Просишь, чтобы я написал тебе еще о Спасителе нашем. Хорошо, и мне это полезно. Предлагаю тебе о том (рассуждение). Читаем в Евангелии, что когда Сын Божий «был двенадцати лет» и когда «по обычаю» Матерь Его святая с Ним и с Иосифом пришла «в Иерусалим на праздник Пасхи и, по окончании дней праздника», возвращалась в свой дом, то на пути заметила, что возлюбленного Сына Ее не было с ними, и, поискав Его «между родственниками и знакомыми и не найдя Его», возвратилась в Иерусалим взыскать Его. Где же Его нашли? Слушай, что говорит евангелист: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк 2:46-47). Примечай здесь, брат:

1) Где Спаситель наш Господь обретен святой Матерью Своей? Не на торжище, ни на ином подобном месте, но в церкви, где закон Божий толковался. Там Его отыскала, «сидящего посреди учителей, и слушающего их, и спрашивающего их». Так и ныне в тех сердцах Он обретается, которые «в законе Господнем день и ночь поучаются». В них Он звание Свое учительское совершает; слушает их, сердечно молящихся Ему, и отвечает им в сердцах их; просвещает их светом Своим, вразумляет, умудряет, открывает тайны Свои и в удивление приводит; возбуждает в них истинную и живую веру, возжигает любовь и учит смирению и кротости. А удаляется от тех, которые суету, ложь и беззакония замышляют и в тех поучаются. Рассуждай об этом и поучайся в законе Господнем. «Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и на седалище губителей не сел: но в законе Господне воля его, и в законе Его поучится день и ночь» (Пс.1:1-2).

2) Премудрость, и разум, и ответы Его, для отроческого возраста необычные, показывали, что Он есть ипостасное Слово Божие, Отчая премудрость и сила, во плоти явившаяся и между людьми живущая. «Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его».

3) Сын Божий, ипостасная Божия премудрость, не гнушался слушать людей — законоучителей, тем более нам, хотя считаем себя мудрыми, должно слушать всякого — и презираемого, и простого, и неученого, — когда полезное что говорит; смотреть не на лицо, но на слово, и рассуждать не о том, кто говорит, но о том, что говорит. Ибо часто простой и азбуки не знающий лучше скажет, нежели мудрец. Рассуждай об этом.

4) Христос Сын Божий, Отрок, в церкви обретенный и сидящий посреди учителей, учит нас Своим примером, что от юности должно нам учиться закону Божию и в церковь Божию ходить на молитву и слушание Божия Слова. Блажен тот, кто лета юности своей в том проводит. Как семя, посеянное в свежей земле, лучше растет, нежели на другой, так и семя Слова Божия лучше и удобнее прозябает в юном сердце, нежели в застарелом и мирской любовью упоенном. Поскольку юное сердце еще свежее и суетами мирскими не наполнено, оно удобнее принимает Слово Божие, нежели сердце, оскверненное мирской суетой. В пустой сосуд все удобно вливаем, а наполненный сосуд надо прежде освободить и потом уже, что потребно, вливать. Поэтому детей своих прежде всего учи закону Божию и прочему христианскому благочестию. Не следуй тем родителям, которые детей малых иностранным языкам, красноречию и танцам научить стремятся, а закон Божий оставляют. Ни малейшей искры христианства не имеют таковые родители и детей своих в тот же ров влекут, как слепые. Они детей своих на временную жизнь рождают, но своим нерадением и примером вечную жизнь отнимают у них. Старайся же на юном сердце сеять доброе семя, чтобы в совершенном возрасте принесло добрый плод. От доброго семени доброго и плода ожидаем, как от злого злой плод рождается. Спасайся.