Сиеккинен-Сумарокова Татьяна
Какое счастье, просыпаясь, каждое утро наслаждаться чудным рассветом, звуками природы, восхищаться красками этого удивительного мира воды, неба, зелёных лесов и золотистых полей!
Какое же счастье чувствовать соки Земли, её корни, утверждаться в ней, сливаясь в единое целое!
Какое блаженство жить, благодарить Создателя за самый дорогой подарок - жизнь.
Когда мы обращаемся к Богу с просьбой о помощи, Он не просто помогает, но и предоставляет нам возможность самостоятельно избрать свой путь на Земле.
Если смело идти к своей мечте и жить в гармонии с душой, то, не смотря ни на какие преграды и трудности в достижении избранной цели, ждёт успех!
Я хочу рассказать об удивительной стране лесов и тысячи потрясающих озёр - о прекрасной Финляндии, которая стала для меня вторым домом. Здесь я обрела душевный покой, умиротворение. Часть моего сердца принадлежит этой маленькой удивительно прекрасной стране.
Cуровые 90-е годы... Казалось, что весь мир перевернулся с ног на голову.
Для моей семьи те годы стали неким «чистилищем». Потеряв всё нажитое, в это страшное время с дикой системой выживания, разгулом бандитизма и коррупции, мы были вынуждены переехать на Родину моего мужа, в Финляндию.
Но не даром говорят, что не бывает худа без добра. Господь мне и моим детям открыл путь в новый мир, подарив счастливую жизнь!
Паром медленно набирал ход, всё дальше и дальше унося нас от берегов маленькой Эстонии. Таллинн провожал нас зимней прохладой и мелким моросящим дождем. Я долго всматривалась в исчезающие его очертания, и думала:
- Кто придумал такой поворот в моей судьбе? Кто дал мне возможность, сидя вот на этом корабле, прокрутить киноплёнку моей жизни в Эстонии протяжённостью в двадцать пять лет?
Вспоминаю, как мама, благословляя меня в дорогу, дала семьдесят рублей и маленький чемоданчик с самыми необходимыми вещами. В Эстонию я приехала пятнадцатилетней деревенской девочкой. Здесь получила профессию, работу. Создала семью, родила детей и старалась всеми силами выкарабкаться из бедноты.
Здесь были радости и неудачи, падения и взлёты.
Здесь появились мои новые и, казалось, единственные по жизни верные друзья.
Здесь прошло самое прекрасное время моей молодости.
И вот, спустя двадцать пять лет, также ни с чем покидаю эту страну....
Я не плакала, не кричала. Я размышляла о том, что, видимо, все испытания даны мне Богом для укрепления духа. Здесь я твердо решила, что всё преодолею потому, что теперь я не одна, со мной мои дети, и нам надо идти дальше по пути, указанному Господом.
Погружённая в свои мысли я то и дело оглядывалась, прощаясь с дорогим моему сердцу городом.
Таллинн скрылся за горизонтом, а с ним и прошлое... А впереди чужая страна и новая жизнь! Какой она будет?! Всматриваясь в холодную даль морского простора, каждый из нас думал о своём.
Морской путь от Таллинна до Хельсинки не долгий. Корабль не спеша подходил к берегу финской столицы - городу Хельсинки. В порту меня охватило сильное волнение. Казалось, что от переживаний вот-вот что-то оборвётся внутри. Я почувствовала себя маленькой песчинкой, прибившийся к берегу суровой чужой страны со странными людьми, непонятными законами и правилами быта. А единственный близкий человек в этом чужом мире - мой муж Тимо.
- Таня, ты что приуныла! - обратился ко мне Тимо. - Не волнуйся ты так!
Он взял мою руку, долго и нежно держал её, потом добавил:
- Всё будет хорошо! Пойдём к выходу!
Мне никак не удавалось расслабиться. Серьёзная улыбка выдавала душевное напряжение. И только воспоминания о том, что Господь Бог уже однажды спас от людского зла, укрепляли мои силы и дух в надежде, что Он и впредь не оставит в беде.
