Святитель Макарий (Невский)



Душа всего дороже — о ней и следует заботиться больше всего. Но на деле бывает не так: многие только тело свое питают и одевают, а душа оставляется без пищи и одеяния. Пища для души — слово Божие и молитва; одеяние ее — добродетели: любовь, смирение, терпение, вера, воздержание. Христианин, не радеющий о душе, как бы держит ее в срамной одежде: гордости, раздражительности, неверии, в сластолюбии, разврате. Иногда душа как бы болеет, тоскует, чувствует, что ей чего-то недостает. Это — тайный призыв души к покаянию, это — действие благодати Божией. Но от человека самого зависит послушать или не послушать этот призыв. Если он послушает, то с этого времени начинается его исправление. Он видит срамоту души и начинает сбрасывать эту срамную одежду и облекаться в чистую, благоприличную — в любовь, радость, мир, милосердие, воздержание, целомудрие. Случается слышать вопрос: можно ли душу спасать, живя в мире? Ответ на это дан в Евангелии. Юноше, вопросившему, как войти в жизнь вечную, то есть как спасти душу свою, Господь ответил: Соблюди заповеди (Мф. 19,17). Когда же юноша ответил, что он все заповеди исполнял от юности своей, тогда Господь указал ему путь к совершеннейшей жизни: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест (Мк. 10, 21).

Итак, живя и в мире, можно спасать душу. Но в мире бывает много соблазнов ко греху; поэтому некоторые люди оставляют мир и удаляются в обители, чтобы беспрепятственно идти за Христом, неся свой крест. Они оставляют дом, имущество, удовольствия, отрекаются от своей воли, отдаваясь чрез послушание в волю наставника или отца духовного. Впрочем, и здесь они не вдруг освобождаются от грехов. Здесь также предлежит им борьба — борьба с духами злобы, которые с особенным ожесточением нападают на желающего спасти душу свою. Когда инок начинает подвизаться в посте, молитве и трудах, то враг возбуждает в нем самомнение, гордость, влагает лукавую мысль, что он уже святой или приблизился к степени святых, и заканчивается иногда это тем, что подвижник впадает в прелесть, умопомешательство. Враг и в монастыре искусил его чрез добродетель, чрез мнимую святость. Это случается особенно с тем, кто не имеет в жизни подвижнической руководителя, кто предается подвигам поста, уединения, молитвы, не научившись смирению и терпению чрез прохождение низших послушаний по указанию настоятеля, кто не достиг добродетели терпения обид и оскорблений чрез пребывание в общежитии с братьями. А на иных враг нападает внушением им помыслов о прежней мирской жизни или греховными воспоминаниями, возбуждает отвращение от всего монастырского порядка, внушает им оставить этот монастырь и перейти в другой. Когда же инок это сделает, то искуситель гонит его в третий монастырь, а потом совсем изгоняет инока в мир, и бывает с этим, по апостольскому изречению, последняя горша первых (2 Пет. 2, 20): он уподобляется псу, возвращающемуся на свою блевотину, и свинье, которая, омывшись, опять идет валяться в грязи (2 Пет. 2, 22).

Итак, при помощи благодати Божией можно везде спастись, но при этом нужно со стороны христианина и свое желание и самопринуждение. А без этого никто не спасется не только в мире, но и в монастыре или в пустыне, не обретет спасения и на Афоне. Без труда, без смирения, без терпения и без молитвы, так же как и без благодати Божией, нельзя спастись. Посему, мирянин ли, инок ли ты,— смирись, трудись, терпи, молись — и спасешься, Богу содействующу.

Источник: "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2