Представляет нам святое Его Евангелие иные многие хулы и поношения, языками фарисейскими и иудейскими на Господа нашего произнесенные, как-то: «Он богохульствует» (Мф.9:3); «не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?»(Ин 8:48); «Он одержим бесом и безумствует» (Ин 10:20), и прочее. Читай сам святое Евангелие и увидишь, что спасения ради нашего претерпел Господь наш и Владыка, увидишь, как «пришел (Господь) к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11). Если бы царь к своим рабам пришел избавить их от великого бедствия, и те не только бы не приняли его, но и всякими поносными словами обесчестили и обругали его, — воистину, удивления великого достойно было бы то. Тяжко слышать хуление от равного, тяжелее от низшего и еще тяжелее от подчиненного, что же сказать, если царю (благочестивому) придется хуление слышать от своих подданных, о которых он печется, промышляет и которых хочет блаженными сделать? Воистину велико было бы неистовство таковых людей, которые бы такую неблагодарность царю своему оказали, и как была бы удивительна любовь, милость и терпение царево (если бы незлобиво претерпел сие). Иисус Господь «пришел к своим, и свои Его не приняли», и не только не приняли, но и всякими поносными и хульными словами обругали. Не приняли Царя своего, пришедшего спасти их. Обесчестили Почтившего их прошествием Своим, похулили Господа своего, Господа славы похулили; Небесного Царя земные подданные Его обругали, Того обругали, Которого непрестанно хвалят Ангелы, Того обругали, Который хотел собрать их, как птица собирает птенцов своих под крылья свои. Слышал от них Царь их Небесный: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф.11:19; Лк 7:34); «Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского» (Лк 11:15); «не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» (Ин 8:48); «Он одержим бесом и безумствует» (Ин 10:20), и прочее. Вот чем воздали Господу, Царю и благодетелю Своему, люди Его. Да постыдится человек, не терпящий слышать укоризненного слова, когда Бог такие хулы терпел! Поминай, возлюбленный, время то, в которое Бог во плоти хулы от людей своих терпел. О, темное и мрачное и лютое время, в которое Бог языками человеческими хулим был! О, неистовые языки, которые Благословенного хулили! Так Бог воплотившийся нам благословение исходатайствовал! Так Агнец Божий Иисус взял на Себя грехи наши, и Его бесчестие нам славу исходатайствовало, и претерпленное Им хуление исходатайствовало нам благословение от Отца Небесного. Благословен Христос Бог, благоволивший так! Да будет имя Его благословенно со Отцом и Святым Духом вовеки, аминь. Помни, брат, что Господь, Которого хулили, придет в страшной славе Своей и будет судить людей. За грехи людей хулим был, но за грехи и судить будет людей. Станут пред Ним и цари, и вельможи, и князи, свободные и рабы, и хулители, и уничижители, и грешные, и праведные, и я, и ты, и всякий человек, и никто от суда Его не убежит, хотя и скрыться пожелает. О, страшный день тот, в который разгневанный Бог, праведный Судия явится! Насколько смиренным и кротким было первое пришествие Его, настолько славным и страшным будет второе. Уже близко оно, ближе, нежели вчера было, и нежданно, как молния, явится. Будем же бодрствовать и молиться, потому что не знаем дня и часа, в который Сын Божий явится. Спасайся.