Алена Давыдова
– Какими путями обычно приходят люди к пониманию, что хотят послужить тяжелобольным людям? Как приходят к вам, в патронажную службу?
– Обычно в патронажную службу приходят, желая чего-то большего, не находя удовлетворения и радости в другой работе. Наверное, основная цель – желание послужить людям, стремление заботиться и дарить тепло другим.
Бывает, что такое желание приходит внезапно: после прочтения книги, знакомства с примером ближних или подвигом святых. Иногда родственники подопечных, видя труд сестер по уходу, проявляют желание учиться ухаживать не только за своими близкими, но и за другими нуждающимися.
А многие женщины становятся сестрами не сразу, а вырастив своих детей; для них приход на работу в патронажную службу – взвешенное и продуманное решение. Вот, например, у нас есть сестра Ольга Николаевна. Она в одиночку воспитала сына – теперь он студент медицинского института. Ей 50 лет, и она давно хотела помогать больным, но работала программистом. Когда сын вырос, она наконец смогла реализовать давнюю мечту: в прошлом году пришла к нам на патронажные курсы. Так что уже больше года она работает сестрой по уходу, умудряясь при этом совмещать это с прежней работой программистом.
– А как вы сама стали сестрой милосердия?
– В службу «Милосердие» я пришла добровольцем и хотела сначала помогать детям, но после поняла, что взрослые не меньше детей нуждаются в помощи. Страдающий взрослый человек реже вызывает жалость и сочувствие, готовых помогать взрослым обычно меньше. Если по болезни или иным причинам я длительное время не могу ухаживать за больными, мне начинает казаться, что душа черствеет, лишается радости и утешения.
– Уход за тяжелобольным человеком – это подвиг?
– Подвиг – борьба с собой, своими привычками, недостатками, отказ от себя ради ближнего. Уход может быть подвигом, если сестра служит больному самоотверженно, переживает о его нуждах, терпит недовольство и раздражение, понимая, что оно может быть проявлением болезни или даже последствием неправильных действий самой сестры. Но помогая больным, нельзя думать, что делаешь что-то возвышенное и этим отличаешься от ближних. У нас есть одна пожилая подопечная, которая вообще не терпит возражений, раздражается и кричит, когда что-то идет не по ее желанию: например, ей может не понравиться сваренный суп, она может несколько дней подряд придумывать причины отказа от мытья головы – замечания и упреки приходится терпеть ежедневно. Но при этом каждый вечер перед расставанием с сестрой наша подопечная обязательно просит прощения.
– Что самое сложное, с чем приходится справляться патронажной сестре?
– Безусловно, сестре бывает сложно смиряться. Через общение с больными мы видим и свои недостатки. Еще тяжелее, когда не можешь помочь страдающему больному, – надо учиться полагаться на Бога и доверять Богу.
– Кажется, что патронаж – это тихая, незаметная работа. Дает ли она возможность для личностного роста, самореализации?
– В каждом деле можно стать специалистом, в каждом труде – расти и совершенствоваться. По возможности нужно стараться изучать особенности заболеваний и реабилитации, новые средства ухода и медицинские приспособления. Важно понимать, что от грамотного ухода зачастую зависит жизнь больного, а непрофессионализм сестры может привести к пагубным последствиям.
– Ваши больные выздоравливают?
– К сожалению, большинство наших подопечных – люди с неизлечимыми и прогрессирующими заболеваниями. Наша цель не исцелить, а продлить жизнь, сделав ее более полноценной, по возможности облегчить страдания.
– Сложно, наверно, искать радость в работе с неизлечимыми пациентами?
– Да, но всё же мне не раз приходилось убеждаться, что больные дают нам больше, чем мы им, а уход приносит радость. Так всегда: чем больше даришь любви, тем больше получаешь взамен. Наверно, это можно объяснить тем, что забота о ближних – естественная потребность души. Кроме того, многие наши подопечные – очень светлые люди с удивительным жизненным опытом и богатой душой – у них можно многому поучиться.
– Расскажите самую радостную историю из жизни патронажной службы.
– Больше месяца мы ухаживали в больнице за обездвиженным мужчиной с тяжелыми ранами и серьезными сосудистыми нарушениями. Родные были уверены, что дополнительной помощи по уходу не требуется, и вследствие загруженности навещали его довольно редко. В больнице мужчина угасал на глазах, сильно скучал по дому и родным. Каждый день мы приходили с тревогой, что не застанем его в живых. В конце концов всё разрешилось благополучно: мужчину забрал сын. После выписки мы продолжали поддерживать семью: приезжали на консультации, созванивались и списывались. Когда звонили последний раз после длительного перерыва, выяснили, что раны уже почти затянулись, а наш подопечный стал дедушкой.