Епископ Пантелеимон (ШАТОВ):

Лучше потерпеть


— Святые отцы давали советы для людей, соединенных общим подвигом монашеского жития. Мы же сейчас стали очень гордыми, очень мнительными. Поэтому, видя из опыта, как люди немощны, я бы не советовал заниматься обличением. Боюсь, что исполнение правила — искренне говорить ближнему, что тебя в нем смущает, — может спровоцировать этого ближнего не на исправление, а на гнев. Я знаю семьи, где, если муж попытается как-то усовестить жену, в ответ получает обвинения или обиды. Знаю семьи, где даже родители не могут обличить своих детей в чем-либо, потому что дети в ответ начинают обижаться или злиться.

Я много раз цитировал слова отца преподобного Силуана, который после того, как его сын, тогда еще Семен, совершил страшный грех, утром кротко сказал ему: «Сынок, где ты был вчера, болело о тебе сердце мое». Вот такая форма обличения, наверное, допустима.

Я бы советовал не обличать, а молиться за других людей, являть пример кротости, воздержания. И если что-то смущает — потерпеть. Я помню, как навещал в больнице одного батюшку, приехавшего из какого-то далекого села. Он лежал в палате с мужчинами, которые курили, смотрели телевизор, выражались бранными словами. Батюшке было с ними очень трудно — они смущали его своим поведением. Но он, как он мне рассказывал, подумал так: «Я все-таки могу потерпеть, а они же не могут без телевизора, не могут не курить, не могут не выражаться — такой у них язык. Потерплю лучше я, не буду им ничего говорить».

Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ:

Не доводя до взрыва


-- Ответ на вопрос, как обличать с пользой, дал один из отцов «Добротолюбия». Он сказал совершенно замечательно: если у тебя вызывает недовольство и раздражение грех ближнего твоего, отбрось всякую ложную стыдливость и деликатность, подойди к нему и скажи: «Брат, меня смущает то, что ты делаешь. Прости, пожалуйста, что я это сказал тебе, но меня это смущает».
Но обычно бывает не так. Обычно человек, видя грех ближнего своего, молча терпит. Терпит, терпит, наконец, дело доходит до того, что он взрывается. И так нападает на ближнего своего, что уже не остается никакого места для сожаления. И он оскорбляет человека.

Мораль: не надо стесняться ближнего своего в простых вещах. И говорить о них надо без всяких эмоций, без всякого раздражения, не доводя до взрыва. Вот это нам с большим трудом удается. Мы, наоборот, чаще впадаем в это взрывоопасное состояние.

Пророки, обличая грехи царей и народов, иногда говорили резко. Но ведь они не от себя говорили. Вот пророк Исайя говорит: «Слушай, Израиль!» - он открывает свои уста и обличает, когда есть такая необходимость. Пророк, если он смотрит на политические моменты - скажем, царь будет недоволен, - он не выполняет своего пророческого призвания. Ему Бог сказал. Вот когда тебе Бог скажет - тогда ты будешь так говорить.

А нам как обличать? С тактом и с любовью. Не помню, в какой книге - «Патерик» ли или «Луг духовный», - есть такая история: один монах имел обыкновение закидывать ногу на ногу и так сидеть, не стесняясь. А в монашестве это не принято. И чтобы сделать ему замечание, старец сказал другому брату: слушай, я стесняюсь сказать ему об этом открыто, давай ты садись нога на ногу, а я в присутствии того брата тебе сделаю замечание, а ты не обижайся. И когда пришел тот брат и сел нога на ногу, и старец сделал ему выговор, и другой не обиделся. Вот какая удивительная деликатность. А обличать просто так - это бесполезно.

Иной раз люди говорят ближним: вот у тебя ребенок инвалид, это тебе за грехи. Такое обличение совершенно неправомочно. В Евангелии мы читаем такие слова: «Ни он не согрешил, ни родители его» - поэтому делать такие выводы ни в коем случае нельзя.

Современные психологи иногда советуют, делая другим замечания, говорить о себе и своих чувствах: мне тяжело, мне обидно, меня смущает то-то и то-то. Здесь прослеживается важный принцип неосуждения. Вот у монахов есть такое представление: если тебя что-то раздражает в другом -- так, может быть, он уже достиг такого духовного уровня, что ему это не вредит. И если чье-то поведение смущает, то подходят к человеку и говорят: «Брат, ты уж прости, но я этого понести не смогу». Это аскетическое выражение «не могу понести» - хорошие слова: я не могу этого вынести, ты опытный человек, а я слабый и не могу. И здесь нет никакого ложного смирения и самоумаления, а есть всегда доброжелательное отношение к любому человеку, и это вполне православно.