“Дневник сельского священника” в киноклубе "Остров"
Диакон Игорь Ларченко   28.01.2015

Мы продолжаем смотреть фильмы на тему “Образ священника в мировом кинематографе”. В очередную пятницу, 23 января путем голосования был выбран один из лучших фильмов кинематографа о священнике – фильм Робера Брессона “Дневник сельского священника”. Снятый по роману французского христианского писателя Жоржа Бернаноса фильм погружает нас в атмосферу сельского прихода послевоенной Франции. Именно погружает, потому что Брессон удивительным образом заставляет отвлечься от кино как искусства, т.е. операторской работы, игры актера и т.д. Впечатление истинности происходящего и простоты поражает... Ты просто живешь два часа вместе с героями произведения. Андрей Тарковский как-то признался, что это его любимый фильм:

«Пример истинного кинематографиста для меня Робер Брессон. «Дневник сельского священника» я считаю любимым фильмом. Брессон делает картины, когда у него возникает к тому потребность. Замыслы диктует ему его совесть художника, его идея. Он творит не для себя, не для признания, не для похвал. Не думает о том, поймут его или нет, как оценит его пресса, станут или не станут смотреть его фильм. Он повинуется лишь неким и высшим объективным законам искусства, он чужд всех суетных забот, и трагическое пушкинское «поэт и чернь» от него далеко. Поэтому картины Брессона обладают простотой, благородством, поразительным достоинством. Брессон единственный, кто, сумев выдержать испытание славой, остался самим собой».

«Его главным принципом было разрушение так называемой «выразительности» в том смысле, что он хотел сломать границу между образом и реальной жизнью, или, другими словами, саму реальную жизнь заставить звучать образно и выразительно. Никакой специальной подачи материала, никакого педалирования, никакого заметного глазу нарочитого обобщения».

«В каком-то смысле он сближается в своем стремлении с восточным искусством дзеновского, что ли, толка, где форма настолько изысканна, настолько последовательна, что она уже перестает существовать. Фон становится очевиднее, нежели смысл, который за этим стоит...

У Брессона какой-то невероятный, совершенный аскетизм. Это уже абсолютное отсутствие формы перед лицом правды жизни, и это уже смыкается со своей противоположностью и превращается в абсолютную форму. В чистое кино, в чистое искусство, где нет ни грани похожести на жизнь, а с другой стороны, все это тут же превращается в абсолютное правдоподобие. Именно эта пульсация создает почти тошнотворное ощущение, будто находишься на палубе корабля, качающегося на мертвой зыби. Это действует совершенно необратимо. Нечто подобное бывает тогда, когда хочется что-то вспомнить и никак не удается. Возникает какой-то мотив, интонация, тень, что ли, мысли, которую невозможно ухватить, но она все время носится в сознании. Такое мучительное состояние очень напоминает мне некоторые сцены у Брессона. Я, пожалуй, не испытывал никогда большего волнения, чем глядя картины Брессона».

Фильм как никакой другой показывает нам внутреннюю жизнь священника, его сомнения и борьбу с самим собой, его слабость, отчаяние и, вместе с тем силу и крепость веры, его восхождение на крест и богооставленность, его жертвенность даже в последние минуты жизни... Великий фильм!

  • Добавил(а): Nata
  • Просмотров: 1060
  • Комментарии: 2
Огромное спасибо Вам, дорогой отец диакон!
Мне сложно много писать на клавиатуре. Здоровье подводит и зрение уж совсем затрудняет Поэтому я просто скажу так:
дорогой о.Игорь, Вы делаете очень хорошее дело! Я был уже на 4 просмотрах. Главное - Вы всех нас любите, Вы так искренни и так горячи и в тоже самое время Вы очень внутренне спокойны, что все, что Вы нам говорите свидетельствует о том, что Вы человек молящийся. И очень внутренне радостный!
Мне, дорогой о.Игорь трудно судить о вещах кинематографических, специальных. А Вы открываете то, что лично я никогда бы не разглядел в просмотренных фильмах. Покажусь не скромных, но чаще всего мне и самому удается почувствовать то самое важное в фильме - когда автор смог при создании своего произведения УСЛЫШАТЬ ГОЛОС БОГА. Очень редко мне удается "разложить по полочкам" какими именно средствами режиссер или актер смог мне транслировать свою христианскую веру через фильм и сказать то самое главное для него, что он все-таки смог сказать своему зрителю.
А Вы своим умением и огромным расположением к каждому из пришедших к Вам на просмотр убедительно и ненавязчиво раскрываете "механизмы", которыми автор умело пользовался. Вы даете видение и понимание, что автор своим произведением выстраивает Вертикаль. Одно дело - чувствовать эту вертикаль и другое дело - радостное дело - самому увидеть эту вертикаль.
Простите, дорогие, меня! Чувствую сумбурность своего текста. :) Простите! Но я долго, а не сразу после просмотра этого фильма, собирался с мыслями и со смелостью написать здесь. Но вот все же смутился и не смог, наверное, сказать главного!
Попытаюсь еще раз! :)
Показываемые нам отцом диаконом Игорем фильмы, их авторы, актеры... они не нуждаются уже давно в подтверждениях их умений и талантов.
Мне показалось, что надо поддержать о.Игоря, сказав ему слова благодарности!
Господи! Как же часто мы забываем благо-дарить. Умному и скромного человеку живущему молитвенным общением с Богом нашим, благодарность не помешает. Она человеку крылья расправит!
Все! Закругляюсь! Дорогой отец диакон Игорь! Спасибо Вам за щедрость душевную и за любовь к Вашим братьям и сестрам. Пусть она никогда не иссякнет! Милости к Вам и милосердия прошу в молитвах у Господа моего Иисуса Христа!
Простите!

0
2 Nata  
аватарПо-братски благодарю Вас за искренность и высокую оценку моей работы. Мне очень важно получать любой отзыв и любое пожелание, чтобы продолжать деятельность нашего киноклуба и такие искренние отзывы как Ваш не дают мне впасть в уныние... Ещё раз благодарю!
С уважением, д.Игорь

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]