В порту по-родственному тепло нас встретил Саули, друг моего мужа. Он предоставил нам машину и пожелал счастливого пути на север страны, в город Оулу.
Мы отправились в путь длиной более 600км. Волнение немного утихло, и я залюбовалась красотами этой маленькой страны. Меня поражало все! Аккуратные, ухоженные деревенские домики, поля, озёра, реки. Все здесь наполнено уютом.
Чистые, гладкие, сделанные на совесть, дороги напоминали взлётную полосу.
- Почему все дороги огорожены бесконечным забором? - поинтересовалась я.
- Чтобы дикие животные не выбегали под колеса машин. У нас в Финляндии для зверей построены специальные зеленые мосты, чтобы животные комфортно переходили автотрассу. - пояснил Тимо.
Мы ехали и ехали, а вокруг леса, леса и озёра. На протяжении всего пути предупреждающие знаки: «Осторожно, лоси!». У меня сложилось такое впечатление, что люди в Финляндии живут не в городах и деревнях, а буквально в лесу.
Изредка проезжали мимо населённых пунктов с их придорожными церквами.
Тимо объяснил, что придорожные церкви открыты в летнее время. Они дают возможность путешествующим отведать простые угощения, послушать музыку, помолиться.
А мы ехали и ехали. Много мостов осталось позади. Прочные красивые мосты, соединяющие живописные берега множества рек.
Реки, реки, реки…
- Сколько же рек в Финляндии? - поинтересовалась я у Тимо.
- Протяженность нашей страны с востока на запад 540 километров, с юга на север – 1160 километров. Для такой маленькой страны, как наша, рек очень много... около 650. Озёр ещё больше! 188000!
Более 70% Финляндии покрыто лесами. – рассказывал Тимо. Затем немного помолчал, улыбнулся и добавил. - У нас, скандинавских народов, есть такое поверье. Реки - кровеносные сосуды природы, которые, словно нити, связаны между собой... Потеря одной нити может испортить всю пряжу... Поэтому мы, финны, очень бережно относимся к воде.
Я всматривалась в мелькающие за окном уютные деревенские домики, просёлочные дороги, поля с одинокими сараями и аккуратно упакованными рулонами сена.
- А чем занимаются здесь сельские жители? Как им живётся?
Тимо улыбнулся.
- Каждая сельская семья в своём хозяйстве имеет минимум одну корову, свинью, несколько кур и цыплят. Финские крестьяне вначале весны выезжают на своих тракторах в поле, пашут, сеют. У них к земле отношение особое уважительное, поэтому все поля ухожены. Пустырей нет.
Я всматривалась в проплывающие за окном пейзажи и понимала, что скромная и тихая красота Финляндии даёт ощущение умиротворения и благополучия.
Ситуацию на дороге усложнили зимние сумерки и начинающаяся метель, она носила пушистые снежинки и не знала, куда их положить: то ли унести их в открытое поле, то ли с помощью завывающего ветра-бродяги напугать нас, путников.
Ближе к северу метель стала затихать, а мороз крепчал. На ясном небе, усыпанном звёздным севом, сияла огромная холодная луна. Она теперь была нашей спутницей, освещая дорогу в северной темноте.
Вдруг Тимо остановил машину:
- Таня, выходите, попьём кофе.
Я удивилась...
- Какой кофе? Ведь вокруг нет ни одного кафе?!
- Подойдите сюда! – сказал Тимо, приглашая нас к небольшому столику, стоявшему недалеко от придорожного деревенского домика.
На столе стоял большой термос с горячим кофе, рядом в коробочке лежали кексы и сдобные булочки. Горячий кофе на морозном воздухе прогнал усталость. Тимо достал несколько финских монет и опустил их в небольшую шкатулочку. Мы согрелись, и поехали дальше.
- Почему никто не вышел за деньгами? - интересовалась я.
- Помочь путнику в дороге у нас, финнов, принято. - спокойной объяснил Тимо.
- Как все просто и аккуратно у финнов. - размышляла я, всматриваясь в холодную арктическую ночь.