Анна Ерахтина

Каждый день безбожный мир тестирует христиан на твердость духа и верность своим убеждениям

Как же реагировать на кощунство? Промолчать в надежде на то, что «само рассосется», что не следует поднимать излишний шум и привлекать внимание к подобным выходкам? В этом случае, действительно, кощунство может пройти незамеченным, а может случиться так, что о нем всё равно станет известно, мы же окажемся предателями веры. Или, наоборот, подключить все доступные связи и средства массовой информации, чтобы открыто противостать кощунникам? В этом случае налицо будет наша борьба, однако и вероятность того, что это создаст дополнительную рекламу безбожникам и их выходкам, также весьма велика. Может быть, есть какой-то третий путь, учитывающий особенности каждого такого случая?


Основным оружием христианина должно быть не реагирование на чьи-то нелепые выходки, а собственные положительные действия

Диакон Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

– Православному человеку всегда больно видеть кощунственные выходки или выпады против Церкви. Ведь всё, что связано с Господом, для нас дорого и сокровенно. Поэтому кощунство – то же самое, как если бы кто-то оскорбил нашу маму. Это одно из самых болевых наших мест. Конечно, очень хочется как-то этому противостоять. Но что мы можем реально сделать? Здесь есть несколько проблем и несколько возможных вариантов.

Во-первых, каждый христианин находится на каком-то конкретном месте, на конкретной работе, погружен в сферу взаимоотношений, где он может четко заявить о своей позиции. Уже миновало время откровенного безбожия, когда люди безнаказанно смеялись над христианскими ценностями, а верующие были вынуждены молчать. Поэтому я считаю, что в случае с известной панк-акцией в храме было принято правильное решение обратиться в суд и добиться соответствующего наказания. Вспомним, что Господь Иисус Христос решительно изгонял из храма тех, кто нарушал святыню храма своим поведением. У нас есть союз православных граждан, который способен выступать с соответствующими заявлениями. Общественное движение способно добиваться многого.

Во-вторых, христианин не должен бояться действовать и в одиночку. Допустим, если ты трудишься в СМИ или в структурах власти, то должен предпринимать усилия к противодействию пропаганде греха. Пусть даже за это придется чем-то поплатиться. Ведь если Господь дал тебе какие-то полномочия, то ты обязан использовать это для служения Богу. Иметь возможность повлиять и не повлиять – это уже согрешить. Если ты учитель в школе, офицер армии или врач городской больницы, то и на этих местах возможно свидетельство веры и разумное противостояние кощунствам. Главное здесь – активность и четко, аргументированно высказанная позиция. Если же всё свидетельство веры сводится к сплетням в узком кругу подружек: «Вон посмотрите, что творится», то мало будет от этого толку.

В-третьих, надо бы трезво понимать, что мы не можем исправить вокруг себя всё совершающееся зло. Не надо изводить себя из-за чьего-то безумия. Как говорил об этом святитель Игнатий (Брянчанинов), не покусись остановить тайну беззакония своею немощной рукой. Греховный мир, естественно, пропагандирует грех. Наивно думать, что всё будет чистым и светлым. Грешить всегда было легче, чем освобождаться от греха. А когда человек лишен чувства святыни, ему ничего не стоит посмеяться над святыней, то есть кощунствовать. Но главная беда наша в том, что мы подчас весьма неумело проповедуем добродетель, не умеем передать это чувство святыни окружающим нас людям. То есть надо стараться делать доступное нам и не впадать в уныние от того, что мы не смогли исправить вокруг себя всё.

Мир всегда будет нести свое, а христианин призван нести свое свидетельство – о Христе. Поэтому всё же самым основным оружием христианина должно быть не реагирование на чьи-то нелепые выходки, а собственные положительные действия, проповедь веры доступными средствами, попытки всё более плотного вхождения в современные СМИ и преображение их изнутри. Ведь исконная причина обсуждаемой нами проблемы – невоцерковленность нашего общества. Человек, живущий искренней верой во Христа, не нуждается в товаре развращенных артистов. Когда никто не обращает на шоу внимание, оно теряет свой смысл. Так что это проблема ценностей общества и значения для него веры во Христа.

Стоит помнить, что совершающий кощунство человек вредит не Богу, а самому себе, лишает себя вечной участи со Христом, и в этом смысле кощунник – самый несчастный человек на свете, в какой-то мере он достоин сожаления.

«Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием»

Священник Святослав Шевченко, руководитель пресс-службы Благовещенской епархии, клирик Благовещенского кафедрального собора г. Благовещенска:

– Современный мир, действительно, бросает православным христианам вызовы. И здесь важно, на мой взгляд, помнить слова святителя Василия Великого, который недвусмысленно сказал, что кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием. Такова эволюция греха в поврежденной природе человека. Но по другую сторону от духовной теплохладности находится еще одна крайность – человеконенавистничество, когда верующие готовы даже избивать. Оба пути – тупиковые и никогда не принесут результата.

Наш Спаситель дал нам хороший совет для таких ситуаций: «Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10: 16). И если попытаться сформулировать рецепт в русле святых отцов, то он будет вот каким: мы должны хорошо продумывать ответные гражданские акции, но планировать их в незлобии и любви к тем, против действий которых протестуем. И тогда всё встанет на свои места.

