Стихотворение написано на тот исторический знаменитый случай, когда святитель Амвросий, епископ Медиоланский, отлучил от Церкви императора Феодосия Великого.



Антонис ван Дейк. Св. Амвросий и император Феодосий.

В Солуни, теперешних Салониках, часть черни произвела бунт и зверски растерзала начальника городской стражи, любимца императора. Об этом было послано донесение в Милан — местопребывание императора Феодосия. И монарх в гневе подписал приказ, чтобы в мятежный город был немедленно послан военачальник с отборной дружиной, чтобы все жители царским именем были собраны на игры в цирке и там до единого истреблены. Ужасный приказ был исполнен.

А вот, что произошло в Милане после этого события в день Успения:

На стогнах народ весь миланский стоял;
Был праздник великий Успенья,
И царь православный в сей день пожелал
Святое принять причащенье.
И сам литургию был должен свершать
Епископ миланский Амвросий
И тайных небесных Даров благодать
В соборе от мужа святого принять
Сподобиться мнил Феодосий...
Осыпав обильно монарху весь путь
Ветвями древес и цветами —
На царский торжественный поезд взглянуть
Теснились миланцы толпами.
И ждали все долго в молчанье — и вот
Вдруг с шумом народ встрепенулся,
От царских палат до соборных ворот,
Как яркая лента, торжественный ход,
Блестя и виясь, потянулся.
И стройной громадою, всех впереди,
Сомкнувшись густыми рядами,
Бряцая доспехом, блистая в меди,
Прошли легионы с орлами.
За ними, красуясь на статных конях,
Попарно, в одежде парчовой,
Все в злате, сребре, в самоцветных камнях,
Сановники, слуги царёвы,
И стражи его в драгоценной броне
Тянулись златой вереницей.
И вот вслед за ними на белом коне
В алмазном венце, в багрянице,
Как ясное солнце за светлой зарей,
Сам царь наконец показался,
И радостный клик, как раскат громовой,
По волнам народным промчался,
И звон колокольный сильней зазвучал,
Вещая царя приближенье,
И в сонме иереев на паперть предстал
Епископ во всем облаченье.
Подъехал весь поезд к соборным вратам,
С коней своих всадники сходят,
И вслед за царем по восточным коврам
На паперть высокую всходят.
И царь богомольный, склонившись главой,
Обычаю Церкви послушный,
Подходит к владыке с простертой рукой
Да знаменьем крестным епископ святой
Его осенит благодушно.
Но в ужасе быстро пред ним отступил
Святитель и, взором сверкая,
«Отыди, убийца, от нас, — возгласил, —
Ты душу злодейством свою осквернил,
Как Ирод невинных карая!
И ты, дерзновенный, помыслил предстать
Пред жертвенник храма святого,
Чтоб страшных Божественных Таин воспринять
Средь кроткого стада Христова!
Как примешь ты Тело честное Христа
Десницей, в крови орошенной?
Как Крови Господней коснутся уста,
Изрекшие суд исступленный?
Я, властью мне данной решить и вязать,
От Церкви тебя отлучаю,
Престану в молитвах тебя поминать
И вход тебе в храм возбраняю!»
«Владыка святой, — так монарх возразил
В слезах и великом смущенье, —
И царь-псалмопевец убийство свершил,
Но Бог Милосердный его не лишил
Святой благодати прощенья».
Епископ в ответ: «Ты умел подражать
Давиду-царю в злодеянье,
Умей же, как он, со смиреньем принять
Тяжелый венец покаянья.
И денно, и нощно молитву твори
И в мыслях своих, и устами,
Покорностью царственный дух свой смири,
И грешное тело постом изнури,
И сердце очисти слезами!
Тогда-то в преддверии церкви святой,
Моля у прохожих прощенья,
Измученный, плачущий, бледный, босой,
В толпе ариан с непокрытой главой,
Предстанешь ты здесь в униженье,
Да вочью узрит в униженье твоем
Народ твой и с ним все языки,
Что царь всемогущий с последним рабом
Равны перед вечным незримым судом
Всевышнего мира Владыки».
Так, гневом великим исполнясь, вещал
Царю всенародно святитель,
И грозным упрекам смиренно внимал
Могучий Вселенной властитель.
