Чадо моё, произноси молитву «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» день и ночь, постоянно. Молитва даст всё, молитва всё в себе содержит, всё в себе заключает: прошение, утешение, веру, исповедание, богословие и так далее. Молитва должна говориться без перерыва.
Молитва принесёт мало-помалу мир, сладость, радость, слёзы. Мир и сладость принесут ещё больше молитвы, а следом молитва принесёт ещё больше мира и сладости и так далее. Придёт момент, когда, если остановится молитва, почувствуешь себя плохо.
Когда монах находит эту радость и мир от молитвы, тогда почитает за сор всё сущее в мире. Тогда прославляет он Бога, который его восхитил из мирской суеты. Тогда думает: что же будет там, в Раю, если так удостоил его Господь, что он ещё здесь насыщается благодатью, что ещё здесь испытывает таковое блаженство? Думает: каковы же будут те невыразимые блага?!Так, молитва принесёт мир и сладость, а затем принесёт и слёзы. Сами собой будут идти слёзы, слёзы это некая иная ступенька. Сначала обретёшь через молитву радость, мир и сладость. Сначала их испытаешь, а после придут и слёзы. Далее, если будет угодно Богу, может быть, вкусишь и другие состояния, например восхищение ума и т.д.
Ты, чадо мое, говори молитву, понуждай самого себя говорить молитву, произноси молитву, даже если делаешь какую-то работу. Иногда тебе трудно будет говорить молитву во время работы, но придёт время, когда, хотя и будешь иметь какую-то работу, хотя и будешь чем-то заниматься, будешь говорить одновременно и молитву. Неким образом, у тебя будет как будто бы две головы: одна будет говорить молитву, а другая будет продолжать исполнять любую работу, любое попечение.
Восхищение ума это более высокое состояние. Оно даётся Богом, Святым Духом. Восхищается и возносится ум в необозримые высоты. Тогда ты чувствуешь, что твой ум оставил тебя, тогда ум ведом силой Божией и Бог ведёт его туда, куда хочет. Тогда он или славословит бесконечного Бога, то есть путеводится в славословие, или зрит таинства Божии.
Эта молитва, которую мы произносим, нас очищает мало-помалу от страстей.
Дьявол очень боится этой молитвы. Он боится этой молитвы, которая как круг пламени окружает молящегося. Как я уже упоминал, когда говорил о послушании, тот одержимый, который был тут в келье неподалёку, когда исправился по причине своего послушания, рассказывал мне:
- Произнося молитву, я видел беса напротив себя, который взволновался. На второй молитве он затрепетал ещё больше. А на третьей он стал невидим.
Как-то раз, когда я был новоначальным, лукавый искусил меня. У меня была плотская брань. Я лег отдохнуть, но трудна плотская брань! Я стал с теплотою произносить молитву. Тогда, посреди сна, вижу некое видение: напротив входной двери стоял некий бес, каким его описывают отцы, с рогами, с чёрными крыльями и так далее и хохотал. Однако он не мог приблизиться к моей келии! Я пришёл в себя, пошёл и рассказал это всё старцу Иосифу. А он мне говорит: Видишь, чадо моё, молитвой ты держишь его у входа, и он не может к тебе приблизиться!
Один монах принимал хульные помыслы. Мы говорили, чтобы он произносил постоянно молитву, без перерыва. А он за своё, не слушал. Не слушался и в других вещах. За этого монаха молился и старец Иосиф и я, очень много. Один раз, после продолжительной молитвы, которую я совершил за него, я как будто бы заснул. Тогда я увидел на некотором расстоянии как будто бы женщину, которая пела и того монаха, за которого я молился ранее, идущего к ней. Я окрикнул его по имени. А тот ничего, не останавливается, продолжает идти к ней. Снова его зову, опять не останавливается. Третий раз его зову, а он опять не останавливается! Я пришёл в себя. Так я получил извещение, что дьявол его не искушает, но он сам себе есть диавол. Т.е. он сам, по своему произволению, идёт к сатане. Он сам себе искушение.
Умная молитва мало-помалу приводит человека в первую благодать Крещения.
Следите за тем, чтобы не огорчал один другого. Когда огорчается брат, не можешь творить молитву, молитва угасает.
Старец Иосиф говорил своим послушникам: «От вас мне ничего не нужно. Я буду готовить. Я буду вам служить. Я хочу от вас молитву день и ночь, покаяние, главным образом слёзы. Ничего другого мне не нужно, а только жизнь в молитве и слёзы день и ночь».
Один раз, находясь во Святой Анне, в келии честного Предтечи и желая помолиться я не мог сделать это, потому что ниже келии происходил большой шум, переполох и крики. Я думал, как же я буду молиться при таком шуме. Тогда, произнося молитву устами, я попробовал войти внутрь себя, в самого себя. Я прилагал усилия и молился, чтобы Господь мне помог. В течение целого часа я ничего не слышал. Когда я вывел ум из сердца и пришёл в себя, ну, говорю, где же я находился всё это время?! Тогда я кое-что понял касательно умной молитвы.
Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго.