Пасха среди лета
Виктория Сенчугова   24.08.2016

«Счастлив будет тот, кто пробудет у убогого Серафима в Дивееве от утра до утра, ибо Матерь Божия Царица Небесная каждые сутки посещает это место».
Преподобный Серафим Саровский

07-13 августа 2016 года паломники Спасо-Парголовского храма под духовным руководством протоиерея Кирилла Борисова совершили поездку к святыням Дивеева, Нижнего Новгорода, Арзамаса и Мурома.

Нижегородская земля встретила нас теплой солнечной погодой, из дождливой питерской сырости мы окунулись в жаркое лето.

Экскурсовод Валентина Васильевна стала нас знакомить со святынями Нижнего Новгорода.

С 1816 года Нижний Новгород гордо несет славу «Кармана России». Именно с этого года Нижний – столица всероссийской Нижегородской ярмарки. На Стрелке Оки и Волги по проекту знаменитого архитектора Бетанкура возводится грандиозный ансамбль Нижегородской ярмарки. Правда, в настоящее время из первоначального ансамбля Нижегородской ярмарки сохранилось очень мало.

Мы посетили кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского, его еще называли новоярмарочным. По высоте (87 м) собор до сих пор занимает третье место среди храмов России после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.



История собора началась в середине XIX века, когда центральный Спасский собор в ярмарочном торговом комплексе уже не мог вместить всех верующих, и купечество обратилось с ходатайством о постройке нового собора, который и был построен в 1880 г.

Великолепное убранство собора, резной иконостас, более 120 Богородичных икон, икона Нерукотворного Образа Спасителя – список с чудотворного образа Тутаевского Всемилостивейшего Спаса, оставляют неизгладимое впечатление.

Следующая церковь Собора Пресвятой Богородицы, более известная как Строгановская, запомнилась своим изяществом и роскошью каменного кружева.



Собор был построен на средства Строганова Г.Д. и освящен в 1719 году, а спустя три года в Нижний Новгород приехал император Петр I. Он был на Божественной литургии в Строгановской церкви и после этого храм был закрыт. Возможно, закрытие церкви произошло из-за того, что в двух иконах местного чина (они сохранились и до настоящего времени) император узнал иконы, которые он заказал мастеру Караваку для Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Григорий Дмитриевич Строганов заботился об украшении своей церкви и, увидев их в мастерской художника, тайно от государя купил их, попросив мастера для Петропавловского храма написать другие. Узнав иконы, Петр I разгневался и повелел закрыть храм, построенный Строгановым.

Потом мы посетили главную достопримечательность Нижнего Новгорода –Нижегородский Кремль. Несмотря на многочисленные осады, этот Кремль никогда не был взят неприятелем! Нижегородский кремль называют самой грандиозной и величественной средневековой крепостью, сохранившейся в центре России. По мнению специалистов, Кремль не имеет аналогов по перепаду высот между двумя его половинами и является одним из самых совершенных инженерно-фортификационных сооружений своего времени. Строительство Нижегородского кремля в его нынешнем виде было начато в 1500 году и продолжалось 15 лет. За это время были возведены почти два километра крепостных стен, достигавших высотой до 20 метров, и тринадцать башен высотой до 30 метров, толщиной стен - 3,5-5 метров. Мы полюбовались величием и красотой Кремля и видами, которые открываются с его стен, Стрелкой на слиянии Оки и Волги. В завершении экскурсии по Кремлю мы посетили Михайло-Архангельский собор, самое древнее сооружение Кремля, в котором покоятся останки знаменитого нижегородца Кузьмы Минина. По преданию, именно около Михаило-Архангельского собора Кузьма Минин обращался к соотечественникам, призывая идти освобождать Москву от польско-литовских интервентов.

