Ирина Ахундова
– Отец Алексий, судя по множеству даров на иконе святителя Луки, очень многие получили исцеления. А как эта икона появилась в вашем храме?
– Лет 10–12 назад (точнее трудно вспомнить), когда мы окормляли городскую клиническую больницу на Страстном бульваре, среди больных был прооперированный иконописец. Он мне сказал: «Вот выздоровею и напишу вам икону, какую хотите». Я говорю: «Луку, потому что у меня к ней есть частица мощей». Когда он поправился и написал икону, приделал к ней мощи. Я посмотрел, и мне икона не понравилась: это не Лука, фотографического сходства не было. Он говорит: «Если вам не нравится, оставьте ее мне, я вам напишу другую. Принесите мне фотографию». Я принес. Видно было, что очень непохоже. Вообще-то не принято иконы с мощами «раздевать», то есть снимать мощи, переписывать и переставлять мощи. Пока я внутри себя решал этот вопрос, мы, конечно, икону выставили для поклонения. Зачем ее прятать – ну, не похож и не похож. И сразу же начались чудеса от этой иконы. Бесноватые не могли подойти к ней. Но потом они успокаивались, помолившись и приложившись к иконе. Другие чудеса начались. Народ повалил. И тогда я подумал: «Стоит ли ее переписывать? Пусть будет так, как есть».
– А почему во время молебна святителю Луке есть прошения и к другим святым?
– Сначала мы молились святому целителю Пантелеимону. Его икона у нас тоже с мощами. Потом сделали сложный молебен – Пантелеимону и Луке, потом еще сложнее – такой соединенный большой молебен этим двум святым врачам, а также Серафиму Саровскому, Киприану и Иустине, Тихону Задонскому и святой преподобномученице Елисавете Феодоровне. Потом народ всё больше и больше стал просить особо выделить святителя Луку, и хотя в этом молебне собрано много прошений разным святым (в том числе об исцелении от пьянства, наркомании и других страстей), все-таки выделили Луку тем, что сердцевиной молебна стал акафист ему. Чудеса продолжаются всякие.
– Вы их записываете?
- Нет, некогда. Да все уже и не вспомнить. Только отдельные какие-то эпизоды. Главное то, что люди, которые приходят к святителю Луке, потом начинают исповедоваться, причащаться, понимают, что болезнь – это один маленький эпизод в их жизни, хотя порой непростой эпизод, который надо пережить, правильно отнестись к нему. Всё равно нам – больным и здоровым – придется однажды умереть. Лечись не лечись, а умереть придется. И то, что с тобой будет после смерти, – вот это проблемище. Слава Богу, что, приходя на молебны Луке, люди не думают исцелиться любой ценой, ведь Лука сотворил для них чудо не для того, чтобы они исцелились и дальше беззаботно побежали туда, где заработали эту болезнь. Святитель Лука сочетает в своем лице врача и архиерея, целителя и архипастыря. Молитва к нему влияет, конечно, на общее духовное состояние человека. Как важно, чтобы люди, прибегающие к небесным целителям, начинали духовную жизнь, если они ее еще не начали, а если начали, чтобы укрепились в духовной жизни. Многие бегают в храм к Луке или Пантелеимону до чудесного исцеления, а о том, чтобы исповедоваться и причащаться, то есть спасаться, и не думают. Всё это вне поля их внимания. Святитель Лука уникален тем, что пробуждает в людях святое, жажду духовной жизни. Сначала я удивлялся: почему молитва к архиепископу-врачу не медицинская, а совсем о другом. В ней мы просим Луку, чтобы по его молитвам Христос утвердил нас во Святей Своей Православней Церкви: «право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати» – и лишь потом просим: «земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление». Заметьте – в длинной молитве только одна маленькая просьбочка исцелить. А потом понял, что это уникальный святой. Он не только исцеляет тела, он еще и души исцеляет.
– И всё же люди сначала приходят, чтобы исцелиться именно от телесных недугов?
– Разного рода чудеса происходят. Известны исцеления с медицинскими фиксациями: «до» и «после». Например, одной девочке из живота вытащили опухоль весом в 10 килограмм: зацепили крючком через диагностическое отверстие и вытянули как-то. Трудно в это поверить, но это факт. Еще помню одну женщину-инвалида. У нее была болезнь сосудов головного мозга. После молебна святителю Луке ее рвало день и ночь. Из нее выходила вся эта чернота. Она надолго заснула, проснулась, и… с нее инвалидность сняли. Она умерла в пожилом возрасте.
– Как священник Вы отпевали сотни умерших людей разного возраста. У Вас, конечно, есть что сказать о смерти.
