Протоиерей Игорь Гагарин



Обида – одна из самых неприятных вещей на свете. Никто не любит, когда его обижают. И поэтому умение переносить обиды невозмутимо и даже благодушно всегда очень высоко ценилось в христианстве, да и не только в христианстве.

Отец Алексей Мечев говорил своим духовным чадам, чтобы каждый вечер, молитвенно оглядываясь на прошедший день и благодаря Господа за все доброе, радоваться более не о том, что удалось с Его помощью совершить хорошего, а о том, что, если был обижен кем-то, то сумел не обидеться, не рассердиться, не ответить на обиду обидой. Вот это, по его мнению, особенно ценно.

А преподобный Иоанн Лествичник учил считать потерянным каждый день, когда не был никем обижен и не имел возможность перенести эту обиду с кротостью. Ничто так не украшает человеческую душу.

Но… легко сказать!

Кротость, однако, – не единственный правильный способ отреагировать на обиду. Есть пример, когда именно обида стала причиной одного из важнейших и драгоценнейших событий истории человечества. Событие это – Рождество Пресвятой Богородицы, которое мы сейчас празднуем.

Рождение каждого человека – бесценный дар Бога миру. Каждая супружеская чета, держа в руках этот дар, должна с благоговением трепетать перед тайной: «Кем станет это дитя?» Ведь каждый рожденный призван принести в этот мир что-то новое, что-то неповторимое. Как горько, если этого не произойдет! И еще горше, если принесет в мир что-то злое и разрушительное.

Будет ли этот дар, действительно даром или же проклятьем, неизвестно, во многом это зависит от родителей, от их воспитания, примера, молитвы, но в любом случае каждый новорожденный младенец несет в себе надежду. И тот, кто этого дара по той или иной причине не получил, всегда страдает.

Это страдание особенно больно переживалось в ветхозаветном Израиле. Здесь оно воспринималось как знак богооставленности, как нечто недостойное и позорное, воспринималось окружающими как указание на какие-то тайные грехи бездетных супругов.

В таком положении до определенного времени и были Иоаким и Анна, те в чьи руки Господь послал самый прекрасный Свой Дар, Пречистую Деву Марию. Но Дар этот они приняли после долгих лет ожидания, которое с годами казалось все более безнадежным.

Нет сомнения, что все эти годы супруги молились, но, казалось, не слышал их Бог. Однако если Бог не отвечает на молитву, это никогда не означает, что Он ее не слышит.

И здесь мне хочется еще раз напомнить одну важную духовную истину. Бывает, человек чего-то горячо просит у Бога и не получает просимого. Когда ответа на нашу молитву нет долгое время, мы можем поступить двояким образом.

Одни из нас оставляют молитву. «Все равно Бог не слышит, что толку просить!» – рассуждают они. Другие же, напротив, воспринимают это как знак необходимости усилить молитву. Вспомним слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7. 8–9).

Ну а если все-таки не отворяют? Здесь возможно два ответа: первый – некому отворять; второй – плохо стучу. То, какой из ответов мы выбираем, является показателем нашей веры. Все мы не раз молились, но молились ли мы хоть раз!

На молитву Иоакима и Анны дан был ответ тогда, когда она достигла наивысшего накала. А что послужило этому? Обида!

Предание рассказывает, как Иоаким пришел в храм принести жертву и был отвергнут первосвященником. «Ты не принес потомства Израилю!» И так горько и обидно стало Иоакиму, «и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва».

Узнав об этом, Анна оплакивает свое бесчадие, а теперь и вдовство. А тем временем служанка ее оскорбляет свою госпожу, попрекая ее бездетностью. И это оскорбление, эта обида придает молитве женщины новую силу.

Предание повествует об этом так: «И, подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать, говоря: Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у Тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет Тебя, Господи».

И вот на такую молитву ответ наконец пришел. И какой ответ! Однако, повторим, обрела ли бы молитва Иоакима и Анны ту силу, тот накал, если бы не обида!

Благословенна эта обида! Знаю не один случай, когда именно что-то очень обидное пробудило в человеке такую энергию, такое горение, что удалось начать по-настоящему молиться и совершить нечто действительно ценное.

В случае с Иоакимом и Анной тот жестокосердный первосвященник и та грубая служанка, о которых говорит предание, сами того не ведая, сделали благое дело не только этим бездетным супругам, но и всему человечеству. Это, конечно, не означает, что мы тоже должны кого-то обижать в надежде на нечто подобное. Но вот, когда нас обижают…

Вспомним, что благословенной может стать всякая обида, если пробудит в нас желание усилить молитву и побудит душу еще горячее просить, настойчивее искать и громче стучать в Небесные Двери.