Стрелка на слиянии Оки и Волги

Собор Архангела Михаила в Нижегородском Кремле

Следующим местом, которые мы посетили, был Вознесенский Печерский монастырь, основанный в 1328—1330 годах святителем Дионисием Суздальским. Первоначальное место основания монастыря не сохранилось, в пещерах, где жили монахи, произошел обвал. Монастырь очень благолепный и ухоженный, но мы торопились, посетили его очень быстро и отправились в Арзамас.





Про Арзамас в старину говорили: «Арзамас городок – от Москвы уголок». Это сравнение напрашивалось из-за такого обилия соборов, церквей, монастырей в Арзамасе, что невольно вспоминалась златоглавая Москва с ее «сорок сороков». И сегодня Арзамас очаровывает куполами своих многочисленных древних и старинных храмов. Мы посетили кафедральный собор Арзамаса – величественный Воскресенский собор. Храм построен на высоком холме Арзамаса и виден издалека. Собор строился 28 лет в память победы русского народа в Отечественной войне 1812 года на средства, пожертвованные арзамасцами. Здание выполнено в форме греческого креста. Храм украшен необычными фресками, выполненными в технике «альфреско» – по сырой штукатурке тушью и старинными иконами с ризами золотого и серебряного шитья.



Мы поклонились самой чтимой святыне Воскресенского Собора: Животворящему Кресту Господню.



По преданию, резной Крест Господень был принесен в Арзамас во второй половине XVII века Шаянским. Он чудесным образом обрел его на Макарьевской ярмарке и принес его в Арзамас на спине. Сохранилось множество свидетельств о чудесах, происходивших и происходящих по молитвам перед Крестом Животворящим: Господь неоднократно спасал Арзамас от моровых поветрий, засухи, пожаров и других несчастий. Есть свидетельства о прозрении слепых, исцелении расслабленных и, особенно, об избавлении детей от различных болезней после молитвы у Креста. В эпоху воинствующего безбожия в Воскресенском кафедральном соборе был устроен музей атеизма, куда свозили из разоряемых храмов наиболее ценные «экспонаты» церковного «прошлого». Когда церкви стали возвращать верующим, среди икон и утвари закрывшегося музея был обретен Животворящий Крест.

Из Воскресенского собора мы проследовали в Никольский женский монастырь и пропели акафист перед чудотворной иконой Божией Матери "Избавление от бед страждующих". Икона очень почитаемая, записано множество чудес, которые происходят по молитвам перед иконой Божией Матери. Икона была принесена в монастырь в 1997 году жительницами Арзамаса и чудесным образом обновилась, на темной доске появились лики Богородицы и Богомладенца. Ежегодно в обитель приходит около 3000 писем с просьбами помолиться перед этой иконой.



Еще один очень почитаемый в монастыре образ Божией Матери «Достойно есть» («Изрубленная»). Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаза Богородицы. В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того, как сестры взяли ее на крестный ход. Буквально на следующий день после обновления икона замироточила. После обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог поругаем не бывает.

В монастыре также хранится одна из самых древних и почитаемых святынь Арзамаса – резная икона святителя Николая Чудотворца – «Никола Можайский». Около 1580 г. икона была преподана игуменом Арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря Сергием в дар новообразованному Николаевскому женскому монастырю. Она прославилась многими чудотворениями и по сегодняшний день является одной из самых почитаемых святынь Арзамаса. Шитая риза образа святителя Николая - шедевр златошвейного искусства, которым в совершенстве владели сестры арзамасских женских монастырей.

В завершении нашего пребывания в Арзамасе мы посетили музей русского Патриаршества. Это единственный в мире музей, экспозиции которого целиком посвящены жизни русских Патриархов. Гид провел очень познавательную экскурсию, мы узнали много нового о жизни и деятельности Патриархов Московских и всея Руси Никона, Пимена и Сергия, рожденных на Нижегородской земле. Осмотрели подлинные вещи шести Святейших Патриархов: Никона, Пимена, Сергия, Алексия I, Алексия II и Кирилла: облачения, митры, подлинники документов, фотографии.



