Батюшка учил почитать Царственных Мучеников: «Кто их не признает — не спасется» — говорил он. У него в келье было много портретов и икон Государя, перед одним из образов постоянно горела свеча. Позднее я спросила батюшку, давно ли он почитает Государя Николая Александровича? Батюшка рассказал, что еще его дед всегда носил в кармане на груди монету с изображением Николая II, время от времени доставал ее и прикладывался к ней как к иконе.
-«Правды на земле нет, она на небе», «Ищите прежде Царствие Небесное, а остальное приложится вам», эти слова он часто повторял. Когда спрашивали его о болезнях, он так отвечал так: каким органом грешишь, тот и болит. И чтобы исцелиться, надо каяться и молиться больше.
Еще он часто повторял: самое главное любовь — любовь покроет много грехов. А осуждающий приравнивается к чародеям. За чародеев молиться нельзя, нельзя верить им.
Батюшка нас учил бесов не бояться, а Бога бояться. Мы каждую минуту согрешаем и надо стремиться к тому, чтобы видеть свои грехи так же ясно, как тарелку супа. Я не поняла, спросила: чьи грехи? Чужие? Он улыбнулся, ответил: зачем тебе чужие? Свои.
Он говорил: себя не надо жалеть. Болеешь — сгнить лучше, но спастись для вечности.
Советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) — читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших».
За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина — образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам).
Батюшка говорил: большую силу имеет молитва, она может даже поезд остановить. Один монах читал Иисусову молитву. Впереди была дорога неисправная. Поезд остановился, и аварии не произошло. Спросили монаха, как его зовут. Он ответил: Иисусова молитва.
Еще батюшка говорил: каждому дан крест, его надо нести, не бросать. Сколько было вопросов: можно ли бросить пьяницу-мужа, кормить ли неработающего сына и так далее. Ответ был один: крест твой такой, и чем тяжелее — тем лучше. Венчанный брак никому нельзя разрушать, терпеть нужно все скорби. Такова наша жизнь.
Православный человек никогда и ни с кем не спорит. Православный в разговоре говорит либо «да-да», либо «нет-нет», ибо споры возмущают душу, и благодать уходит. Берегите благодать, как драгоценную жемчужину, которую нельзя купить ни за какие деньги.
«Господь нарисовал мир Своей рукой, и все мудро устроил ни с кем не советуясь, сотворив мир из ничего. Поэтому в природе нет ничего случайного. Будьте внимательны к любым мелочам в своей духовной жизни».
«Мы только сняли первый пласт земли и только открыли первую страницу Книги Жизни, которую начертал Господь. Природа — это та книга, которую мы портим, еще не дочитав до конца».
«Знания без Бога пусты. Поле и пашня только тогда дадут духовные всходы, если будут посеяны семена веры».
Три дара даны людям от Бога: разум, речь, труд — и должны служить Ему».
Земля не может быть грязью, она — наша кормилица, а грязь — это то, что у вас на устах (показывал на губную помаду) или то, что срывается с грешных уст».
«Линяет искусственное, а вечное — остается».
«Педагогам: не потеряйте ни одного ученика, ни одной детской души, найдите путь к сердцу каждого ученика».
«Делание добра — это выращивание венца для Царства Небесного. Делаем доброе дело — сажаем цветок для такого венца. Делаем зло — срываем цветы с него. Какой венец получится, зависит от вашего труда — пышный или лысый».
Очень строго батюшка относился к соблюдению поста. Шел Рождественский пост. По уставу Церкви в среду и пятницу не положено вкушать елей. Говорил: «Какое масло?». И хоть я еще пыталась объяснить, что у мамы боли в желудке, он не стал даже слушать: «Никаких послаблений! Веру крепко держите! — сказал на прощание старец и поднял вверх твердо сжатый кулак.
На жалобы батюшка отвечал:
- Читай Псалтирь!
- Батюшка, в семье большие ссоры.
- Читай Псалтирь.
- Батюшка, на работе неприятности.
- Читай Псалтирь.
Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать — и все устраивается. При проблемах с детьми благословлял читать акафист Богородице перед иконой «Взыскание погибших».
Отец Иероним много не говорил никогда. Спросишь его конкретно: «Батюшка, как быть?» — он скажет, но только то, что необходимо.
Всегда говорил: «Кайтесь. Кайтесь и кайтесь».
Из книги Антона Жоголева «Старец Иероним».