Протоиерей Виктор Гурьев
Некто Исаак монах рассказывал следующий случай из своей жизни.
Однажды, говорит он, я поссорился с братом и стал гневаться на него. Между тем, сидя раз за своим рукоделием, я вспомнил о своей ссоре, раскаялся и, тревожимый страхом ответственности перед Богом, думал: что мне делать? В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не сотворив, как бы следовало, крестного знамения, сказал: «Ты согрешил и тревожишься; отдайся мне и будешь спокоен». Я же, узнав, что это дьявол, отвечал: «Уйди, ибо ты не от Бога». Он же мне: «Жаль мне тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой». «Нет, – говорю, – не твой я, дьяволе, а Божий». Он сказал: «Гнев держащих и зло помнящих Бог предал нам; ты же три недели гневаешься на брата своего». Я отвечал: «Лжешь». А он: «Ты зло имеешь на него; а держащих злопамятство ожидает геенский огонь, и я к таким людям приставлен, и ты мой». Услышав это, я тотчас же пошел к брату моему, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидал, что дьявол, не терпя моего примирения, из злобы сжег мое рукоделье и рогожу, которую я обыкновенно подстилал, когда молился.
Из сего повествования видите, братие, что кто имеет злобу на ближнего, к тому имеет ближайший доступ враг нашего спасения дьявол; что кто не раскаивается в своей злобе, над тем дьявол приобретает даже власть; что держащихся злобы ожидает в будущей жизни огонь геенский; и что, наконец, раскаянием в своем гневе и примирением с ближними мы посрамляем дьявола и гоним его от себя прочь.
Зная сие, что же мы должны делать, братие? Должны искры гнева в сердце тушить в самом начале, для того чтобы искра не обратилась в пламень и после не превратилась в пламень геенский. Должны прощать обиды и любить врагов. А чтобы навыкнуть сему, будем, во-первых, чаще помышлять о своей виновности пред Богом и о милосердие Божием к нам грешным. При всей нашей рассеянности, грехи часто страшно ужасают нас, и мы сами чувствуем себя достойными всякого наказания. Но как поступает с нами Отец Небесный? Наказывает ли нас по грехам нашим? Нет; Он все меры употребляет к нашему вразумлению и исправлению; Он послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы спасти нас от греха и смерти; Он, как благопопечительный отец, дает нам все благопотребное для жизни: пищу, одежду и жилище; Он бережет каждый волос на голове нашей; Он призывает всех нас, грешников, к себе и говорит: Придите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11:28). А если так милосерд к нам Отец Небесный, то так, конечно, должны поступать и мы с оскорбляющими нас. Иначе суд без милости ожидайте, не сотворивши милости. – Во-вторых, будем чаще представлять пред собою страждущего Господа и со Креста прощающего врагов Своих. Его невинного били, плевали в лицо, распяли между злодеями, над Ним насмехались во время ужасных страданий Его, а Он говорил: Отче, отпусти им! Если так поступал в отношении к врагам Своим Спаситель, то так же, конечно, должны поступать и мы, тем более, что Он никому не сделал зла и был мучим, а мы часто сами так или иначе оскорбляем и вооружаем против себя наших ближних. Аминь.