли к манне небесной. Когда поток высыхает, прекращается одно чудесное явление, Господь заменяет его другим и ведет к новому действию Своей силы, к новому упражнению веры. Затем испытание у горы Кармил: изумительная борьба и победа одного над множеством. И вслед за этим вторая одинокая борьба, без свидетелей, - когда Илия восходит на гору Кармил и наклоняется к земле, положив лицо свое между коленами (3 Цар. 18, 42). Здесь повергается слуга Божий во прах, чтобы испросить и принять исполнение Божьего обетования.
Тот только может стоять, кто умеет лежать во прахе. Дождь был обещан Господом, дождь помилования, примирения, восстановления Божьей милости в ответ на молитву раба Его.
И из этого праха простирается к Нему рука веры, ухватывается крепко и держит Его неотступно, пока не получено обетование. Несколько раз посылается юноша взглянуть на небо. Долго ожидает на коленях в терпении непоколебимого упования пророк. И наконец, появляется первая тучка. И одерживается там, во прахе, на верху Кармила, победа веры. «Все земное склоняется перед Илией, - и он может стоять перед Господом».