– Грустно говорить о смерти. Надо думать о том, что будет после смерти. Всех Господь обещал оживить. Мне раньше казалось, что взрослые люди уже устали жить и не хотят так жадно жить, как молодые. Но потом, став священником, наблюдал, с какой неохотой умирают пожилые, старые, даже очень старые люди. Если бы не болезни, они бы еще жили и жили. Это стремление жить вечно заложено Богом в нашей генетике – Адамовской и Евинской. После грехопадения Адама и Евы теперь вместо радостей мы получаем с детства жизнь, полную скорбей и болезней. Мы знаем, за что страдают взрослые, – за грехи. А вот страдания детей порой невыносимы, хотя у них, собственно, грехов-то и нет. Они болеют за нас. Господь готовит нас к жизни вечной вот таким страдальческим жизненным путем, что даже младенцы вынуждены страдать за грехи родителей. В общем, все мы страдаем, а жить хочется долго, а лучше вечно. Но Господь, когда изгонял из рая Адама и Еву, обещал, что придет на помощь, что обязательно поможет им вернуться в рай. И уже помог ветхому Адаму и Еве выйти из ада. Все болезни, все невзгоды как намек на вечные невзгоды и муки человек получил за свое падение перед Богом. После таинства крещения все становятся святыми, но вновь идут туда, где грех, – сопротивление Богу, всяческое осквернение, потому опять страдания, хоть и искуплены Господом нашим Иисусом Христом. Многие говорят: «Всё нам нипочем», не думая, что на том свете муки страшнее земных отечественных войн, страшнее фашистских концлагерей, потому что там люди через трубу выходили после сожжения как мученики. На том свете никуда не уйдешь. Если в парной мы 10 минут еле-еле можем выдержать при ста градусах, то там – придется страдать вечно и не при ста градусах. Приходится нам здесь терпеть, страдать, что нам тяжело.
Господь так устроил, что страдания, болезни и тяготы земные человека совершенствуют, человека очищают, а как же иначе? Вот герой, победитель заболел, и вот он дряхлый, еле ползает. Куда испарилось из его души геройское, легковесное, где его неверие, где его уверенность в себе? Всё испробовав, убедившись, что ничто не избавило его от старости, болезни, слабости и прочих невзгод, теперь он прислушивается к слову Божиему, примеряет на себя, находит для себя много полезного. Потихонечку воцерковляется под напором трудных обстоятельств, страданий и несчастий. Господь и здесь приходит на помощь, говоря: «Без болезней нельзя, без страданий нельзя…» Но Он посылает наших помощников: целителя Пантелеимона, святителя Луку, которого называют русским Пантелеимоном, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, преподобномучениц Елисавету и Варвару и прочих святых. Много друзей посылает нам Господь. Святые не капризные, не заставляют себя долго ждать. Лишь только Господь им даст отмашку: «Давай – помогай», они сразу же устремляются помогать несчастным.
Нам хочется отделаться от страданий, от болезней. Хочется радоваться: как я исхитрился, другие страдают, а я пришел и получил полное освобождение от болезней без операций, без противных долгих методов лечения! Как мне повезло! А повезло ли тебе? В болезнях как раз человек становится тише, спокойнее, больше прислушивается к Богу.
– Многие очень сильно хотят исцелиться и говорят: «Я святителю Луке буду благодарен».
– Надо Богу быть благодарным. Святитель Лука Божией силой, Божиими страданиями получил благодать помогать людям. Господь наш Иисус Христос – причина появления святых на этом свете и их помощи. Была Люба такая, у нее был рак. Она долго пыталась вылечиться, а потом говорит: «Надоело мне цепляться за жизнь: пить водку с растительным маслом, голодать, мазаться чем-то. Ничего не помогает. Причащайте меня почаще. Ладно?» Я говорю: «Ладно». И мы с одним батюшкой причащали ее каждую неделю в ее квартирке довольно долго. Ей было тогда 40 с лишним лет. И вот на похоронах те, кто не видели ее последние несколько месяцев до смерти, не узнали Любу. Страдания и благодать Божия не только выбелили и омолодили ее лет на двадцать, почти сразу же после кончины разрешились многие непростые проблемы в ее семье. Видимо, Люба угодила Богу и имеет возможность молиться теперь там.
– То есть чудеса после молебнов святителю Луки не всегда связаны с исцелениями?
– Много иных чудес было. Кто-то не исцелился от болезней телесных, но зато исцелился душой и угодил Богу, получив продолжение жизни за гробом в вечности, как в случае с Любой.