Потупил он взоры, поникнул челом,
И сжалося горестно сердце,
И ужас объял, как пред Страшным Судом,
Бесстрашную грудь самодержца.
Он сбросил порфиру, снял царский венец,
И робкой смиренной стопою
Чрез шумные стогны в свой пышный дворец
Побрел с непокрытой главою.
Как чудом небесным народ поражен,
Молился и плакал в печали,
И в злобе бессильной под вопли и стон
Меж тем царедворцы роптали,
И шумно надменной и дерзкой толпой
Епископа все обступили,
И, ссылкой, и казнью, и вечной тюрьмой,
И пыткой грозя, говорили:
«Что сделал ты, дерзкий безумец? Как мог
Царю нанести оскорбленье,
Откуда пришел ты, нежданный пророк,
Кто властью тебя непонятной облек
Царям изрекать отлученье?
Ты — пастырь, служитель простой алтаря,
Он — вождь наш, всем миром избранный,
Тебе ли вступаться в деянья царя,
Советник, учитель незваный?
Скажи, как дерзнул ты в безумстве своем,
Права преступив гражданина,
Пред войском, народом и целым двором
Судить и карать властелина?
Что станется с войском, что скажет народ,
В ком будет к властям уваженье,
Когда сам святитель пример подает
К лицу венценосца презренья?
Опомнись, безумный, беги ты к царю,
Моли всенародно прощенье,
Зови неотступно его к алтарю
И даруй грехов отпущенье».
«К царю не пойду я, — епископ вещал, —
В чем стану молить я прощенья?
А час вожделенный еще не настал
С главы его снять отлученье.
Пускай меня кесарь на плаху пошлет:
По стогнам, народом кипящим,
Пойду со смиреньем — да узрит народ
Покорность властям придержащим.
Но знайте: ни плаха, ни тяжесть цепей,
Ни пытки ужасной мученье
Не в силах исторгнуть из груди моей
Монарху грехов отпущенье.
Пусть срок покаянья и плача пройдет,
И тяжкое бремя проклятья
С души, обновленной слезами, спадет,
И Церковь, как матерь, его призовет
В простертые нежно объятья».
И срок покаянья влачился, как век,
И девять прошло полнолуний
Со дня, как властитель во гневе изрек
Погибель мятежной Солуни.
Был праздник, но с скорбью великой в сердцах
Тот праздник встречали в Милане:
С душой сокрушенной, в печали, в слезах,
Толпились на стогнах граждане.
С лицом изнуренным суровым постом,
Босой и полуобнаженный,
Потупивши взоры свои со стыдом,
Как сын-расточитель в отеческий дом,
Шел грозный властитель Вселенной
Принесть покаянье пред храмом святым,
Смиренья высокого полный,
И с плачем и воплем великим за ним
Стремились народные волны.
Слезами и скорбью деляся с толпой,
Как с нежной семьею своею,
Дошел он до церкви и с жадной мольбой
Во прах распростерся пред нею,
И в прах вместе с ним перед церковью пал
Народ весь и бил себя в перси,
И вслед за монархом к владыке взывал:
«Я грешник великий, спасенья взалкал,
Отверзи мне двери, отверзи!»
И двери отверзлись. Как гость неземной,
Святитель из храма явился:
Лик мужа честного любовью святой
И радостью горней светился.
Он поднял монарха десницей своей
Из праха с слезой умиленья
При радостном звоне миланских церквей
И клира торжественном пенье.
И тайною силой Небесных Даров,
Раб Божий, монарх укрепился,
И Церкви Вселенской под отческий кров
Он в паству Христа возвратился.
И снова с главой, осененной венцом,
При радостном клике народном,
Бодр духом и сердцем и светел лицом
Потек по ликующим стогнам.
И с оного дня архипастырь с царем,
Сдружась неразрывно сердцами,
Делились по-братски досугом, трудом
И дум величавых плодами.
Епископ Божественным словом любви
И силой отеческой власти
Смирял у монарха в кипящей крови
И гнева порывы, и страсти.
И царь, осенен благодатью святой,
Весь духом любви просветился,
И в блеске ином, с обновленной душой,
Прекрасен он миру явился
И стал милосерд и к народам своим,
И варваров к полчищам диким.
Епископ был Церковью признан святым,
А царь Феодосий судом вековым
Потомства был признан Великим.


По книге Е.Поселянина "Идеалы христианской жизни"