Можно поучиться этому у Самого Христа в тех евангельских эпизодах, когда Его пытались спровоцировать. Ведь Он не всегда молчал. Но Его ответы всегда были мудры и просты – одновременно. Самый яркий пример: «Иисус, видя лукавство их, сказал: …покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 18–21). По сути Господь провел публичную акцию, в которой поставил провокаторов на место. Более того, Его ответы по большей части адресовались не тем, кто Его вопрошал, а окружающим слушателям.

Как информационщик, я бы посоветовал писать спокойные выверенные посты в блогах и соцсетях, оставлять выдержанные комментарии на форумах. В отстаивании позиции подойдут неоскорбительные демотиваторы, подготовленные видеоролики и другой медийный контент. Православной молодежи можно донести свою точку зрения в каком-нибудь добром творческом флешмобе, красочными плакатами, раздачей флайеров и буклетов. Пригодится, мне кажется, в этом деле и добрый юмор. То есть на антикультуру всегда нужно отвечать культурой. И самое главное: активно пользоваться своими демократическими правами: собирать подписи, составлять обращения в учреждения охраны закона и порядка, выступать с законотворческими инициативами.

«Осеним себя крестным знамением и попросим: “Господи, даруй мне утвердиться во страсе Твоем!”»

Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

– Каждое высказывание Священного Писания имеет исключительную силу и глубину… Мы помним пример Павла Препростого, которого одна только фраза из псалма Давидова: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» – вдохновила на великие подвижнические труды. Так вот, в Священном Писании мы читаем: «Начало премудрости – страх Господень» (Притч. 9: 10)… Тут нам придется остановиться, чтобы по возможности яснее понять, о чем идет речь. Страх Господень – это чувство, отличное от повседневного нашего понимания того, что такое страх. В одной из так называемых «светильничных молитв» есть удивительные слова на церковнославянском языке, которые перевести на современный русский язык практически невозможно. Это обращение к Богу, и звучит оно так: «Возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего Святаго». Совершенно непонятный «обычному» человеку текст. Как же это можно возвеселиться сердцем для того, чтобы испытать страх? А дело всё в том, что страх Господень – это особенное, ни с чем не сравнимое чувство, в котором присутствует и благоговение перед величием Божиим, и благодарность, и радость от осознания того, что Бог жив и что мир существует по Его неизменным законам. И вот когда человек твердо усваивает себе это понимание – жизнь его становится иной, исполненной премудрости, каким бы простым и безыскусным ни был сам человек. Потому что премудрость Божия проявляется в нашей жизни не тогда, когда мы философствуем и рассуждаем о «высоких материях», а тогда, когда поступаем, живем по-Божески, храня чистоту православной веры.

Но этот закон имеет и обратное действие. Если человек удаляется от веры, не воспринимает со всей серьезностью призыв строить свою жизнь по заповедям Божиим – этот человек попросту глупеет, каким бы умным и образованным он ни был. И глупость эта проявляется, прежде всего, в противлении Богу, и такое противление разрушает жизнь самого человека. А что может быть глупее, чем разрушение собственной жизни? Несомненно, такой человек заслуживает и сострадания, и молитвы о вразумлении, потому что Сам Господь не хочет смерти грешника, «но еже обратитеся ему и жити» (Иез. 18: 32).

Но кроме молитвы существует и дар слова, возможность беседы. Священное Писание предлагает нам говорить с такими людьми, пытаясь их по-доброму вразумить, внушить мысль о необходимости скорейшего примирения с Богом. Но эти увещевания не должны продолжаться до бесконечности. Так, Господь говорит:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).

То есть – обличение от Церкви есть последняя мера, так сказать согласительная, а дальше уже должен действовать закон административный или уголовный, смысл которого (если можно так сказать – карантинный) заключается в том, чтобы здоровое большинство оградить от «больного и заразного» в духовном, нравственном отношении меньшинства. Значение действия закона чрезвычайно важно. Но и сам закон должен соизмеряться с Законом Божиим, а иначе он, напротив, может чумного назвать здоровым, а всех остальных – больными и даже еще обязать их к распространению болезнетворных бактерий, с тем чтобы все поскорее и окончательно стали чумными… Звучит как откровенный бред? Совершенно верно! А разве мы не видим всё чаще в последнее время, что откровенный бред становится нормой и даже нормой, закрепленной законодательно? Происходит это именно по причине пренебрежения Законом Божиим, от неверия и отсутствия страха Божия. Но конец всех таких дел известен – это страдание, отчаяние и погибель, если, конечно, человек не одумается и не покается.

Так что при встрече с любым видом кощунственного безумия первым долгом остановимся и во внешнем, и во внутреннем своем движении, осеним себя неспешно крестным знамением и от всего сердца попросим: «Господи, даруй мне утвердиться во страсе Твоем!» А уж потом, если это возможно, попытаемся объяснить кощунникам, что они разрушают свою жизнь и служат соблазном для других. А если кощунники нас не поймут – призовем на помощь общественность и Церковь, чтобы и она возвысила голос. Ну а если безумцы и Церкви не послушают – пусть закон пресечет их богохульную деятельность ради сохранения от духовной пагубы всех остальных.