Диакон Павел Сержантов



Есть ли, нет ли … какая разница? Существенная. Если есть, то приходится быть осмотрительным. Все подвижники ругают беспечность и хвалят осторожность. И не только подвижники. Все разумные люди согласятся, что многие трагические случаи произошли только по неосторожности.

История бедствий человечества — это, можно сказать, история неосторожности.

Мысленно пройдем по историческому пути от наших дней назад. Сколько случаев фатальной неосторожности можно набрать? Сколько жестоких войн было развязано из-за преступной беспечности? Если углубиться еще на один шаг, в доисторическую жизнь людей, мы опять увидим неосторожность со смертельными последствиями.

Жизнь первых людей, наших святых праотцев Адама и Евы, началась в раю. Начало было исключительно благоприятным. Потом Ева неосторожно поддержала разговор с каким-то древним змием. Потом в разговоре неосторожно принял участие Адам. Результат вышел плачевный: змию удалось хитростью соблазнить людей, и люди нарушили заповедь Божию. После грехопадения жизнь полностью изменилась, она перестала быть возвышенной райской радостью. Смерть вошла в плоть и кровь рода человеческого, закипели низменные страсти. Адский змий этого и добивался.

Конечно, некоторым читателям книги Бытия странно: «Почему наши праотцы были столь неосмотрительны? Адаму и Еве не надо бы вообще с богопротивным змием говорить». Задним числом нам все понятно, мы твердо знаем, в чем ошибка наших предков и какую цену за ошибку пришлось заплатить. А в нашей повседневной жизни мы подчас ведем себя беспечно. Потом расплачиваемся за это, какое-то время держимся аккуратнее. Потом опять теряем бдительность и — новая ошибка, новая печаль.

Конечно, осторожность должна быть умеренной. Доводить до абсурда ее не надо. Зачем жить в постоянном страхе «как бы чего не вышло»? Если так робко жить, на каждом шагу малодушно перестраховываясь, далеко не уйдешь. Сама Богом данная жизнь превратится в тусклое несвободное существование, вроде живет человек, а вроде бы и нет.

Нужна разумная осторожность, та самая осторожность в меру. Без нее плохо приходится человеку. Много бывает случаев, когда человек думает, что сейчас все под контролем. Он ослабляет внимание, потом, чувствуя себя в нерушимой безопасности, еще ослабляет внимание, еще… и вот она — беда.

Мы часто переоцениваем свои возможности, чрезмерно доверяем себе, забываем про непредвиденные обстоятельства, про то, что окружающий нас мир живет своей жизнью и с нами не всегда считается.

По этому поводу я перескажу одну монашескую историю. Как и многие подвижнические истории, она строится на вопросах младшего к старшему, более опытному. Итак, брат спросил авву Ксоя: «Если я выпью три чаши вина, — не много ли этого?» Авва Ксой отвечал: «Если нет дьявола, то не много; если же он тут, то много. Вино — враг монахов, живущих по Богу».

Кто читал «Отечник» святителя Игнатия (Брянчанинова), вероятно помнит эту историю. Я о ней рассказал не для того, чтобы про вред вина порассуждать или про образ монашеской жизни. Не собираюсь я доказывать, что дьявол и бесы существуют, даже если кто-то думает, что «сказки про бесов попы придумали». Это все другие темы. Они заслуживают отдельного разговора. Сейчас меня интересует более существенный вопрос: как понять, что мне посильно, а что нет?

С точки зрения мирской — человеку все посильно, человеческая природа достаточно надежна, чтобы ей полностью доверять (тут предлагается доверять либо своему разуму, либо своим бессознательным импульсам). С точки зрения христианской — человеку не все посильно, наша природа заметно повреждена грехом, да еще у нас есть невидимые враги, подобные древнему змию из книги Бытия. Отсюда и стратегия поведения другая. Полностью доверять можно Богу, а к себе следует относиться с «некоторым недоверием».

Почему авва Ксой советовал монаху воздержаться от третьей чаши вина? Потому что человеческие силы ограничены, а наша природа здорово попорчена грехами. С каждой выпитой чашей вина силы человека тают, он теряет трезвение, осторожность. И тут дьявол нападает на обессиленного человека, наводит его на смертный грех. Так происходит не только на застольях. И при любых других обстоятельствах человек, теряющий контроль над собой, перестающий замечать, что происходит вокруг, попадает в неприятную историю.

Не один раз в моей жизни была ситуация, по поводу которой были некоторые сомнения, я пытался что-то сообразить, но ясной картины происходящего не получалось, я снова думал-думал и потом решительно говорил: «А почему бы и нет?». Эх, был бы рядом со мной в ту минуту авва Ксой, произнес бы спокойно мудрые слова: «Если нет дьявола, то… почему бы и нет». Я думаю, эти его слова предостерегли бы меня от крупных ошибок с тяжелыми последствиями.

С другой стороны, преподобный отец Ксой эти слова уже произнес. Кто-то их взял на заметку, использовал и будущим поколениям оставил в назидание. Так что я теперь могу самому себе в нужный момент процитировать: «Если нет дьявола, то…»