Иеромонах Дионисий (Игнат)



— Как можно блюсти хранение ума, особенно в городе, где нас окружает всякое зло?

— Необходима борьба, необходим подвиг. Как христианин, ты прекрасно знаешь, что наносит тебе вред, не так ли? Ну, так старайся не делать этого. Ты прекрасно знаешь и то, что может помочь тебе, — добродетели. Совершай их, и спасешься ими. Поэтому считай, что ты как на войне, ты как солдат, и справа и слева старающийся отбить своего противника, не дать ему продвинуться вперед. Так и мы, христиане, будем сражаться со страстями, причиняющими нам вред, с врагом наших душ, и будем стараться совершать добродетели.

Но даже если мы и стараемся, человек всегда слаб, он не смог бы исполнить свое желание, если бы не Бог, Который помогает нам. Бог если видит, что склонность сердца твоего не фальшива, тогда Он поможет тебе непременно, это невозможно, чтобы Он тебе не помог. И если мы стараемся с помощью Божией, то, разумеется, Бог помогает. (1996)

— Как можно проводить святую жизнь в миру, где на каждом шагу искушения: скажем, для зрения и слуха?

— Э-э-э!.. Долготерпением, имея духовную решимость в душе своей. Скажи себе так: «Я знаю, что такое грех. Зачем мне смотреть с похотью на эту девушку, оттого что она так красива, а потом уязвляться сердцем?» Ты видишь, что говорит Священное Писание: когда ты посмотрел на женщину с вожделением, ты «уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5:28). Поэтому нам надо стараться иметь духовное мужество в душе. Будем говорить так: «Эта девушка красива, но она — творение Божие. Если здесь, на этом свете, несовершенный человек обладает такой красотой, то каковы же ангелы Божии?» Направь свои мысли и ум к ангелам и красотам, которые имеются у Бога на небесах, и тогда не будешь испытывать страсть. Но необходимо, как я сказал, духовное мужество, и Бог поможет. Во всякую секунду и всякую минуту говори: «Боже, помоги!» — и каждый миг Он будет помогать тебе: ведь Бог не далеко, Он всюду и вечен. (2002)

— Какой совет вы дадите нам, мирянам, касательно сердечной молитвы? Что нам делать, чтобы молиться?

— Старайтесь, старайтесь, это хорошее дело. Нет дела лучшего, чем это. Но вам нужна подготовка, чтобы вы смогли стяжать сердечную молитву. Это не невозможно, но требуется многое терпение. Бог помогает: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Прежде всего, выбросим из нашего сердца и головы эгоизм – представление о том, будто мы нечто. И когда мы выбросим его из себя, будем считать себя пред Богом самым грешным человеком на земле. Тогда знай, что у тебя будет большая подмога и большой прогресс. Покуда у тебя имеется эгоизм в душе и сердце, ты подвизаешься напрасно. Но старайся, ибо как бы мало ты ни потрудился, получишь пользу. Если ты достигнешь того, чтобы всё время иметь умную молитву — эту великую Божественную благодать, даже когда спишь, — то хорошо, а если случилось, что ты не смог преуспеть — ты тоже не понес ущерба. Тебе будет воздаяние от Бога.

Видишь ведь, что нам говорят святые отцы: если ты всего раз осенил себя святым крестом со страхом Божиим и смиренномудрием, то он записан на небесах. А почему он записан так, этот один святой крест? Враг диавол вечно записывает все наши неисправности, всё зло, которое мы совершаем. Так и Бог, и наш святой ангел-хранитель записывает всё, что мы делаем, даже самое малое доброе дело, чтобы тогда, когда мы будем проходить через воздушные мытарства, ангелу-хранителю было что показать, чтобы нам избавиться от врагов на воздушных мытарствах.

— Батюшка, у нас нет большого желания молиться. Мы всё время откладываем: потом, попозже, завтра, сначала сделаю то-то, послезавтра, начну со следующей недели…

— Это действие искусителя. Никогда не говори: «Сделаю это завтра», — потому что та секунда, которую мы проживаем, — она наша. А другая секунда, другая минута, которая попозже, — она не наша, мы не знаем, доживем ли до нее, ведь человек — как трава. Святой пророк говорит: «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный» (Пс. 102:15). Мы не можем сказать: «Да ладно, сделаю это потом». Поставим перед собой это слово: «Если Богу угодно, да поможет Он мне попасть завтра в церковь, исповедаться и быть внимательным к тому, что скажет мне духовник. Ведь у него имеется благодать Святого Духа, и что он сказал мне, то я должен стараться выполнить, чтобы смочь стяжать Царство Небесное».

Без исповедания грехов мы не можем войти в Царство Небесное. Видите, как велика благость Божия? Он благоволил через благословение архиерея сделать так, чтобы священник мог быть и духовником, и что говорит духовник, то говорит Бог. Ты видишь? Ведь не поставил же Бог духовниками ангелов, но человека — такого же, как все люди, чтобы ты мог пойти и рассказать ему всё, искренне. Потому что если ты пойдешь без искренности, то не получишь разрешения грехов: нужно быть искренним. Милость Божия да будет с вами!

— А если священник грешнее, чем тот, кто исповедуется ему?

— Как бы грешен он ни был, но действует не он, священник, а действует благодать Святого Духа. Даже если он будет недостойным, ты спасешься и попадешь в рай, а он отправится в ад. Это случается сотни, тысячи раз, потому что и священники тоже облечены плотью. И если пастырь не внимает себе, то сворачивает на левый путь, тогда как мы должны идти путем истины, правым путем.

— Как вы видите, мы в большинстве своем из городов. Вы говорите о безмолвии, а как мы можем в безмолвии приближаться к Богу, когда у нас столько проблем? Большинство из нас живет в столице: телефоны, каждодневные заботы... Очень трудно говорить о безмолвии в условиях города.

— Если мы не можем стяжать безмолвия, то будем делать, что можем. Будем стараться, не будем беспечны, ведь беспечность — самая большая опасность для души каждого из нас. Ты говоришь: «Да ладно, это ничего. Сейчас пост, но давай покушаем скоромного» или «Да, не надо мне делать это постыдное дело, но ведь Бог знает...». Так вот. Это называется беспечностью, которая в некотором роде является безнадежностью. Ты согрешил – и что? Ведь ты сам не жалеешь свою душу. А значит, в этом таится опасность.

Однако, сколько можем — будем стараться. И в Бухаресте есть люди, близкие Богу и ищущие спасения. Там тяжелее, но такие люди есть. И даже если их станет меньше, то и ради немногих Бог хранит всё человечество... Помните, что спрашивал Авраам о Содоме и Гоморре (см. Быт. 18:30–33)? «Господи, а если там будет тридцать праведников, Ты накажешь город?» — «Нет». — «А если будет двадцать?» — и так далее, пока не дошел до десяти. Так что и в миру есть люди, близкие к Богу. Да. (1996).