Покинув гостеприимный Арзамас мы отправились в Дивеево и по дороге заехали в Суворово, поклониться мощам новомучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Жизнь блаженной Евдокии и ее послушниц удивительна и особенна. С 20 лет блаженная Евдокия заболела и не вставала с кровати, она не меняла одежду, пока не истлеет, не мылась, вериги, которые Евдокия носила, вросли в ее тело. Еще при жизни наградил Господь Евдокию особым даром прозорливости и способностью исцелять больных. Вместе с Дуней на краю села жили и три её послушницы (хожалки), которые ухаживали за ней и молились вместе с ней. В 1919 году Евдокия, Дария, Дария и Мария после тяжелых истязаний были расстреляны и похоронены в одной могиле, из которой их мощи уже и были перенесены в храм Успения Пресвятой Богородицы в с.Суворово. Блаженная Дивеевская Мария Ивановна говорила: «Ходите к Дуне на могилку чаще, там ангелы поют непрестанно».

ДИВЕЕВО

Есть место такое в России,
Где Пасху средь лета поют.
И мир, о котором просили,
Росою туманы прольют.
Где небо так кажется близко,
И нет невозможного там,
А солнце спускается низко
И песню играет цветам…
Удел Богородицы дивный -
Дивеево с тайной простой.
Свет тихий, святой, неотмирный...
И луч на росе золотой...

Татьяна Радынова



Вечером в канун праздника иконы Божией Матери «Умиление» наш автобус приехал в Дивеево – четвертый удел Божией Матери.

Все в этой обители созидалось и устраивалось по благословению и непосредственному указанию Самой Царицы Небесной, Которая открывала Свою волю матушке Александре (Агафье Мельгуновой), а затем, после кончины первоначальницы, избрала смиренного подвижника Саровской пустыни иеромонаха Серафима для устройства удивительной обители, женской Лавры, Своего Четвертого Удела на земле. «По своей воле ни одного камешка у них не поставил - только по указанию Царицы Небесной», - говорил преподобный Серафим в конце жизни. Особое попечение имеет Пресвятая Богородица об этом святом месте. Преподобный Серафим говорил: «Кто даже сердцем воздохнет да пожалеет их (сестер Дивеевских), того Господь наградит». Каждую ночь Царица Небесная обходит обитель по Святой Канавке, устроенной вокруг монастыря.

В Дивеево мы разместились на ночлег в новенькой уютной гостинице, а утром пошли на Божественную Литургию, которую в честь праздника иконы Божией Матери «Умиление» (любимой келейной иконы батюшки Серафима) совершали архиерейским чином митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл в сослужении множества духовенства. Троицкий собор был переполнен многочисленными паломниками, приехавшими на праздник. После литургии вокруг монастыря и по святой Канавке пошел крестный ход. Народа было так много, что когда сестры спускались с Канавки, люди еще заходили на нее. Люди шли по Канавке и пели «Богородица Дево, радуйся». Погода была великолепная: солнечная, жаркая, славящая Господа. Дивеево утопало в цветах: розы, бегонии, флоксы. Благоухание стояло в воздухе. Существует легенда, что в последние времена в Дивеево будет столько цветов, что люди, приезжая туда, буду согревать свои ожесточившиеся сердца. От многих беззаконий охладеет любовь, а цветы будут возвращать ее людям.

Вернувшись в Троицкий собор митрополиты Георгий и Кирилл совершили праздничный молебен перед иконой «Умиление», а после окончания молебна поздравили присутствующих с праздником. Митрополит Кирилл вспомнил события 25-летней давности, очевидцем которых он был в Дивеево, когда в возрождающуюся обитель были принесены чудом обретенные в Казанском соборе Петербурга святые мощи преподобного Серафима. Как стоял на коленях народ, встречая батюшку Серафима, как исполнилось пророчество преподобного, что он возляжет телом в Дивеево.





