Протоиерей Александр Ильяшенко



Зависть – это страсть. Слово страсть – многозначное. Можно сказать: этот человек страстный – в смысле горячий, темпераментный. На церковном языке страсть обозначает некую зависимость, когда темная, безрассудная составляющая души владеет человеком.

Причем она может затаиваться, спать. Если человек сейчас, в данный момент никому не завидует – это не значит, что он вообще никому не завидует.

Страсть – это зависимость от демонической воли, она проявляется, когда лукавому угодно, и человек оказывается над ней не властен, не может справиться.

Пугаться этого не нужно. Но и не надо мириться с тем, с чем мириться нельзя.

Как бороться? Церковь отвечает: покаянием, молитвой, сознанием, что это – недопустимо. Если человек знает, что происходящее в его душе – недопустимо, он будет стараться это преодолеть. Но без молитвы, только надеясь на свои силы сделать что-то все равно бесполезно.
Что делать с завистью? Если видишь, что у человека что-то хорошо – порадуйся за него: «Слава Богу, что у него все вот так, хорошо!»

Завидуешь какому-то миллиардеру, понимая, что у тебя таких миллиардов нет и не будет, а порадоваться за него не получается: миллиарды-то награблены? Порадуйся, что Господь избавил тебя от таких богатств, которые уже владеют человеком, а не он ими. Перечитай «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина.

Помню сильное впечатление лет двадцать назад, когда только-только появились «новые русские». Я проходил по дачному поселку и на одном участке увидел дом из очень хорошего кирпича, кладка ровная, видно, мастер клал, дом красивый – и архитектор мастерски знает свое дело. Забор высокий, ворота железные. На воротах – видеокамеры, по углам – видеокамеры, на окнах дома – решетки.

Я шел мимо этого дома и думал: «Надо же, человек сам себя загоняет в тюрьму, в золотую клетку. Наверное, у него и внутри все шикарно. Но вот гулять так беззаботно и вольно, как гуляю я, он не может. Только с охраной. Или только в автомобиле. Он живет в изоляции или в общении только с такими же, загнавшими себя в золотые клетки людьми. Они думают, что правят миром, а элементарных человеческих радостей не ведают, и ведать не могут».

Богатства – дополнительные сложности и ответственность. Чем больше дано, тем сложнее ответ держать. А тем более держать, если богатства неправедные.

Зависть – это желать чужого вопреки заповеди Божией. И не видеть, не чувствовать тех радостей, которыми ты обладаешь. То есть зависть связана еще и с неблагодарностью. Так что надо учиться быть благодарным за то, что есть. И если видишь, что у достойного человека все хорошо – порадуйся за него. Если у кого-то есть то, чего бы тебе очень хотелось, ну и что? Есть и есть.

Бедность – не порок. Много людей живет совсем небогато. Роскошь – это другое, и чего о ней думать? Еще есть нищета, и вот это – порок. Но порок именно тех, богатых, живущих в роскоши. А мы, небогатые, должны этим нищим помогать, помнить о них. Кто как может, хотя бы помолиться. А если ты помнишь о том, что есть нищие, разве ты будешь недоволен тем, что имеешь?

Сегодня часто в социальных сетях люди десятками выставляют фото: «Я на отдыхе в пятизвездочном отеле», «Я с новой дорогой машиной» и так далее. Все дело в отсутствии воспитания. Есть такие душевные качества, как скромность, деликатность. Человек должен понимать, что какими-то своими неосторожными высказываниями может спровоцировать другого на что-то негативное, на ту же зависть.

Но нельзя забывать, что «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Если ты хочешь показать, что в чем-то лучше других, следовательно, ты – тщеславный человек, а тщеславие – такая же страсть, как и зависть. То есть один грех влечет за собой другой: тщеславие одного провоцирует другого на зависть.

От того, что ты не выставишь в сети детали романтического отдыха или новую шикарную машину – никому хуже точно не будет.

Глубоко верующий человек – это человек благородный, который бережно относится к окружающим и никогда не позволит себе проявлять свое превосходство, реальное, или мнимое.