Спрашиваешь: как Бог, невидимый и неосязаемый, поскольку Он Дух есть, явился на земле? Ответ. Христиане должны это знать, и тебе не должно было об этом вопрошать, ибо это каждый день в церкви проповедуется, однако послушай вкратце об этом, ради лучшего утверждения. Бог невидимый, желая явиться на земле, с людьми пожить и спасение нам устроить, благоволил воплотиться от Пресвятой и Пренепорочной Девы Марии; плоть одушевленную, подобострастную нам, принял благоволением Небесного Отца и содействием Святого Духа, и стал человеком, как я и ты, кроме греха; и был Иисус Христос и Сыном Божиим, и Сыном Девы Богородицы, — не в двух лицах, но един в двух естествах, неслитно познаваемый. Поэтому православно Его исповедуем совершенным Богом и совершенным человеком: Он, как прежде воплощения Богом был, так и по воплощении Богом пребывает, совершенный Бог и совершенный человек Иисус Христос, в Нем двойное естество, но единая Ипостась. Так верует и исповедует Его Святая Церковь и поет: «Царь Небесный за человеколюбие на земли явися, и с человеки поживе: от Девы бо чистыя плоть приемый, и из Нея прошедый с восприятием, един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию. Тем-же совершенна того Бога и совершенна человека воистину проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего», и прочее (Стих. Богор. гл. 8 воскрес. на вечерни). Видим, как на земле явился Бог. В плоть нашу облекся и так явился. Так Невидимый стал видимым, так Неосязаемый стал осязаемым, так Неприступный Херувимам и Серафимам сделался доступным для грешников, так Безначальный начало принял, так Ветхий днями (Дан 7) младенцем стал, так Содержащего все концы земли материнские руки держали и носили, так Питающий всякую плоть материнским молоком питался, так возрастал летами и укреплялся духом (Лк 2:40) Неизменяемый, Вечный и Совершенный, так ходил по земле Бог, Царь Небесный, и между людьми обращался, и людьми виден был, и с людьми беседовал Сын Божий и Слово Отчее. Так Его видели апостолы Его, и осязали, и слышали из уст Его слова жизни, и беседовали с Ним, и ходили с Ним, и в след Его, и прочее, и нам проповедали. О, «блаженно чрево, носившее» Бога воплощенного, «и сосцы, Его питавшие» (Лк 11:27)! Блаженны руки, осязавшие Слово жизни! Блаженны очи, видевшие невидимого Бога, во плоти явившегося! Блаженны уши, слышавшие Слово Божие ипостасное! Блаженно то время, в которое Бог явился на земле! Блаженна та земля, по которой Царь Небесный ходил! Блаженны те ризы, которыми одевался Бог, «одевающийся светом, как ризою» (Пс.103:2)!

Поклонимся, возлюбленный, воплотившемуся Богу. Поклонимся на месте, «где стояли ноги Его» (Пс.131:7). Он ради нас, ради тебя и меня и ради всякого явился на земле. Пришел Свет наш к нам просветить тьму нашу. Пришел Бог наш к нам и уподобился нам. Пришел Господь наш к нам и в рабском облике восхотел послужить рабам Своим. Пришел Царь Небесный к поданным Своим на землю не судить их, согрешивших, но взыскать и спасти погибших. Пришел Создатель наш к нам, созданию Своему, возобновить и воссоздать растленное Свое создание. Пришел Пастырь добрый взыскать заблудших Своих овец. О, новое чудо! О, дивное дело Бога нашего! «Бог — Господь, и явился нам» (Пс.117:27). Царствующий во веки Господь Сил пришел: да благоговеет пред лицом Его вся земля. Уразумеем, брат, силу этого великого таинства. Ради нас Он пришел. Постараемся благоговейно встретить Его и поклониться Ему, и возлюбить явление Его, и сердце благодарное принести Ему вместо дара, и благоугодить Ему, да сподобимся благоугождать пред Ним в стране живых, и видеть Его одесную Бога сидящим во славе Отчей. Напишем, брат, великое сие дело на сердцах наших и день и ночь в том будем поучаться (См. Пс.1:2). Ибо нет ничего полезнее этого. Поминай Господа Иисуса, пришедшего спасти нас, и оттуда или утвердишься в благочестии, или возбудишься к благочестию. Ибо сие есть корень и начало веры и благочестия. Спасайся.