После трапезы мы поехали на источник преподобного Серафима близ деревни Цыгановка. «Я молился, радость моя, дабы вода в колодце сия была целительной от болезней», -говорил преподобный Серафим.



Еще при жизни Преподобного славился своими исцелениями Саровский источник преподобного Серафима. Этот источник был цел еще в 1943 году, но затем он был закрыт и забетонирован, а в 1947 году Саров стал закрытой зоной. Но Господь не оставил верующих без утешения. И на краю Саровского леса прославился новый источник, но который и перешла слава прежнего источника Батюшка Серафима. Гид рассказала нам: «Саровская пустынь была огорожена колючей проволокой, там находился военный объект, который строго охранялся. Однажды, когда караульные проверяли сторожевые посты, они увидели старца в белом балахончике и с посохом в руке.. Военные спросили его: «Дедушка, что ты здесь делаешь?» Но Старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода». Видение это настолько поразило начальника охраны, что он провел линию запретной зоны в некотором отдалении от источника. Теперь родник находится в ведении Дивеевского монастыря. В 1994 году отвели русло реки, устроив небольшое озеро из святой ключевой воды.

Около озера выстроены благоустроенные раздевалки и купальни. Мы окунулись в голубые воды святого озера и как на крыльях полетели к следующим источникам, расположенным в самом Дивеево: в честь Казанской иконы Божией Матери, святого Пантелеймона, в честь иконы Божией Матери Умиление. Вода в источниках очень холодная +4, но после нее к тебе приходит удивительная легкость.

На вечерней службе мы смогли приложиться к мощам батюшки Серафима, к его вещам, к иконе Божией Матери «Умиление», а после службы пройти по Святой Канавке с чтением молитвы. Как говорил преподобный Серафим: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»



На следующее утро желающие причастились за Божественной Литургией в Преображенском соборе и мы поклонились святым основательницам Дивеевской обители, чьи мощи почивают в Казанском храме: преп. Александре, Марфе и Елене и дивеевским блаженным Пелагии, Параскеве и Марии. Побывали на могилке Николая Мотовилова, ученика преподобного Серафима, сохранившему для нас поучения батюшки. В советское время большинство могил у Казанской церкви сровняли с землей. Пытались срубить и березу, росшую на могиле Мотовилова, но ковш экскаватора сломался. У самого корня березы до сих пор торчит осколок его металлического зуба.

Следующий город, который мы посетили, был Муром, город, входящий в десятку самых древних городов России. Сначала мы поехали на окраину Мурома в Карачарово, родное село былинного богатыря св.преп. Ильи Муромца, чьи мощи почивают в Ближних пещерах Киевско-Печерской лавры. Окунулись в воды святого источника, по преданию забившего из земли после удара копытом богатырского коня Бурушки. Источник еще называют Троицким родником, так как выше источника находится ныне восстанавливаемая Свято-Троицкая церковь, в основание которой по поверью сам былинный богатырь заложил несколько дубов. Потом побывали в храме св.мучеников Гурия, Самона и Авива, где приложились к чтимому образу Святого с частицей мощей и поехали в муромские монастыри.

В Свято-Троицком монастыре отец Кирилл отслужил молебен с акафистом святым Петру и Февронии, покровителей семейного счастья и любви, чьи мощи покоятся в монастыре.



Кто не знает предание о любви муромского князя и простой девушки, излечившей его от серьезной болезни. Им пришлось пережить гонения гордых бояр, не пожелавших иметь княгиню простого звания, но любовь и преданность жителей города, помогли вернуться им из изгнания и занять прежнее положение.

В преклонном возрасте Петр и Феврония приняли монашеский постриг и умерли в один день. Они завещали похоронить их вместе, но их положили в разных гробах, и чудесным образом на следующий день их тела опять лежали в одном гробу.

Мы окунулись в благодатную атмосферу тихого уютного женского монастыря, помолились о своих родных, близких, любимых и пошли Благовещенский монастырь.

Благовещенский мужской монастырь был основан Иваном Грозным во время похода на Казань. Храм Благовещения никогда не закрывался и здесь молились сестры Дивеевской обители после закрытия монастыря в Дивеево. В монастыре почивают мощи св. благ. кн. Константина и его сыновей Михаила и Феодора. С именем этого князя связано крещение Муромской земли. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Жестокие муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Тело убиенного князя Михаила было положено рядом с храмом во имя Благовещения Богородицы. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен этого храма. Сейчас вся семья, все трое, отец и сыновья лежат в одной раке.



В храме Благовещения редкой красоты иконостас и чудотворные иконы Божией Матери: Козельщанская, украшенная расшитой ризой и Иверская. Благовещенский мужской монастырь в 1812 году стал убежищем главных московских святынь - Владимирской и Иверской икон Божией Матери, привезенных сюда из Первопрестольной. С тех времен список Иверской иконы Царицы Небесной в этой обители прославлен многими чудесами.

Мы останавливаемся на трапезу и ночлег в Спасо-Преображенском монастыре, древнейшем русском монастыре, основанном святым благоверным князем Глебом в 1096 г. Здесь жил князь Петр после пострижения в монахи. Монастырь весь сияющий, белый, чистый, ведь белый – цвет праздника Преображения Господня. Везде цветы: гортензии, розы, подсолнухи. Много яблонь с румяными плодами. Рядом с часовней святого Георгия маленький прудик, украшенный камнями и растениями, в пруду плавают белые, розовые и желтые лотосы. На заднем дворе небольшой зоопарк, пасутся ослик, овечка, у пруда расхаживают утки, в вольерах множество петухов и куриц всевозможных пород и расцветок, фазаны, павлины, цесарки.

В монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», икона была привезена в монастырь в прошлом веке со святой горы Афон. Она дважды способствовала восстановлению Спасо-Преображенского монастыря: в конце XIX века и в конце XX века. Монахи считают, что именно с возвращением в обитель в 90-е годы чудотворного образа «Скоропослушницы» работы по возрождению монастыря пошли быстро и ладно.

В этом же монастыре хранится частица мощей преп. Илии Муромца. В гробнице сделано скульптурное изображение преподобного, на груди у него лежит меч. В полумраке церкви, кажется, что былинный герой только прилег отдохнуть и скоро станет и пойдет охранять границы Руси.





Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» с кристальной чистой родниковой водой оборудована купелью с камнем из реки Иордан. Мы окунаемся в ледяную воду и бодро идем на трапезу. В уютных номерах гостиницы читаем молитвенное правило, отдыхаем.

На следующий день Божественная Литургия в Преображенском соборе. После нее идем в храм преп. Сергия Радонежского, нам разрешают позвонить в «била» - колокола, отлитые по древнему монастырскому образцу. Нам уже надо спешить в обратную дорогу в Нижний Новгород и мы садимся в автобус. Ждем отъезда и вдруг оказывается, что не работает аккумулятор и автобус не заводится. Пока водитель Алексей пытается решить технические проблемы, а гид звонит в фирму, чтобы заказать другой автобус, мы вспоминаем, что так и не прочитали акафист батюшке Серафиму. Его любимой иконе «Умиление» читали, а ему еще нет. Отец Кирилл начинает читать акафист, мы подпеваем и на последних строчках акафиста автобус заводится. Радостные и умиротворенные мы трогаемся в обратный путь.

В Нижнем Новгороде еще успеваем побывать Спасском Староярмарочном соборе, возведенном в 1822 году по проекту архитектора Огюста Монферрана, создателя Исаакиевского собора, и спешим на вокзал, чтобы тронуться в обратный путь. Паломничество завершилось и такое чувство, что ты побывал в райских селениях, прикоснулся к великим святыням и хочется продлить путешествие, но надо возвращаться домой. Слава Богу за все!



  • Добавил(а): Nata
  • Просмотров: 319
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]